Международные учетные стандарты определяют основные направления учета и оценки соответствующих объектов учета.
Разрабатываются они комитетом по международным бухгалтерским стандартам при участии Организации Объединенных Наций, ее Экономического и социального совета, Комиссии по транснациональным корпорациям, Межправительственной рабочей группы экспертов по международным стандартам учета и отчетности и ряда других организаций. Основное назначение международных учетных стандартов – гармонизация учета и отчетности в различных странах.
Каждый стандарт состоит из следующих элементов: номер стандарта, его название, основные определения (термины и выражения, используемые в стандарте), ссылки (указания на другие стандарты), содержание, разъяснения (поясняются принципиальные моменты), дата вступления стандарта в силу.
Международные стандарты отличаются гибкостью и предлагают, как правило, альтернативные решения одних и тех же вопросов. Они не являются строго обязательными для всех стран. Большинство стран на основе международных стандартов разрабатывают национальные стандарты.
|
|
В настоящее время наиболее распространены две системы международных норм в области бухгалтерского учета и составления отчетности – GAAP (Generally Accepted Accounting Principles – общепринятые учетные принципы) и IAS (International Accounting Standards – международные стандарты финансовой отчетности – МСФО), основные положения которых с учетом национальной специфики используются во всех странах с развитой рыночной экономикой.
В России переход на применение международных стандартов бухгалтерского учета начался еще в 1992 г.
27 июля 2010 г. был принят Федеральный закон № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности». Таким образом, в России было введено законодательное требование об обязательном применении Международных стандартов финансовой отчетности (МФСО) для консолидированной отчетности всеми общественно значимыми компаниями с 2012 г.
Согласно Закону N° 208-ФЗ консолидированная финансовая отчетность в соответствии с МСФО должна публиковаться:
кредитными организациями;
страховыми организациями;
иными организациями, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг.
В Законе № 208-ФЗ указывается, что применению на территории РФ подлежат МСФО и Разъяснения МСФО, принимаемые Фондом МСФО и признанные в порядке, установленном с учетом требований законодательства РФ Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
|
|
12 декабря 2011 г. был опубликован приказ Министерства финансов РФ № 160н от 25 ноября 2011 г. «О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации», утвердивший признание для применения на территории Российской Федерации 37 МСФО и 26 Разъяснений МСФО.
В соответствии с постановлением Правительства РФ № 107 «Об утверждении Положения о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации, утвердившего признание для применения на территории Российской Федерации» эти стандарты и разъяснения могут применяться для составления консолидированной финансовой отчетности, публикуемой в соответствии с Федеральным законом «О консолидированной бухгалтерской отчетности», с момента их официального опубликования.
Организации, попадающие в сферу действия закона, Должны составлять, представлять и публиковать консолидированную финансовую отчетность, начиная с отчетности за год, следующий за годом, в котором МСФО признаны для применения на территории Российской Федерации. С учетом того, что процедура признания для применения на территории РФ первых стандартов была завершена в 2011 г., консолидированная финансовая отчетность по МСФО должна представляться организациями (за исключением организаций, для которых установлены особые сроки) начиная с отчетности за 2012 г. Годовая консолидированная финансовая отчетность на русском языке представляется участникам организации, в том числе акционерам, до проведения общего собрания участников организации, но не позднее 120 дней после окончания года, за который составлена данная отчетность.
Годовая консолидированная финансовая отчетность также представляется:
организациями, за исключением кредитных организаций, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти;
кредитными организациями в Центральный банк Российской Федерации.
Другие организации будут представлять и публиковать консолидированную финансовую отчетность по МСФО начиная с отчетности за 2015 г. Годовая консолидированная финансовая отчетность подлежит обязательному аудиту. Аудиторское заключение представляется и публикуется вместе с указанной консолидированной финансовой отчетностью.
Организация должна публиковать годовую консолидированную финансовую отчетность не позднее 30 дней после дня ее представления.
Главная задача реформы состоит в создании приемлемых условий последовательного, полезного, рационального и успешного выполнения системой бухгалтерского учета присущих ей функций в конкретной экономической среде.
В результате перехода на МСФО:
– будет обеспечена непротиворечивость российской системы бухгалтерского учета общепризнанным в мире подходам к его ведению;
сформирована модель сосуществования и взаимодействия системы налогообложения и системы бухгалтерского учета;
будут введены процедуры корректировки бухгалтерской отчетности в связи с инфляцией;
пересмотрены допустимые способы оценки имущества и обязательств;
созданы механизмы обеспечения открытости (публичности) бухгалтерской отчетности.
Ключевым элементом реформирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами являются разработка новых и уточнение ранее утвержденных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету, внедрение их в практику.
Вопросы для самоконтроля
1. Что нужно понимать под хозяйственным учетом?
2. Что такое оперативный учет?
3. Какую роль играет статистический учет в хозяйственном учете?
|
|
4. В чем отличие бухгалтерского учета, от статистического и оперативного?
5. Какие виды учета включает в себя бухгалтерский учет?
6. Сущность налогового учета.
7. Какие виды измерителей используются в учете?
8. Какие требования предъявляют к бухгалтерскому учету?
9. Какие документы осуществляют нормативное регулирование бухгалтерского учета?
Тест
1. Каждый вид учета осуществляется на местах производства работ, в связи с чем его сведения ограничиваются рамками организации:
а) бухгалтерский учет;
б) статистический учет;
в) оперативный учет.
2. Что отличает бухгалтерский учет от оперативного и статистического?
а) согласованность, прерывность, гласность;
б) независимость, согласованность, прерывность;
в) взаимосвязанность, непрерывность, сплоченное
отражение.
3. С помощью какого измерителя можно определить количество затраченного труда?
а) стоимостный;
б) натуральный;
в) трудовой.
4. Какие требования предъявляются к хозяйственному учету?
а) своевременность и достоверность;
б) своевременность, достоверность, сопоставимость,
доступность, экономичность;
в) сопоставимость и доступность.
5. Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется:
а) Правительством РФ;
б) президентом РФ;
в) Министерством финансов Российской Федерации
и ведомствами.
6. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета включает документы:
а) трех уровней;
б) пяти уровней;
в) четырех уровней.
7. Первый уровень документов нормативного регулирования бухгалтерского учета включает:
а) Положения по ведению бухгалтерского учета;
б) законы, указы президента, постановления Правительства РФ;
в) инструкции, методические указания.
8. К документам какого уровня относятся План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению?
а) второго;
б) четвертого;
в) третьего.