Одним из элементов метода бухгалтерского учета является правило двойной записи, которое заключается в следующем: всякая хозяйственная операция затрагивает два счета (две статьи баланса) и поэтому должна записываться дважды – в дебет одного счета и в кредит другого. Причем записи на счетах производятся таким образом, что дебет одного счета может быть взаимосвязан с кредитом одного или нескольких счетов, а кредит одного счета – с дебетом одного или нескольких счетов в одинаковых суммах.
Благодаря методу двойной записи объекты бухгалтерского учета получают отражение на счетах во взаимной связи.
Процедура определения счетов, затрагиваемых данной хозяйственной операцией, и последующего отражения на бухгалтерского учета
этих счетах суммы произведенной операции называется бухгалтерской проводкой.
Бухгалтерская проводка составляется только на основании бухгалтерских документов.
Для составления бухгалтерской проводки по какой-либо хозяйственной операции необходимо:
|
|
определить сущность происходящих в результате операции изменений в хозяйственных средствах организации;
по плану счетов выбрать счета, по дебету и кредиту которых должна быть записана сумма данной хозяйственной операции.
Взаимная связь между счетами, возникающая при двойной записи, называется корреспонденцией счетов, а счета, между которыми возникает такая связь, называются корреспондирующими счетами.
В результате обработки документов бухгалтер устанавливает корреспонденцию счетов или проводку, указывая дебетуемый и кредитуемый счета. Проводка (корреспонденция) может быть простой, если на основании документа по операции указываются два счета, и сложной – при участии трех и более счетов, т. е. дебет одного счета и кредит нескольких счетов или наоборот.
Пример.
1. Выдана из кассы заработная плата работникам организации 50 000 руб.
В данной хозяйственной операции участвуют два счета.
Составляем простую бухгалтерскую проводку:
Дебет «Расчеты с персоналом по оплате труда» Кредит «Касса» – 50 000 руб.
2. Выдана из кассы заработная плата работникам организации 50 000 руб. и деньги под отчет на командировочные расходы 6000 руб.
В хозяйственной операции участвуют три счета.
Сложная проводка:
Дебет «Расчеты с персоналом по оплате труда» – 50 000 руб.
Дебет «Расчеты с подотчетными лицами» – 6000 руб.
Кредит «Касса» – 56 000 руб.
Сложную проводку можно выразить двумя простыми проводками:
Дебет «Расчеты с персоналом по оплате труда» Кредит «Касса» – 50 000 руб.