Общая характеристика социальной власти и норм догосударственного периода

Общество и государство существовали не всегда. Если первое возникло около 3 - 4,5 миллионов лет назад, то второе — всего лишь 5-6 тысяч лет назад. Сам человек как существо, производящее орудия труда, существует около 2 миллионов лет, и почти все это время изменения условий его существования приводили к изменениям самого человека - совершенствовались его мозг, конечности и пр. И только около 40 тыс. лет тому назад, когда возник человек современного типа - «хомо сапиенс», он перестал меняться, а вместо этого стало сначала очень медленно, а потом все более стремительно изменяться общество, что и привело около 50 веков тому назад к возникновению первых государств и правовых систем.

Общество — это совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. Объяснение общественной природы человека на протяжении всей истории, оставалось центральной проблемой всех теорий общества. Прежде всего, общество состоит из людей, индивидов, которых может быть больше или меньше, среди них могут быть бедные и богатые, равноправные и неравноправные, они могут быть более или менее одинаковыми или значительно различаться по характеру — тем не менее, ясно, что «кирпичиком» общества всегда является единичный человек.

Очевидно, что как общество не существует без индивида, так и индивид не существует без него. Общество является не просто механическим объединением, совокупностью индивидов, а организацией, возникшей на основе определенных правил. Жить в обществе и быть свободным от общества — нельзя. Любое сообщество людей можно определить по тому, из каких индивидов оно слагается, а индивида в свою очередь можно определить по признаку, к каким сообществам он принадлежит. В общественной системе любой сложности и любого уровня организации люди выступают в качестве главного компонента, он действуют, организуясь в различные группы: национальные, сословные, классовые, политические, религиозные и т.п. Общество — это поле деятельности людей, которые создают историю.

Обществу присущи различные формы организации: на первобытно-общинной стадии — родоплеменная, позже — политическая. Политической форме общественной организации всегда соответствуют государство, обладающее аппаратом управления, законы и учреждения, контролирующие их исполнение.

Образованию государства предшествовал первобытно-общинный строй — древний тип коллективного или кооперативного производства, который был результатом беззащитности отдельного, обособленного человека перед окружающей природой. Трудовые навыки только формировались, орудия труда были примитивны. Однако с момента естественного возникновения коллективности труд человека становится совместным трудом всех членов общины, которая выступала экономической формой организации людей. Характер собственности был общим, иными словами, все орудия труда, добытые с их помощью средства к существованию (плоды, рыба, животные и т.п.) принадлежали всем. Поскольку орудия труда и средства к существованию использовались коллективно, распределение продуктов труда было уравнительным. Такая коллективность, общность была своеобразным «коммунизмом», но не как результат какого-либо обобществления, а как естественное состояние первоначально возникшей коллективности.

Экономика общества догосударственного периода характеризовалась:

q низким уровнем производительности - все, что производилось, потреблялось;

q наличием коллективной собственности;

q отсутствием товарообмена и присутствие дарообмена.

В таких условиях не могли возникнуть ни частная собственность, ни эксплуатация. Это было общество экономически равных, но равных в бедности, людей. При этом неукоснительно реализовывались два принципа (обычая): реципроктность (все, что производилось, сдавалось в «общий котел») и редистрибуция (все сданное перераспределялось между всеми, каждый получал определенную долю). На иных основах первобытное общество просто не могло существовать, оно было бы обречено на вымирание.

Именно в этот период начался переход от охоты и собирательства к производящей экономике, который в современной литературе именуется неолитической революцией (10-15 тыс. лет до н.э.), когда экономика развивалась по двум взаимосвязанным направлениям:

- совершенствование орудий труда (грубые каменные орудия, более совершенные каменные орудия, медь, бронза, железо и т.д.);

- совершенствование способов, приемов и организации труда (собирательство, рыбная ловля, охота, скотоводство, земледелие и прочее; разделение труда, включая крупные общественные разделения труда, и т.д.).

Неолитическая революция привела к регулярному появлению прибавочного продукта. Фактическое увеличение производства во всех отраслях сделало рабочую силу человека способной производить большее количество продуктов, чем это было нужно для ее поддержания, следовательно, функция создания продукта и функция его присвоения расчленяются. То есть неолитическая революция являлась переходом от присваивающей экономике к производящей.

Важнейшим этапом на пути к государству явилась специализация производства, повлекшая за собой общественное разделение труда. Истории известно три основных разделения труда. Первоначально все члены первобытного общества занималось общей, одинаковой для всех деятельностью. Первое разделение труда произошло когда земледелие отделилось от скотоводства. Появление двух видов производства дало возможность осуществлять регулярный обмен, который в первую очередь развивался у кочевых народов, образ жизни которых постоянно приводил их в соприкосновение с чужими общинами и обмену продуктов. Проникновение товарных отношений в общину способствует ее разложению, ибо обмен есть главное средство обособления индивидов. Вторым крупным общественным разделением труда было отделение ремесла от земледелия. Внутри родовой организации постепенно складывается имущественная и производственная разобщенность, происходит значительное имущественное расслоение. Среди соплеменников появляются богатые и бедные. В период господства присваивающей экономики не было заметно наличие избыточного прибавочного продукта, а с появлением скотоводства, земледелия, ремесла регулярный обмен становится просто необходимым, возникают в довольно значительном масштабе товарные отношения, для осуществления которых требуются люди, специально занимающиеся обменом продуктов между общинами. Это приводит к третьему крупному общественному разделению труда — появлению класса купцов, социального слоя людей, которые уже не участвуют непосредственно в процессе производства, а занимаются только обменом продуктов. Они становятся неустранимыми посредниками между производителями (земледельцами, скотоводами, ремесленниками) и извлекают при этом прибыль.

Разделение труда и связанное с ним совершенствование орудий труда дали толчок росту производительности труда, человек стал производить больше, чем он потреблял - возник избыточный продукт и возможность накопления общественных богатств. Избыточный продукт, в конечном счете, и привел к возникновению частной собственности, в результате чего общество раскололось на имущие и неимущие классы, на эксплуататоров и эксплуатируемых.

Важнейшим последствием появления частной собственности выступает выделение публичной власти, уже не совпадающей с обществом и не выражающей интересы всех его членов. Властная роль переходит к богатым людям, превращающимся в категорию управляющих. Они создают для защиты своих экономических интересов новую политическую структуру — государство, которое, прежде всего, служит инструментом реализации воли имущих.

Первобытно-общинный строй последовательно проходит несколько этапов в своем развитии.

1. Период дикости (каменный век, детство человеческого рода) большинство народов пережило примерно 30 тысяч лет назад, когда осуществлялось присвоение готовых продуктов природы, добываемых с помощью примитивных орудий труда, а искусственно созданные человеком предметы служили главным образом вспомогательными орудиями такого присвоения (камень, палка, копье и т.п.). Общественным устройством этого периода являлась стадная общность, первобытное стадо.

2. Период варварства подразделяется на две крупные эпохи: бронзовый век и железный век. В первой из них возникает домашнее животноводство, начинается возделывание сельскохозяйственных культур, усложняются и специализируются орудия труда для выполнения различных операций (появляются топор, нож, шило, скребок, наконечники стрел и копий и т.д.). Накапливается опыт производственной деятельности в виде специальных приемов трудовых операций в каждом конкретном деле. Предметы потребления стали результатом труда, например, прирученное животное, его приплод, урожай злаковых культур с засеянного поля (а не найденного готовым в природе). Изменились и производственные отношения — коллективное присвоение продуктов природы переросло в коллективное присвоение продуктов труда, а общее владение орудиями труда и продуктами потребления трансформировалось в общинную собственность.

Стала другой общественная организация — первобытное стадо преобразовалось в род как носитель и накопитель коллективного опыта труда, который постоянно совершенствовался. Родовая община - объединение людей, основанное на родственных связях, общности имущества и труда. На более поздних стадиях развития общества роды объединялись в племена, объединяющие близкие роды, а затем и союзы племен. Такое укрупнение позволило:

§ более эффективно противостоять силам природы,

§ использовать более совершенные приемы труда (например, охоту загоном),

§ успешнее отражать агрессию соседей и самим нападать на них: происходило поглощение более слабых, необъединенных.

§ способствовало более быстрому освоению новых орудий и приемов труда.

Однако сама возможность объединения в решающей мере зависела от уровня развития экономики, от производительности труда, определявших, какое количество людей могла прокормить определенная территория. В тот же исторический период возникла необходимость в управлении общественными делами, то есть потребность во власти, но государства еще не было в родовом устройстве общества.

По мере роста производительности труда накапливаются стада, которые вначале принадлежат всему племени, потом роду, затем отдельным патриархальным семьям; земля также сначала была общей собственностью, затем становится объектом пользования отдельных семей, закрепляется по наследству. У разных народов возникновение частной собственности вызывало различные формы расслоения на богатых и бедных, эксплуататоров и эксплуатируемых, что привело к появлению противоположных классов, наличию непримиримых, антагонистических противоречий между ними. До определенного времени эти противоречия были неявными, не проявлялись в открытом столкновении. Но развитие производства сопровождается усилением эксплуатации чужого труда, приводит к острым непримиримым конфликтам внутри общества. В данных условиях родоплеменные связи теряют свое значение, органы родового строя оказываются неспособными урегулировать общественные разногласия, возникающие в связи с частной собственностью. Поэтому появляется новая организация уже не всего общества, а только его части — собственников средств производства, для охраны сложившихся экономических отношений имущественного неравенства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: