Для того чтобы более глубоко понять, что собой представляет государственно-организованное общество, необходимо рассмотреть сущность государства.
Сущность любого явления есть главное, основное, определяющее в этом явлении, это совокупность внутренних характерных черт и свойств, без которых явление теряет свою особенность, своеобразие. Существует несколько подходов в исследовании этого вопроса.
Классовый подход состоит в том, что государство рассматривается как политическая организация, которая поддерживает господство одного класса над другим, причем меньшинства над большинством, а сущность такого государства заключается в диктатуре экономически и политически господствующего класса. Такое понятие государства отражает идею государства в собственном смысле слова, которое является орудием диктатуры этого класса. Так, известные господствующие классы осуществляли диктатуру рабовладельцев, феодалов, буржуазии. Диктатура класса определяет основные цели, задачи и функции этих государств.
С точки зрения общесоциального подхода государство есть политическая организация-ассоциация, члены которой объединяются в единое целое публично-властными отношениями и структурами, есть орудие и средство достижения компромисса между ними.
В сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить либо классовое начало (насилие), что характерно для эксплуататорских государств, либо общесоциальное (компромисс), что все больше и больше проявляется в современных посткапиталистических и постсоциалистических обществах.
Теория элит предполагает, что государственная власть должна принадлежать определённому кругу лиц, элите, которая и должна управлять остальными «инертными» массами.
Технократическая теория предполагает, что процесс управления очень сложен, и доступен лишь профессионалам-управленцам, менеджерам, которые и должны управлять массами.
Любое современное демократическое государство с точки зрения его сущности можно охарактеризовать как орудие и средство социального компромисса по содержанию и как правовое — по форме. Сущность государства как политической организации особенно ярко проявляется в его сопоставлении с гражданским обществом, которое включает в себя все богатство общественных отношений за пределами политического государства. Государство и гражданское общество предстают как единство формы и содержания, где форма представлена правовым государством, а его содержание — гражданским обществом.
Тема 4. Государство и общество [19].
Общество (в широком смысле) – совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; (в узком смысле) – конкретный тип социальной системы, определенная форма общественных отношений. Общество создается на основе интересов, которые осуществляются в результате взаимного сотрудничества его индивидов. Организованность общества зависит от сочетания общих и индивидуальных интересов его членов. Учет различных интересов, упорядоченность деятельности людей, участвующих в производстве, обмене и потреблении материальных благ, достигается с помощью различных структур общества и, в первую очередь, государства.
Хронологические рамки общества и государства не совпадают: государство – результат определенного развития общества на этапе становления производящей экономики, финального формирования земледельческих культур. По характеру государства можно судить о характере всего общества, его сущности.
Социальное назначение государства в рамках общесоциального подхода:
· Самосохранение общества как единого целого;
· Безопасность и смягчение социальных противоречий;
· Содействие экономическому и культурному развитию общества;
· Внедрение правовых начал взаимоотношений.
Рожденное развивающимся обществом государство приобретает по отношению к нему относительную самостоятельность. Степень этой самостоятельности зависит как от внутренних, так и от внешних условий их взаимодействия и развития. Если на ранних стадиях становления общества государство имело дело с относительно малыми группами, то позднее оно имеет дело с многочисленным населением, его акции затрагивают массы людей, становятся политикой. А для ее проведения нужен особый слой людей – аппарат государства, который наделяется властью, имеют институализированный характер, осуществляется посредством органов и учреждений. Государство вследствие этого усиливает свою самостоятельность.
Понятие «относительная самостоятельность государства» выражает его зависимость от экономики, политики, идеологии и одновременно активность во всех сферах общественной жизни.
Принято различать обычную относительную самостоятельность государства и исключительную (чрезвычайную). Первая означает: государство, служа, прежде всего, интересам уполномочившего его класса (групп, сословий), обеспечивает и свои интересы. Вторая самостоятельность предполагает: государство, удовлетворяя свои интересы, служит тем самым интересам господствующего класса (общества).
Признаки исключительной относительной самостоятельности государства:
1. Обострение противоречий между интересами власти и потребностями экономического и общественного развития страны.
2. Массовые репрессии и бесцеремонное нарушение закона, фальсификация выборов, подлог, шантаж, подкуп и др.
3. Приукрашивание государственности, демагогия, игнорирование решений конституционных органов власти.
4. Обладание правительством большой самостоятельностью, но в довольно узких рамках.
Существует особая форма внутригосударственной самостоятельности – самостоятельность отдельных звеньев государственного аппарата по отношению к другим его частям и по отношению к государству в целом.
Внутригосударственную относительную самостоятельность обычно делят на обычную и исключительную. Первая выступает как естественный результат наделения компетенцией соответствующих органов, вторая – как результат узурпации компетенции.