Формационный подход к типологии государств

Марксистская теория связывает тип государства с типом общественно-экономической формации[22] и выделяет: рабовладельческое; феодальное; буржуазное и социалистическое государства.

В основе типизации государств лежит категория общественно-экономической формации, основанной на том или ином способе производства, отражающей соотношение базиса и надстройки, классовой сущности, целей, задач и функций государства с позиции его социального назначения.

Известная «триада» К. Маркса делит мировую историю на три макроформации:

ü первичную (архаичную),

ü вторичную (экономическую)

ü и третичную (коммунистическую), получившие название общественных.

Основными критериями такой классификации являются наличие или отсутствие:частной собственности; противоположных классов; товарного производства. Следовательно, государственно-организованное общество — элемент экономической общественной формации, в рамках которой выделяются соответствующие способы производства: азиатский, античный,феодальный, буржуазный.

При этом в основу деления истории социального развития положена идея естественно-исторического процесса смены одной общественно-экономической формации другой, причем каждая последующая логически и исторически вытекает из предыдущей, в которой подготавливаются все экономические, социальные и политические предпосылки перехода к новой, более высоко организованной формации.

По формационной типологии люди вступают между собой в определенные связи и отношения, а в рамках этих общественных связей и отношений складываются их отношения к природе и процессу производства. В процессе труда складываются отношения, обусловленные потребностями технологии и организации производства, например, отношения между рабочими различных специальностей, между организаторами и исполнителями, связанные с технологическим разделением труда внутри производственного коллектива или в масштабах общества. Это — производственно-технические отношения.

В производстве, кроме этих отношений, между людьми складываются также экономические отношения. Производственно-экономические отношения и называются собственно производственными отношениями. Они отличаются от производственно-технических отношений тем, что выражают отношения людей к средствам производства, т.е. к собственности. Так люди, лишенные всех или основных средств производства, неизбежно оказываются в экономической зависимости от собственников средств производства, что предопределяет отношения господства и подчинения между ними.

Исторически конкретными видами эксплуататорских производственных отношений прошлого являются отношения рабовладельческой, феодальной и капиталистической общественно-экономических формаций. Кроме основных, существуют также переходные производственные отношения, когда в рамках одного и того же хозяйственного уклада сочетаются элементы различных производственных отношений.

Отношения собственности пронизывают все сферы экономических отношений — производства, обмена, распределения и потребления материальных благ и обусловливают распределение средств производства и распределение людей в структуре общественного производства (классовую структуру общества). Непосредственно в процессе производства различные отношения собственности находят выражение в способе соединения производителя со средствами производства, определяют характер отношений между людьми в процессе производства и формы распределения материальных благ. Таким образом, производственные отношения — это совокупность материальных экономических отношений между людьми в процессе общественного производства и движения общественного продукта от производства до потребления.

Надстройка это совокупность идеологических отношений, взглядов и учреждений. В нее входят государство и право, а также мораль, религия, философия, искусство, политическая и правовая формы сознания и соответствующие учреждения. В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышаются юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные, формы общественного сознания. Конкретный исторический базис определяет собой характер и тип общественной надстройки. Поворот в экономическом строе данного общества вызывает изменение, переворот во всей общественной надстройке.

Идеи и учреждения (как и сами экономические отношения) создаются людьми не по произволу, а в соответствии с существующими общественными, прежде всего экономическими условиями (т.е. базисом) и общественными законами. В развитии общественных идей существует относительная самостоятельность. Разрыв с традициями, нормами, господствующими идеями происходит у образованных слоев общества под влиянием общественных условий, противоречий, борьбы классов. Лишь, в конечном счете, философские, эстетические, моральные, религиозные и другие идеи определяются экономическим базисом. А непосредственно на их возникновение и изменение оказывают влияние предшествующие идеи, а также идеологическая и политическая борьба классов, партий. Связь базиса и надстройки носит диалектический характер. Возникнув однажды на определенном базисе, надстройкаоказывает обратное и притоммощное воздействие на базис и развитие общества в целом, но в этом взаимодействии определяющую роль, в конечном счете, играет базис. При этом различные элементы надстройки неодинаково связаны с базисом и испытывают его влияние и, в свою очередь, влияют на него непосредственно (например, политика) или более опосредованно (например, философия). Обратное воздействие надстройки имеет различный характер. Ф.Энгельс, характеризуя роль государства как политической надстройки, писал: «Обратное действие государственной власти на экономическое развитие может быть троякого рода. Она может действовать в том же направлении — тогда дело идет быстрее; она может действовать против экономического развития — тогда в настоящее время у каждого крупного народа она терпит крах, через известный промежуток времени; или она может ставить экономическому развитию в определенных направлениях преграды и толкать его в других направлениях. Этот случай сводится, в конце концов, к одному из предыдущих. Однако ясно, что во втором и третьем случаях политическая власть может причинить экономическому развитию величайший вред и может вызвать растрату сил и материала в массовом количестве». То, что сказано Энгельсом о роли государства, можно сказать и о роли надстройки в целом. Надстройка, таким образом, всегда играет активную роль в обществе.

Каждая новая общественно-экономическая формация на первом этапе становления обеспечивает прогресс в развитии производительных сил в силу того, что производственные отношения по своему характеру опережают их уровень. Второй этап характеризуется соответствием характера производственных отношений уровню развития производительных сил общества, что обычно свидетельствует о его расцвете. Однако действующий закон постоянного развития производительных сил общества приводит к тому, что на третьем этапе их уровень перестает соответствовать «старым» производственным отношениям, что вызывает формирование «новых», постепенно складывающихся внутри этого общества. Количественное их накопление приводит к качественным изменениям, модифицируются формы собственности, что связано с появлением новых классов и социальных групп, имеющих противоположные интересы, а это в свою очередь требует государственного оформления. Происходит политическая революция, рождается иная по своей сущности, целям, задачам и функциям политическая организация, возникает другое государство.

Необходимо учитывать, что каждое государство развивается в конкретном обществе, в конкретное время и в конкретных исторических, географических, внешних условиях. Категория «тип государства» абстрагируется от них и берет во внимание наиболее общие черты их возникновения, развития и отмирания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: