Понятие и содержание функций государства

Функции государства - основные направления деятельности государства, в которых выражается сущность и социальное назначение государственного управления обществом. Функциями являются не все, а лишь основные направления деятельности государства. Реализация функций осуществляется в определенных формах и особыми методами, присущими государственной власти.

Функции государства тесно связаны с характеристиками государства, его типом и формой. В функциях государства выражаются его сущность и социальное назначение, цели и задачи. Функции не могут реализоваться внутри самой государственной организации: они реализуются в воздействии на общественные отношения. Возникнув как продукт общества, государство становится по отношению к нему управляющей системой, деятельной силой, воздействующей на все важнейшие процессы, происходящие в нем. Государство ни в коем случае не есть нечто инертное, оно всегда действует и действует очень энергично. Это активное, деятельное начало является способом его существования.

Функции государства постоянно присущи ему в течение всего исторического периода его существования. Функции не являются чем-то раз и навсегда, навечно данным, фундаментальным, застывшим и неизменным. С эволюцией государства, эволюционируют и его функции. Если к власти приходят другие политические силы, то изменяются и функции государства. В зависимости от конкретно – исторических условий одни функции могут выдвигаться вперед, оттесняя все остальные (например, функция обороны нашей страны в период Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.), либо элементы общих функций могут приобретать самостоятельное значение. Это могут быть функции организации общественных работ (например, строительство ирригационных сооружений в азиатских странах), объединение проживавших в пределах государства многочисленных племен и народностей в одну нацию (для бывших колоний, получивших государственную независимость лишь в ХХ веке), обеспечение прав и свобод граждан (современные развивающиеся страны, в которых осуществляется переход к правовому государству), охраны природы (в странах, где серьезно нарушено экологическое равновесие) и другие. Вместе с тем в определенные периоды на первый план могут выдвигаться функции, имеющие максимальное значение.

Вместе с тем, основная масса функций присутствует в том или ином виде в любом государстве, независимо от формации. Каждая из функций присущая любому государству, независимо от формы правления и формы государства.

В условиях научно-технической революции, принявшей глобальные масштабы, возрастает значение функций по поддержанию экологического равновесия; борьбы с болезнями (в частности, СПИДом); международное культурное и научно-техническое сотрудничество при решении проблем, не укладывающихся в рамки интересов отдельных стран (освоение космоса, изучение и использование ресурсов мирового океана, создание всемирной службы погоды, охрана среды и рациональное ее использование; разработка международных стандартов и всемирной радио- и телевизионной связи, развитие транспортных средств).

В правовом механизме функций государства выделяют:

Объект функции – это совокупность общественных отношений (производственных, идеологических, межклассовых и т. д.), обладающих определенной спецификой, на которую нацелено воздействие государства в виде своих органов.

Субъект функции – совокупность государственных органов, в компетенцию которых входит воздействие на конкретную область общественных отношений.

Нормативно правовую базу функций – совокупность законов и подзаконных нормативно правовых актов, на основе и восполнение которых действует группа государственных органов, реализуя ту, или иную функцию государства.

Социальное назначение государства определенного исторического типа в регулировании данной группы отношений;

Практическая деятельность государства (по реализации своего назначения);

Конечная цель (на достижение которой направлена регулирующая деятельность государства в рамках данного вида отношений)[23].

Следует различать функции государства и функции отдельных государственных органов и должностных лиц.

1. Функции государственных органов в отличие от функций государства не могут непосредственно выражать сущность конкретного государства. Функции государственных органов раскрываются в процессе конкретной деятельности отдельных звеньев государственного аппарата в пределах их компетенции.

2. Функции государства – это политико-философская категория. Они объективны по своему характеру и не зависят от воли людей. Функции государственных органов – понятие юридическое и их содержание не вполне объективно. Они зависят от проявлений интеллекта и воли руководителя этих органов и других должностных лиц.

3. Функции государственных органов подчиняются функциям государства их целям и требованиям.

Формы реализации функций государства представляют собой деятельность конкретных государственных органов по их реализации, бывают двух (трех) видов:

1. Правовые:

а) Правотворческая форма – деятельность по подготовке и изданию нормативных актов;

б) Правоприменительная деятельность по реализации нормативных актов путём принятия права, это ежедневная работа по выполнению законов и по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера;

г) Правоохранительная – деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина, по предупреждению правонарушений и привлечению к юридической ответственности виновных лиц.

В) Правообеспечительная и т.п.;

2. Неправовые или организационные:

а) Организационно-регламентирующие – это текущая работа структур по обеспечению функционирования органов государства, связанная с подготовкой проектов документов, организацией выборов, референдумов и т. д.

б) Организационно - хозяйственные – это оперативно – техническая и хозяйственная работа, связанная с бухгалтерским учетом, аудитом, статистикой, информацией, снабжением, сбытом и т.д.

в) Организационноидеологические – это повседневная воспитательно–разъяснительная, пропагандистская–агитационная работа по идеологическому обеспечению выполнения различных функций государства, связанная с разъяснением вновь изданных нормативных актов, формированием общественного мнения и т. п.

В.Д. Венгеровым выделяются антиправовые формы реализации функций государства противоположные праву и противопоставленные ему. Примером может послужить судебное разбирательство над государственным служащим в связи с осуществлением последним своей деятельности не надлежащим способом (не соответствующим закону). Следует добавить, что эти формы возникают в результате противоправных действий государственных органов.

Функции государства: это основные (главные) направления (стороны, виды) деятельности государства по реализации стоящих перед ним задач для достижения определенных целей, обусловленных как классовой, групповой, так и общесоциальной его сущностью и назначением.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: