Бюджетная система и бюджетное право

Бюджетная система - это совокупность бюджетов разных уровней, находящихся в определенной взаимосвязи, основанная на экономических взаимоотношениях и бюджетном праве.

Бюджетное право - это совокупность правовых норм, регламентирующих деятельность государственных органов власти и управления по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов.

В каждом государстве основы бюджетного права определяются конституцией. Более конкретные вопросы о разграничении бюджетных прав, о порядке осуществления бюджетного процесса, о разграничении различных доходов и расходов между бюджетами разных уровней и др. регламентируются специальными законодательными актами России. К ним относятся:

1. Закон «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и исполнению внебюджетных фондов».

2. Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса».

3. Законы «О местном самоуправлении», «О субвенциях», «Об образовании», «О недрах» и др.

4. Ежегодный закон «О бюджете на финансовый год».

Указы Президента, постановления и распоряжения правительства, которые корректирует вышеперечисленные законы и чаще всего предусматривают введение льгот, преимуществ для тех или иных территорий.

Законы 3-4 определяют разделение полномочий и ответственностей между уровнями государственной администрации и местного самоуправления по решению задач социально-культурного и инфраструктурного развития, устанавливают требования по разграничению расходов и доходов между соответствующими бюджетами.

Таким образом, действующая юридическая база регулирования бюджетно-налоговых правовых отношений – это нормы, рассредоточенные по множеству законодательных актов различной природы. Вот почему требуется их систематизация путем составления кодифицированных сводов, норм с подробными комментариями по их практическому применению в системе регионального и местного самоуправления.

Принципы построения бюджетной системы:

1. Принцип единства – означает применение единой бюджетной классификации в государстве, единой правовой базы, единообразие форм финансовых документов, содержащих статистическую информацию, передаваемую с одного уровня бюджета на другой с целью составления консолидированных, бюджетов и т.д.

2. Принцип полноты – означает составление брутто-бюджета, т.е. в нем должны быть отражены все поддающиеся предвидению доходы и расходы.

3. Принцип гласности – требует публикаций проектов бюджетов, их утверждения и отчетов об их исполнении.

4. Принцип наглядности – предполагает, что бюджеты должны быть ясными и доступными для понимания.

5. Принцип реальности – требует правдивого отражения в бюджетах всех финансовых операций правительства.

6. Принцип совокупного покрытия – означает, что все доходы служат покрытию всех расходов.

7. Принцип самостоятельности – означает наличие самостоятельных источников доходов для бюджетов разных уровней и право соответствующих органов власти и управления самостоятельно определять направление расходования средств.

Бюджетное устройство – это организация и принципы построения бюджетной системы. Бюджетное устройство определяется государственным устройством. Например, в унитарных государствах существует два звена государственной власти и управления и, соответственно, два уровня бюджетной системы (центральная и местная).

В действительности существует тесная взаимосвязь между бюджетами этих уровней, т.к. местные органы власти являются проводниками в жизнь социальной политики центрального правительства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: