Анализ финансового состояния фирмы - это расчет, интерпретация и оценка комплекса финансовых показателей, характеризующих различные стороны деятельности фирмы.
Цель анализа - получение информации, необходимой для принятия управленческих решений:
Ø внутренними пользователями (администрация фирмы) - о корректировке финансовой политики предприятия;
Ø внешними пользователями о реализации конкретных планов в отношении к данному предприятию (приобретение, инвестирование, заключение контрактов и др.).
Проведение анализа необходимо в следующих случаях:
Ø диагностическое обследование предприятия;
Ø оценка деятельности предприятия (управленческого персонала фирмы);
Ø расчет базовых нормативов для планирования и прогнозирования;
Ø принятие решения об инвестировании в фирму (акции и кредиты).
Основные задачи,решаемые при финансовом анализе:
Ø определение («фиксация») финансового состояния предприятия на момент исследования;
Ø выявление тенденций и закономерностей в развитии предприятия за исследуемый период;
|
|
Ø определение «узких» мест, отрицательно влияющих на финансовое состояние предприятия;
Ø выявление резервов, которые предприятие может использовать для улучшения финансового состояния.
Основные направления анализа:
Ø анализ структуры баланса и чистого оборотного капитала;
Ø анализ ликвидности и финансовой устойчивости;
Ø анализ прибыльности и структуры затрат;
Ø анализ оборачиваемости;
Ø анализ рентабельности;
Ø анализ эффективности труда.
В зависимости от поставленной задачи, анализ может иметь разную степень детализации и глубину исследования по отдельным направлениям, но в кратком виде необходимо проводить анализ по всем направлениям. Это объясняется высокой степенью взаимосвязанности показателей: изменение одних показателей может быть следствием изменения других, например, снижение рентабельности активов часто связано с ухудшением оборачиваемости активов.
В зависимости от поставленных целей финансовый анализ состояния предприятия может быть дополнен другими исследованиями (маркетинговыми, технологическими).
Основные методы анализа:
Ø горизонтальный (продольный) или анализ тенденций, при котором показатели сравниваются с аналогичными за другие периоды;
Ø вертикальный (глубинный) анализ, при котором исследуется структура показателей путем постепенного «спуска» на более низкие уровни детализации;
Ø факторный анализ - анализ влияния отдельных элементов финансовой деятельности предприятия на основные экономические показатели;
Ø сравнительный анализ - сравнение исследуемых показателей с аналогичными среднеотраслевыми или с аналогичными показателями основных конкурентов.