Основные положения эмпирической философии Ф. Бэкона

Подвергая критикесредневековую схоластику как философию, оторванную от жизни, не связанную с опытом, Ф. Бэкон заложил основы эмпиризма. Философия, считал он, - должна «спуститься с заоблачных высот на землю», перестать быть служанкой богословия, заниматься проблемами, которые можно проверить с помощью опыта, помогать познанию, создав правильную методологию достижения истины.

Следующий вопрос, весьма волновавший философа, - это проблема социального статуса науки, ее роли в обществе. Бэкон назвал это свое учение «великим восстановлением наук» и предлагал новое понимание социальной роли науки: она должна служить практике, приносить пользу, избавлять людей от нищеты, болезней, способствовать развитию техники. "Философия должна спуститься с заоблачных высот на землю, перестать быть служанкой богословия", - писал он.

Учение Бэкона об эмпиризме раскрывается в его трактовке задачи философии: она должна помочь науке в познании мира и для этого выработать соответствующие методы познания. В связи с этим Бэкон разрабатывает учение о призраках (идолах).

Призраки – это препятствия, которые возникают перед учеными на пути познания истины. Их надо четко сформулировать и избавиться от них. Бэкон выделил четыре вида таких препятствий.

1. Призраки рода - препятствия, которые присущи человеку как особому роду живых существ. Они проявляются в том, что люди часто переносят свои человеческие оценки и качества на окружающую природу. Это мешает правильному познанию. Например, гилозоизм, панпсихизм, телеология.

2. Призраки пещеры – заблуждения, присущие либо отдельным людям, либо определенным группам людей. Это предрассудки, предубежденность, ограниченность взглядов – люди смотрят на мир узко, как бы из пещеры, со «своей колокольни». Например, это религиозная, расовая нетерпимость, нетерпимость одних научных школ по отношению к другим.

3. Призраки рынка (площади) – препятствия, возникающие между людьми в сфере общения. Например, это употребление одних и тех же слов в разных значениях, искажения, которые могут возникать при языковом общении между людьми. Сегодня это можно назвать информационным шумом.

4. Призраки театра – препятствия, связанные с влиянием старых взглядов, теорий, авторитетов. Например, это слепое следование авторитетным чужим мнениям, либо каким-то старым текстам (Бэкон имел в виду, прежде всего, тексты Аристотеля – непререкаемого авторитета для философов в течение многих столетий, особенно в эпоху средневековья). Вера в авторитеты (режиссера, художника, актера) – это обязательное условие восприятия театральной постановки, спектакля. Но в науке, в познании некритичное преклонение перед авторитетами – недопустимо. Это препятствует свободному развитию научной мысли.

Вывод: знание названных четырех препятствий познания, подстерегающих ум человека, очищает путь к истине, помогает избежать многих ошибок. К сожалению, и сегодня спустя примерно 400 лет многие из этих препятствий продолжают существовать в научном познании.

Учение Бэкона об эмпирическом методе познания. Есть три возможных пути получения знаний (познания). Только один из них правильный.

- Путь паука – паук тянет паутину из самого себя, также как ученый получает знания исключительно путем размышлений, без обращения к опыту. Это - позиция рационализма, неправильный путь познания.

- Путь муравья – если ученый подобен муравью, который тащит всякий сор, собирает разрозненные факты, и не умеет их обобщать (узкий эмпиризм), то это тоже неправильный путь познания.

- Путь пчелы – настоящий ученый должен быть подобен пчеле, собирать только нужные факты (цветочный нектар) и перерабатывает их в истинное знание, подлинный мед. "Путь пчелы - это единственный правильный путь познания".

Бэкон разрабатывает правила, которыми должен руководствоваться ученый «на пути пчелы». Этот эмпирический метод познания он назвал индукцией. Смысл индукции состоит в том, чтобы идти от общего к частному, получать знания из опыта, обобщать эти данные и на этой основе делать выводы.

Итак, Бэкон является представителем методологического эмпиризма. Согласно этой позиции научное знание должно основываться на систематизированных определенным образом данных органов чувств, то есть на опыте и эксперименте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: