Субъективный идеализм Дж. Беркли

Дж. Беркли (1685 – 1753) – английский философ. Учился в одной школе с известным сатириком Джонатаном Свифтом, который впоследствии стал его другом.

Основной труд Беркли – «Трактат о началах человеческого знания» (1710 год).Философ стремился быть понятным даже малообразованным людям, предлагая им рассуждать просто, верить только в то, что видишь, слышишь, ощущаешь и не верить в то, что ощутить невозможно, например в материю. Кроме того Беркли хотел сокрушить «гидру атеизма и материализма», доказать их ложность. Для решения этой задачи мыслитель использовал:

- идеи номинализма, одного из философских учений средних веков. Номинализм утверждал, что реально существуют только единичные вещи. Общие понятия или универсалии реальным существованием не обладают.

- принципы сенсуализма, разработанного Локком: источником знаний человека о мире является чувственный опыт.

Созданная Беркли философия получила название «субъективный идеализм», который утверждает, что вещи существуют не сами по себе, независимо от сознания, а лишь потому, что люди их воспринимают чувствами, ощущениями.

Стараясь выполнить свою главную задачу - сокрушить материализм и атеизм - Беркли предлагает следующее учение о вещах. Что же такое вещь?

  1. Это совокупность ощущений человека, который эту вещь воспринимает. То есть любой предмет – книга, яблоко, дом, стол - существует только потому, что он воспринимается субъектом познания (человеком) чувственно. "Существовать – значит быть воспринимаемым" – вот одна из главных истин, предлагаемых Беркли.
  2. Отсюда вывод: если существует только то, что мы ощущаем, то ВНЕ СУБЪЕКТА НЕТ ОБЪЕКТА. Получается, что ощущения человека первичны, а вещи вторичны: "Вещи - это комбинации ощущений".

3. Если вещи существуют лишь тогда, когда они воспринимаются субъектом познания, человеком, то с исчезновением людей должен исчезнуть и мир вещей. Кроме того: окружающие нас люди, также как и вещи, есть ни что иное, как совокупность наших ощущений. Следовательно, они существуют лишь тогда, когда их воспринимает другой субъект. Но считать, что существует только человек и его сознание, а весь мир и другие люди – лишь комплекс его ощущений, и если исчезнут люди, то исчезнет и весь мир - это абсурд. Однако именно к этому пришел Беркли. Такая точка зрения называется солипсизм. Естественно, что философа это не устраивало. Для выхода из подобного тупика Беркли предлагает следующие два рассуждения:

1) В мире существует не один воспринимающий субъект, людей много. Поэтому вещь, которую перестал воспринимать один субъект, может быть воспринята другими.

2) Если представить, что исчезли бы все субъекты, то вещи при этом все равно не исчезли бы. Они продолжали бы существовать, поскольку есть такой субъект, который никогда исчезнуть не может. Это Бог. Следовательно, не может исчезнуть и весь сотворенный им мир. Этот вывод приближает Беркли к объективному идеализму.

Философия Беркли стала яркой иллюстрацией того, что даже самые лучшие замыслы могут привести к абсурду. Идеи Беркли сыграли значительную роль в дальнейшем развитии философии. На их основе возникли взгляды позитивистов и неопозитивистов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: