· Доминиканский монах, крупный теологический средневековый философ, систематизатор схоластики, автор томизма, - направления католической Церкви. Разработчик основ католицизма.
· Основные произведения: «Сумма теологии», «Сумма философии (Против язычества)», Комментарии к Библии, Комментарии к произведениям Аристотеля.
· В 1878 г. учение Фомы Аквинского решением Папы Римского было объявлено официальной идеологией католицизма, а сам он был причислен к лику святых.
Доказательство Фомой Аквинским существования Бога:
1. движение – все, что движется, движимо кем-то (чем-то) другим, следовательно, есть первичный двигатель всего – Бог;
2. причина – все, что существует, имеет причину, следовательно, есть первопричина всего – Бог;
3. случайность и необходимость – случайное зависит от необходимого, следовательно, первоначальной необходимостью является Бог;
4. степени качества – все, что существует, имеет различные степени качеств (лучше, хуже, больше, меньше и т.д.), следовательно, должно существовать высшее совершенство – Бог;
|
|
5. цель – все в окружающем мире имеет какую-либо цель, направляется к цели, имеет смысл – значит, существует какое-то разумное начало, которое направляет все к цели, придает смысл всему, - Бог.
Исследование Фомой Аквинским проблемы бытия всего сущего:
· разделяет сущность (эссенцию) и существование (экзистенцию);
· в качестве сущности (эссенции) подразумевает «чистую идею» вещи либо явления, совокупность признаков, черт, назначения, которые существуют в разуме Бога (Божественный замысел);
· подразумевает в качестве существования (экзистенции) сам факт существования вещи;
· считает, что любая вещь есть сущность, которая приобрела существование по воле Бога (то есть, «чистая идея», которая приобрела материальную форму в силу акта Божественной воли);
· доказывает, что бытие и благо обратимы, то mtcnm Бог, давший сущности существование, может данную сущность существования и лишить;
· сущность и существование едины только в Боге: Бог вечен, всемогущ, постоянен и независим от внешних факторов;
· все существующее создано Богом «из ничего», управляется Богом;
· жизнь каждого человека предначертана Богом;
· главный смысл служения человека состоит в служении Богу;
· все в мире расположено по ступеням божественной иерархической лестницы: внизу – неодушевленные вещи, выше – человек, еще выше – ангелы, святые и, наконец, Господь Бог.
Фома Аквинский о соотношении формы и материи:
· все состоит из материи и формы (идеи);
· суть любой вещи – единство формы и материи;
· форма (идея) является определяющим началом, а материя есть лишь вместилище различных форм;
|
|
· идея (форма) любой вещи троична: существует в божественном разуме, в самой вещи и в восприятии (памяти) человека.
Исследование проблемы познания приводит Фому Аквинского к следующим выводам:
· откровение и разум (вера и знание) – ни одно и тоже, а различные понятия;
· вера и разум одновременно участвуют в процессе познания;
· вера и разум дают истинное знание;
· если человеческий разум противоречит вере, то он дает неистинное знание;
· все в мире делится на то, что можно познать рационально (разумом), и то, что разумом непознаваемо;
· разумом можно познать факт существования Бога, единство Бога, бессмертие человеческой души и т.д.;
· не поддаются рациональному (разумному) познанию проблемы сотворения мира, первородного греха, Троичность Бога, а следовательно, могут быть познаны через Божественное откровение;
· Истина одна и она от Бога;
· Философия и теология – разные науки;
· Философия может объяснить только то, что познаваемо разумом;
· Все остальное (божественное откровение) может познать только теология.
Историческое значение философии Фомы Аквинского (прежде всего, для католической церкви):
· Даны пять доказательств существования Бога;
· Систематизирована схоластика;
· Закреплено разделение сущности и существования (эссенции и экзистенции), что доказывало всемогущество Бога и полную зависимость от Него, Его воли всего сущего;
· Доказаны (с точки зрения католицизма) существование Божественных идей, которые предшествуют вещи: господство идеи над материей, Бога над окружающим миром;
· Выдвинута идея об истинности знания, полученного разумом, только в случае соответствия разума вере;
· Разделены философия и теология, причём философия поставлена в подчинённое положение по отношению к теологии.