Фома Аквинский (1226-1274) является центральной фигурой схоластической философии в Западной Европе. Он решает наиболее фундаментальную проблему всей средневековой философии - проблему отношения веры и знания, значительную часть которого составляет развивающиеся конкретные научные дисциплины (математика, физика, химия). Возрастает роль научного знания. Его игнорирование может привести к глубокому конфликту между религией и наукой, между церковью и обществом. Исходя из этого Фома Аквинский констатирует: необходимо согласиться с правомерностью научного знания.
Фома Аквинский разрабатывает собственную доктрину отношения религии и науки, которая является актуальной для западного христианства и по сей день.
Согласно данной доктрине наука и религия представляют собой разные методы постижения истины. Наука и философия в познании окружающего мира исходят из опыта. Теология (религиозное вероучение) выводит свои истины только исходя из Священного писания.
Однако радикальное различие в методах познания не означает полного различия между теологией и наукой (философией). Согласно концепции Аквинского их различие является частичным. Религиозное знание содержит важные догматы, которые могут быть философски обоснованы. Их доказанность с помощью философии способствуют укреплению веры в бога.
Поддаются философскому доказательству следующие догматы: положение о существовании бога, о бессмертии человеческой души, о божественной деятельности.
Значительное число религиозных догматов не поддается рациональному обоснованию. Это следующие догматы: догмат о творении богом мира из ничего (креационизм); догмат о троице; о воскрешении Христа. Невозможность доказать с помощью разума данные догматы не означает их иррациональности и антиразумности. Они являются не противоразумными а с в е р х р а з у м н ы м и. Их доказательство не под силу уму человека. Но они в полной мере постигаемы совершенному уму божественной личности.
Трактуя так отношение веры и разума, Аквинский, тем самым отходит от учения Аврелия Августина. Согласно Августину человек постигает бога и окружающий мир иррационально. Напротив, Фома подчеркивает, что познать бога и окружающую действительность можно с помощью рационального знания.
Аквинат предпринимает попытку доказать приоритет теологии над философией. Он объявляет теологию наукой. Вера является более достоверной, чем научной знание, поскольку разум склонен к заблуждениям и ошибкам. Вера опирается на незыблимые истины Священного писания. Сверхразумность и достоверность веры в полной мере доказывает ее превосходство перед знанием.
Тем не менее доктрина Фомы Аквинского направлена на устранение противоречия между откровением и разумом, установлением между ними гармонии. Противоречие между научным знанием и теологией возникают в результате неверного толкования рационального знания. Забывая о боге, опираясь на свой ограниченный ум, ученый склонен совершать ошибки. Теология же является высшей мудростью, поскольку опираясь на сверхразумные истины, она несет в себе абсолютную моральную ценность. Таким образом, Фома объявляет ф и л о с о ф и ю (в том числе и науку) с л у ж а н к о й т е о л о г и и.
Фома Аквинский особо подчеркивал бесконечность божественной личности. Бог - творец по отношению к окружающему нас миру. Основополагающей характеристикой бога выступает абсолютная независимость от земного (действительного) мира. Бог так же независим от небесного (сверхестественного) мира. Бог творит и тот и другой миры. Физические явления и процессы, Аквинат трактует как инструменты божественной деятельности.
Мы видим, что главной целью доктрины Фомы является гармония между богом и окружающим миром. Такова суть и результат божественной мудрости. Между миром небесным и человеческим существует универсальная иерархия. Душа как духовная субстанция неразрывно связана с телом. Тело - дополнение души.
Подведем итоги
- Средневековая философия трактовала сущность (основополагающие признаки чего-либо) в отрыве от существования (бытия), поскольку сущность сотворена Богом. Тогда как античные мыслители рассматривали сущность и существование в неразрывном единстве.
- Средневековая философия утверждала, что только в боге сущность и бытие совпадают Данное положение (догмат) в своем развитии подразделялся на два основных периода:
- патристика
- схоластика
Патристика - период формирования учений «отцов церкви» [II-UII вв.], представляющих собой совокупность основных понятий и категорий религиозной философии (Апологеты, каппадокийские «отцы церкви», Аврелий Августин).
Схоластика - период средневековой философии [UI-CIII вв.], сформировавший так же тип религиозной философии, в которой догматические положения Священного писания трактуются и систематизируются с помощью рационального метода - логики (диалектики).
- Средневековая философия впервые поставила проблему смысла истории. Понятие времени впервые трактуется как время исторического процесса.
- Теологическая полемика реализма и номинализма способствовала: а) развитию рационалистического направления в философии; б) пробуждению интереса к естественнонаучному знанию.
Вопросы для самоконтроля
- Какие учения античной философии способствовали формированию средневековой философии?
- Какие основные понятия античной философии были теологически переосмыслены?
- Раскройте содержание понятия «логоса» у Филона Александрийского.
- Какой смысл вкладывает Филон Александрийский в античный термин «теология»?
- Какую роль отводил философии представитель патристики Григорий Нисский?
- Григорий Нисский впервые проводит различие между пантеизмом античной философии и теоцентризмом. Какое понимание бога характерно для теоцентризма?
- Какой смысл вкладывает Аврелий Августин в одно из основополагающих понятий средневековой философии - понятие креационизма?
- Назовите характерные черты истолкования действительности у Аврелия Августина.
- Сформулируйте основные признаки понятия «времени» у Августина Блаженного.
- Теодицея это - религиозно-философская доктрина «оправдания бога». Какое решение проблемы теодицеи предлагает Августин Блаженный?
- Дайте определение понятия «схоластическая философия».
- Какой метод мышления заимствует схоластика из философии? Кого следует называть первым схоластиком.
- Что отражает понятие «схоластический реализм»?
- Дайте сравнительную характеристику номинализма и реализма? Какова суть полемики номинализма и реализма?
- Фоме Аквинскому принадлежит решение фундаментальной проблемы религиозной философии - проблемы отношения веры и разума. Его решение актуально в западном христианстве до сегодняшнего дня. Какое решение этой проблемы предлагает Фома Аквинский с точки зрения схоластической философии?
- Какие черты объединяют доктрины Августина Блаженного и Фомы Аквинского? Какие черты противопоставляют их?
Литература
Источники
- Абеляр Пьер. История моих бедствий. М.,1959.
- Антология мировой философии. М.,1969, т.1, ч.1,2.
- Блаженный Августин. Исповедь. М.,2006.
- Святой Фома Аквинский. Сумма теологии. В 2-х ч. М.,2006.
Дополнительная
- Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии
- Гуревич А.Я.Категории средневековой культуры. М.,1999.
- Интеллектуальные традиции Античности и Средних веков: (исслед. и пер.) / Гуманитарные науки в исследованиях и переводах; Вып.1. М., 2010.
- Рассел Б. История западной философии. В 2 т. М.,1994.
- Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от тостоков до наших дней. СПб.,1995.
- Соколов В.В. Средневековая философия. М.,1979.
- Штекль А. История средневековой философии. Спб.,1996.