Фома Аквинский как систематизатор схоластической теологии

 

Фома Аквинский (1226-1274) является центральной фигурой схоластической философии в Западной Европе. Он решает наиболее фундаментальную проблему всей средневековой философии - проблему отношения веры и знания, значительную часть которого составляет развивающиеся конкретные научные дисциплины (математика, физика, химия). Возрастает роль научного знания. Его игнорирование может привести к глубокому конфликту между религией и наукой, между церковью и обществом. Исходя из этого Фома Аквинский констатирует: необходимо согласиться с правомерностью научного знания.

Фома Аквинский разрабатывает собственную доктрину отношения религии и науки, которая является актуальной для западного христианства и по сей день.

Согласно данной доктрине наука и религия представляют собой разные методы постижения истины. Наука и философия в познании окружающего мира исходят из опыта. Теология (религиозное вероучение) выводит свои истины только исходя из Священного писания.

Однако радикальное различие в методах познания не означает полного различия между теологией и наукой (философией). Согласно концепции Аквинского их различие является частичным. Религиозное знание содержит важные догматы, которые могут быть философски обоснованы. Их доказанность с помощью философии способствуют укреплению веры в бога.

Поддаются философскому доказательству следующие догматы: положение о существовании бога, о бессмертии человеческой души, о божественной деятельности.

Значительное число религиозных догматов не поддается рациональному обоснованию. Это следующие догматы: догмат о творении богом мира из ничего (креационизм); догмат о троице; о воскрешении Христа. Невозможность доказать с помощью разума данные догматы не означает их иррациональности и антиразумности. Они являются не противоразумными а с в е р х р а з у м н ы м и. Их доказательство не под силу уму человека. Но они в полной мере постигаемы совершенному уму божественной личности.

Трактуя так отношение веры и разума, Аквинский, тем самым отходит от учения Аврелия Августина. Согласно Августину человек постигает бога и окружающий мир иррационально. Напротив, Фома подчеркивает, что познать бога и окружающую действительность можно с помощью рационального знания.

Аквинат предпринимает попытку доказать приоритет теологии над философией. Он объявляет теологию наукой. Вера является более достоверной, чем научной знание, поскольку разум склонен к заблуждениям и ошибкам. Вера опирается на незыблимые истины Священного писания. Сверхразумность и достоверность веры в полной мере доказывает ее превосходство перед знанием.

Тем не менее доктрина Фомы Аквинского направлена на устранение противоречия между откровением и разумом, установлением между ними гармонии. Противоречие между научным знанием и теологией возникают в результате неверного толкования рационального знания. Забывая о боге, опираясь на свой ограниченный ум, ученый склонен совершать ошибки. Теология же является высшей мудростью, поскольку опираясь на сверхразумные истины, она несет в себе абсолютную моральную ценность. Таким образом, Фома объявляет ф и л о с о ф и ю (в том числе и науку) с л у ж а н к о й т е о л о г и и.

Фома Аквинский особо подчеркивал бесконечность божественной личности. Бог - творец по отношению к окружающему нас миру. Основополагающей характеристикой бога выступает абсолютная независимость от земного (действительного) мира. Бог так же независим от небесного (сверхестественного) мира. Бог творит и тот и другой миры. Физические явления и процессы, Аквинат трактует как инструменты божественной деятельности.

Мы видим, что главной целью доктрины Фомы является гармония между богом и окружающим миром. Такова суть и результат божественной мудрости. Между миром небесным и человеческим существует универсальная иерархия. Душа как духовная субстанция неразрывно связана с телом. Тело - дополнение души.

 

 

Подведем итоги

  1. Средневековая философия трактовала сущность (основополагающие признаки чего-либо) в отрыве от существования (бытия), поскольку сущность сотворена Богом. Тогда как античные мыслители рассматривали сущность и существование в неразрывном единстве.
  2. Средневековая философия утверждала, что только в боге сущность и бытие совпадают Данное положение (догмат) в своем развитии подразделялся на два основных периода:

- патристика

- схоластика

Патристика - период формирования учений «отцов церкви» [II-UII вв.], представляющих собой совокупность основных понятий и категорий религиозной философии (Апологеты, каппадокийские «отцы церкви», Аврелий Августин).

Схоластика - период средневековой философии [UI-CIII вв.], сформировавший так же тип религиозной философии, в которой догматические положения Священного писания трактуются и систематизируются с помощью рационального метода - логики (диалектики).

  1. Средневековая философия впервые поставила проблему смысла истории. Понятие времени впервые трактуется как время исторического процесса.
  2. Теологическая полемика реализма и номинализма способствовала: а) развитию рационалистического направления в философии; б) пробуждению интереса к естественнонаучному знанию.

 

Вопросы для самоконтроля

  1. Какие учения античной философии способствовали формированию средневековой философии?
  2. Какие основные понятия античной философии были теологически переосмыслены?
  3. Раскройте содержание понятия «логоса» у Филона Александрийского.
  4. Какой смысл вкладывает Филон Александрийский в античный термин «теология»?
  5. Какую роль отводил философии представитель патристики Григорий Нисский?
  6. Григорий Нисский впервые проводит различие между пантеизмом античной философии и теоцентризмом. Какое понимание бога характерно для теоцентризма?
  7. Какой смысл вкладывает Аврелий Августин в одно из основополагающих понятий средневековой философии - понятие креационизма?
  8. Назовите характерные черты истолкования действительности у Аврелия Августина.
  9. Сформулируйте основные признаки понятия «времени» у Августина Блаженного.
  10. Теодицея это - религиозно-философская доктрина «оправдания бога». Какое решение проблемы теодицеи предлагает Августин Блаженный?
  11. Дайте определение понятия «схоластическая философия».
  12. Какой метод мышления заимствует схоластика из философии? Кого следует называть первым схоластиком.
  13. Что отражает понятие «схоластический реализм»?
  14. Дайте сравнительную характеристику номинализма и реализма? Какова суть полемики номинализма и реализма?
  15. Фоме Аквинскому принадлежит решение фундаментальной проблемы религиозной философии - проблемы отношения веры и разума. Его решение актуально в западном христианстве до сегодняшнего дня. Какое решение этой проблемы предлагает Фома Аквинский с точки зрения схоластической философии?
  16. Какие черты объединяют доктрины Августина Блаженного и Фомы Аквинского? Какие черты противопоставляют их?

 

 

Литература

Источники

  1. Абеляр Пьер. История моих бедствий. М.,1959.
  2. Антология мировой философии. М.,1969, т.1, ч.1,2.
  3. Блаженный Августин. Исповедь. М.,2006.
  4. Святой Фома Аквинский. Сумма теологии. В 2-х ч. М.,2006.

Дополнительная

  1. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии
  2. Гуревич А.Я.Категории средневековой культуры. М.,1999.
  3. Интеллектуальные традиции Античности и Средних веков: (исслед. и пер.) / Гуманитарные науки в исследованиях и переводах; Вып.1. М., 2010.
  4. Рассел Б. История западной философии. В 2 т. М.,1994.
  5. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от тостоков до наших дней. СПб.,1995.
  6. Соколов В.В. Средневековая философия. М.,1979.
  7. Штекль А. История средневековой философии. Спб.,1996.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: