Тема 5. Теория познания

Гносеология (теория познания) – раздел философии, в котором изучается природа познания.

5.1 Основные гносеологические концепции:

· Сенсуализм – основу человеческого познания составляют чувства.

· Интуитивизм – основу человеческого познания составляет интуиция (иррациональные способности познания).

· Эмпиризм – основу человеческого познания составляет опыт.

· Рационализм – основу познания составляет разум.

· Синтетическая концепция – человеческое познание основано на действии чувств, разума и интуиции.

5.2 Основные проблемы гносеологии:

· Познаваемость мира;

· Субъект и объект познания;

· Диалектика процесса познания;

· Истина и ее критерии;

· Методы научного познания;

· Формы научного познания.

5.3 Гносеологические принципы:

· Объективности;

· Познаваемости мира;

· Единства чувственного и абстрактно-логического в познании;

· Единства познания и практики;

· Единства отражения и познания у человека;

· Восхождения в познании от абстрактного к конкретному;

· Вариативности познания;

· Единства объективного и субъективного в познании;

· Единства абсолютного и относительного в познании;

· Историзма;

· Активности творческого отображения действительности;

· Конкретности истины.

Познание – специфическая деятельность, направленная на приобретение и развитие знания, выраженного в вербально-знаковой форме.

Виды знания:

· Ложное;

· Знание заблуждение;

· Истинное знание.

Знание – разновидность информации, имеющая самостоятельное функционирование. Информация есть свойство и результат всякого отражения.

Знание соотносится с информацией как более широким явлением.

Материальные носители информации:

· Книги,

· Рисунки,

· Объекты материальной культуры.

Основные точки зрения на процесс познания:

· Гностицизм – мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания).

· Агностицизм – неверие либо в возможность человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же утверждение ограниченной возможности познания.

Сущность теории агностицизма И.Канта:

· Человек обладает ограниченными познавательными возможностями (из-за ограниченных познавательных возможностей разума);

· Окружающий мир непознаваем; человек сможет познать внешнюю сторону предметов и явлений, но никогда не познает внутреннюю сущность данных предметов и явлений – «вещей в себе».

Диалектика процесса познания:

«От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике, таков диалектический путь познания истины, познание объективной реальности» В.И. Ленин.

Уровни познавательной деятельности:

· Чувственное познание (основано на деятельности органов чувств: зрения, слухе, обонянии, осязании, вкусе);

· Абстрактно-логическое, или рациональное (основано на деятельности рассудка и разума).

Основные формы чувственного познания:

· Ощущения,

· Восприятия,

· Представления.

5.4 Основные формы абстрактно-логического мышления:

· Понятия,

· Суждения,

· Умозаключения.

Ощущения – идеальные образы сознания, в которых зафиксированы отдельные внешние характеристики объекта познания.

Восприятия – переосмысленные ощущения, в которых сформирована целостная, но поверхностная характеристика объекта.

Представления – воспроизведение в сознании образов ранее воспринятых объектов познания с помощью памяти, внимания, ценностных ориентиров, а также формирование новых образов, созданных продуктивным осознанием информации или воображением.

Понятие – форма логического мышления, в которой отражены существенные признаки и связи объекта познания.

Суждение – мысль, выраженная в форме повествовательного предложения, в котором нечто утверждается об объектах и которая является объективно либо истинной, либо ложной.

Умозаключение - представляет форму мышления, когда на основе одного или нескольких суждений получается новое, выводное знание.

Субъект познания – это прежде всего индивид, активно познающий, действующий, обладающий сознанием и волей.

Субъектом познания, кроме индивида, выступает:

· Коллектив,

· Социальная группа,

· Класс,

· Общество в целом.

Объект познания - тот предмет (или явление), на который направлена познавательная деятельность субъекта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: