double arrow

Тема 3. Исторические типы философии

Лекция –0,5 часа, самостоятельная работа – 20 часов

Перечисляются исторические этапы развития философии и дается краткая характеристика основных черт, проблем и персоналий каждой исторической эпохи. Показывается связь философской проблематики с социально-политическими особенностями и духовными парадигмами конкретного исторического периода развития общества

Известно, что в современных программах по философии не выделяется времени на изучение истории философии. Однако это важнейший раздел философии, без знания которого невозможно приблизиться к истинному пониманию философских проблем. Только знакомство с историей развития тех или иных идей, логикой мысли философов, дает основание понять их глубокий смысл и значение. (Цитаты из Гегеля и Фейербаха).

Рассмотрение истории философии возможно под разными углами зрения: например, хронологический, с выделением различных исторических этапов: античного, средневекового, философии Нового Времени, Просвещения, немецкой классической философии, марксизма, неклассической современной философии. В каждую эпоху существовали свои актуальные проблемы и наиболее типичные подходы к их решению.

Другой подход – рассмотрение философии как последовательного ряда выдающихся философских систем, каждая из которых, наследуя основные достижения предшественников, сумела привнести нечто совершенно новое, уникальное в разработку общефилософских проблем. Философия всегда индивидуальна (Гегель), философская система создается определенным человеком, выражает его мировоззрение. Но она будет жизненна и принята другими, только если отразит суть исканий и проблем своего времени. Каждая эпоха вносит свое понимание в решение «вечных» проблем. Во все времена существовало множество различных философских систем, но среди них наиболее характерными и значимыми становятся те, которые неразрывно связаны с духом своего времени, с культурно-исторической обстановкой, которым удалось благодаря этому стать «квинтэссенцией идей» своей эпохи. Так, для античности, это были философские системы Сократа, Платона и Аристотеля, для средних веков – Блаженного Августина и Фомы Аквинского, для Нового времени – Бэкона, Декарта и др.

Следующий подход к изучению истории философии – выявление различных (часто – противоположных) направлений при решении философских проблем. С этой позиции историю философии можно рассматривать как последовательную смену, сосуществование и развитие таких философских направлений и позиций как материализм и идеализм, рационализм и иррационализм, рационализм и эмпиризм и т.п. Становится возможным проследить обогащение в истории философии представлений и взглядов сторонников определенного философского направления, принципа, идеи. Например, проанализировать, как стихийный материализм древних (античных философов) сменяется метафизическим материализмом эпохи бурного развития науки и углубляется в диалектическом (последовательном) материализме философов 19-20 веков. Могут быть выделены эпохи преобладания рационализма или иррационализма в решении философских проблем. Так, рационализм преобладал в античности, в философии 17-18 веков, однако уже в 19 в. в лице А.Шопенгауэра, Ф.Ницше, С.Кьеркегора иррационализм превращается в разработанные (обоснованные) системы, сравнимые по влиянию на общество с мистическими теориями средневековья.

«Вечные» проблемы, темы философии – это общемировоззренческие вопросы: происхождение и сущность мира, причины и источники его изменения, место человека в мире и как результат – чисто человеческий, ценностный подход к постижению мира: поиск смысла мира и человеческой жизни, формирование идеалов – нравственных, эстетических, познавательных ценностей. Каждая эпоха по-своему понимает и видит мир. Для философии не столь важен вопрос: «Каков мир?», но – «Каким он должен быть?» в соответствии с теми идеалами и смыслами, которые кажутся данной эпохе всеобщими.

Общемировоззренческие проблемы на философском уровне приобретают следующий вид:

а) проблема бытия как глубинной, сущностной основы мира; сущности и явления и связанной с нею характеристики преходящего и непреходящего, конечного и бесконечного, объективной и субъективной реальности, необходимого и случайного. Проблема системности мира, его организованности (упорядоченности) и оснований этой системности или хаотичности;

б) проблема познания (познаваемости) мира – откуда человек знает, что бытие таково? Гносеология предполагает постановку вопросов о субъекте и объекте познания, о природе истины и заблуждения, о методах познания, различных типах познания (например, рациональное и мистическое) и их границах. (Познаем ли мы мир с помощью разума, рационального исследования или он познаваем только в интуитивном проникновении в сущность мира, в озарении). Поскольку конечной целью познания является истина, нам не безразличен характер этой истины – объективна ли она или это плод субъективного человеческого восприятия?

в) В связи с этим встает вопрос о человеке и его месте в мире. Является ли человек творцом своего мира или он инструмент исполнения чьей-то высшей воли? Случайная ошибка природы или ее закономерный результат? Человек не Робинзон, он живет среди людей и вне общества себе подобных не способен стать человеком. Во все времена философия размышляла о природе общества, о роли человека в нем. Какова сущность социального, мера свободы и ответственности человека, роль человека в историческом процессе, смысл существования человечества.

Проблема смысла человеческой жизни является связующеймежду общечеловеческими мировоззренческими вопросами, близкими любому из живущих, и собственно философскими теоретическими вопросами.

Какие бы проблемы ни ставились в философии, основным предметом ее интереса является человек, который только в общении с другими становится человеком и проявляет себя. Необходимой стороной человеческого существования (общения) является постоянная коллизия между Добром и Злом. Именно проблема Добра и Зла характеризует собственно человеческий подход к миру, оценку любых даже чисто природных явлений с нравственных позиций. Животные лишены этого нравственного чувства и способности к моральной оценке. Присутствие в мире человека и вносит в него нравственные и эстетические понятия. Только для человека мир и его события могут быть добрыми или злыми, прекрасными или безобразными, комическими или трагическими. Поэтому во все времена проблемы этики и эстетики являлись живыми, важными философскими проблемами, а в некоторых философских системах (Восток, киники, Сократ, киренаики и др.) признавались самыми главными.

Уникальность философии в том, что сам предмет философии не определен раз и навсегда, вопрос о том, «что есть философия» по-разному решается в разные эпохи. На первый взгляд это свидетельствует о незрелости (несостоятельности) философского знания, однако, при более глубоком знакомстве со спецификой философии, становится очевидным, что сами споры о предмете философии являются попыткой человека понять и оценить свое место в мире и систематизировать жизненные ценности.

Раздел истории философии есть практически в каждом учебнике. Вы можете воспользоваться также учебниками по истории философии.

Попробуйте дать ответы на тестовые задания до изучения раздела и после него:

Выберите черту, в наибольшей степени характерную для восточного типа философствования:

а) близость к мифу или религии

б) рационализм

в) глубокие исторические корни


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: