Экономическая система общества и критерии ее развития в современной экономической литературе

Экономическая система — это особым образом упорядоченная система связей между производителями и потребителями материальных и нематериальных благ и услуг.

Это означает, что в экономической системе хозяйствования деятельность всегда оказывается организованной, скоординированной тем или иным образом.

М.Фридмен в книге "Капитализм и свобода" рассматривает два способа координации экономической деятельности людей. Первый — это централизованное руководство, сопряженное с принуждением, или иерархия; таковы методы армии, современного тоталитарного государства. Второй — это добровольное сотрудничество индивидов, или спонтанный, стихийный порядок; главный сигнал к действию здесь — цены. Понижение или повышение цены на ресурсы и результаты труда показывают хозяйственникам, в каком направлении нужно действовать.

Экономическая система — это совокупность механизмов институтов для принятия и реализации решений, касающихся производства, дохода и потребления в рамках определенной географической территории (П.Грегори, Р.Стюарт).

Экономическая система включает все институты, организации, законы и правила, традиции, убеждения, позиции, оценки, запреты и схемы поведения, которые прямо или косвенно воздействуют на экономическое поведение и результаты (Ф.Прайор).

Такие определения показывают, что экономические системы многомерны. Их можно формализовать следующим образом:

экономическая система, определяемая свойствами

где ES — экономическая система, определяемая свойствами (А), существующими в количестве N. Эти свойства могут выступать критериями при дифференцировании экономических систем, определении их типа.

Можно выделить следующие важнейшие моменты экономической системы:

Средства производства — совокупность предметов труда и средств труда, которые всегда взаимосвязаны и соответствуют друг другу. Например, выпечка хлеба требует не только наличия муки (предмета труда), но и соответствующих печей, оборудования, зданий (хлебопекарен), лотков для хранения и перевозки хлеба (средств труда) и т.д.

Центральное место в экономической системе занимает взаимодействие производственных факторов:

Природные ресурсы, в которые входят земля, нефть, вода, лес, газ, месторождения руды и др., используются в производстве и составляют его фактор. Эти ресурсы редки, и во многих случаях их запасы с каждым днем уменьшаются.

В экономической литературе существуют различные взгляды на тенденцию развития хозяйственных (экономических) систем. Одни считают, что определяющей тенденцией развития систем является тенденция к единообразию, унификации ее структурных элементов (Е.Преображенский). Другие экономисты полагают, что существование различных экономических систем взаимно обогащает эти системы, что ведет к экономическому росту и возникновению качественно новой хозяйственной системы.

Такая противоречивость взглядов отражает противоречивость развития экономической системы, когда одна тенденция приходит на смену другой, долговременное развитие многих стран подтверждает этот теоретический вывод: всеобщее огосударствление сменяется разгосударствлением; всеобщее планирование — отказом от него; централизация — децентрализацией и т.д. Чем сильнее колебания, тем больше трудности в развитии экономики страны.

Современный мир характеризуется наличием самых разных экономических систем, которые, в тот или иной исторический период, не оставались неизменными, а постоянно развивались. Чтобы лучше понять то или иное явление в жизни общества, необходимо наблюдать его не у одного какого-либо народа и не в одну какую-либо эпоху, а рассматривать его в процессе исторического развития, т.е. уяснить его как нечто изменчивое, формирующееся, проходящее определенные фазы, ступени развития.

Современный мир есть результат естественного исторического развития общества. Понимание же этого исторического процесса у отдельных ученых-экономистов современности различно и объясняется это использованием различных критериев для характеристик данного процесса.

Формационный подход позволил выявить закономерные ступени в историческом развитии общества и выделить пять способов материального производства (первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический) на основе утверждения о том, что решающая роль в общественном производстве принадлежит непосредственно процессу производства.

Сегодня классическое выделение пяти способов производства вызывает сомнения по ряду причин, в том числе и потому, что оно применимо лишь к Западной Европе и не имеет всеобщего значения. Сюда не вписывается азиатский способ производства, цивилизации Китая и Индии, с большой натяжкой можно отнести сюда и Россию. Поэтому рассмотрение процессов мирового развития на уровне формации, способа материального производства при всей их теоретической и исторической значимости не может охватить всю сложную гамму происходящих в мире событий и потому очевидна определенная ограниченность такого подхода. В экономической литературе предпринимаются попытки использования других критериев для анализа явлений и процессов общественной жизни.

В 1906 г. К.Бюхер на основе критерия характера связи в обществе между производством и потреблением выделял:1)Замкнутое домашнее хозяйство, где созданные блага потребляются в самом хозяйстве без обмена.2)Городское хозяйство, где имеет место непосредственный обмен, блага переходят из производящего хозяйства в потребляющее.3)Народное хозяйство, где блага на основе товарно-денежного обмена переходят через целый ряд хозяйств, прежде чем поступят в потребление.

Первая система характеризуется существованием первобытных семейных групп (матриархальной и патриархальной семьей), крепостничеством и рабством. Семья обычно насчитывала 16—40 человек, славянская "задруга" насчитывала 20—25 человек. Рабовладельческое, а позднее крепостническое домашнее хозяйство достигало огромнейших размеров. Обмен здесь представлял собой второстепенное явление, материальные блага накапливались, а не продавались. Отсюда возникло мнение, что русские гостеприимство и хлебосольство — продукты крепостнической системы, когда скапливались огромные количества запасов, которые лучше всего было потреблять в кругу приятелей.

Вторая система характеризуется свободной экономической деятельностью мелких самостоятельных ремесленников, монопольно-цеховой организацией хозяйства.

Третья система представляет собой крупное производство с применением периодически свободного наемного труда. Возникает "народное или капиталистическое хозяйство". Замена цеховой организации капиталистической осуществляется при поддержке государства, получает распространение термин "политейя" — государственное устройство. Появляется предприниматель, который сначала занимается скупкой готовых изделий, потом снабжает мастеров сырьем, затем сам становится центральной фигурой. Дух рационализма охватывает все отношения.

Современная экономическая мысль на основе использования критерия "степень индустриального развития общества" выделяет: индустриальное, постиндустриальное, неоиндустриальное (информационное) общества (Дж.Гэлбрейт, Р.Арон и др.).

Наибольшее распространение в мировой экономической литературе получила классификация хозяйственных систем по двум признакам:по форме собственности на средства производства;по способу, посредством которого координируется и управляется экономическая деятельность.

На основе этих признаков различают:

-командную или тоталитарную экономику, где большинство предприятий находятся в государственной собственности, они осуществляют свою деятельность на основе государственных директив; все решения о производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ и услуг в обществе принимаются государством. Сюда относят бывший СССР, Северную Корею и др.;

-рыночную экономику или капитализм эпохи свободной конкуренции, которая характеризуется частной собственностью на ресурсы, использованием системы рынков и цен для координации экономической деятельности и управления ею. В экономике свободного рынка государство не играет никакой роли в распределении ресурсов, все решения принимаются рыночными субъектами самостоятельно, на свой страх и риск. Несмотря на то что они руководствуются своими собственными интересами, их деятельность направляется как бы, по словам А.Смита, "невидимой рукой" (т.е. конкуренцией) в целях реализации интересов других людей и общества в целом. Сюда можно отнести, например, Гонконг;

-смешанную экономику, где и государство, и частный сектор (предприятия и домашние хозяйства) играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ в стране, где государство вмешивается в рыночную экономику, но не настолько, чтобы свести на нет регулирующую роль рынка. Сюда относят развитые страны, в том числе США, Англию, Францию, Германию и др.

6. Собственность как экономическая категория. Отношения собственности всегда были тем стержнем в обществе, вокруг которого формировались и развивались все остальные общественные отношения. Они имеют две стороны: внешнюю (оболочка) и внутреннюю (содержание). Внешней стороной является юридическое (правовое) выражение отношений собственности. Их содержание составляют экономические отношения между людьми по производству, распределению (перераспределению), обмену и потреблению продуктов. Но всякое ли имущественное владение приставляет принципиальный интерес для экономической теории? Так, владение личной одеждой — тоже право имущественное. Если воры проникнут в квартиру и унесут личное имущество граждан, по поводу этой кражи возникнут правоотношения, однако они еще не станут предметом изучения экономической теории. Но как только сообщения о подобных кражах, грабежах, конфискациях и реквизициях станут обычным явлением, как только мы поймем, что подобным образом происходит перераспределение значительной части используемого в стране имущества, станет очевидно, что мы встретились с определенным экономическим пилением. Итак, первым критерием отнесения отношений собственности к предмету экономической теории является непосредственная связь рассматриваемых общественных отношений (отношений собственности) с производственными отношениями (т.е. отношениями между людьми по производству, распределению и использованию средств производства).

Именно средства производства являются главным, наиболее устойчивым объектом собственности, имущественного права. Вторым критерием отнесения отношений собственности к предмету экономической теории становится их массовость, повторяемость, воспроизводимость во все более возрастающих масштабах. Таким образом, отношения собственности представляют собой систематически повторяющиеся, воспроизводимые между людьми отношения, неразрывно связанные с имущественными правами владения, распоряжения, управления, использования и присвоения как средств производства, так и результатов их использования.

Итак, чье-либо имущество становится собственностью в экономическом смысле слова только с возникновением общественных производственных отношений по ее использованию. Этот ее смысл хорошо просматривается на следующем примере. Человек имеет автомобиль. Ездит на нем на работу, возит семью. В общем, всячески его использует, естественно, ухаживает за ним, ремонтирует его. Этот автомобиль — его личная собственность.

Но вот владелец автомобиля начал возить за деньги пассажиров. Не попутно, не случайно, а просто стал зарабатывать с помощью автомобиля: начал оказывать транспортные услуги — продавать их. Следовательно, между ним и пассажирами возникают общественные отношения по поводу кyпли-продажи транспортных услуг. Отношения эти возникают по поводу использования имущества владельца — автомобиля, т.е. собственности. И личная собственность, которая доселе никем, кроме ее владельца и его семьи, не использовалась, превращается в частную собственность, которая имеет уже общественное значение. Она может использоваться любым из нас, кому могут понадобиться транспортные услуги. В этом общественном значении и заключается отличие частной собственности от личной.

Этим же отличается «скупой рыцарь» от банкира или купца. Богатства первого никому, кроме него самого, не принадлежат. Богатства же банкира или купца предоставлены в распоряжение тех, кто в них нуждается. В первом случае никаких отношений в обществе не возникает, тогда как во втором — возникают общественные отношения, созидающие материальное богатство и само общество. Следовательно, собственность — это отношения между людьми, выражающие определенную форму присвоения материальных благ. Таким образом, собственность как экономическая категория может быть понята и раскрыта лишь через всю систему производственных отношений между людьми.

Собственность как юридическое понятие. Идеолог мелкобуржуазного социализма П. Ж. Прудон (1809—1865) так определил данную категорию: «Собственность — это кража». Его мысль не была принята в обществе, хотя позволила понять важную деталь: если один член общества владеет какой-то вещью, то другой лишен возможности ее иметь. Следовательно, юридическую сторону отношений собственности составляют имущественные отношения, которые закрепляют принадлежность существующего имущества за определенными физическими или юридическими лицами, а также дают возможность его приобретения другими лицами на основании договора купли-продажи, мены, дарения, завещания и т.п. Юридическая оболочка позволяет зафиксировать права собственности и законодательно их регулировать.

Собственность — это отношения между человеком или сообществом людей (субъектом), с одной стороны, и любой субстанцией материального мира (объектом), с другой стороны, заключающиеся в постоянном или временном, частичном или полном отчуждении, присвоении объекта субъектом, характеризующие принадлежность объекта субъекту.

Субъект собственности (собственник) — активная сторона отношений собственности, имеющая возможность и право обладания объектом собственности.

В свою очередь, объект собственности представляет пассивную сторону отношений собственности в виде предметов природы, вещества, энергии, имущества, информации, интеллекта, целиком или в какой-то степени принадлежащих субъекту. С одной стороны, отношения собственности есть понятие, включающее субъектно-объектные отношения, т.е. имущественные отношения собственника к «своей» вещи. С другой стороны, эти первичные отношения служат материальной предпосылкой отношений между субъектами собственности, т.е. субъектно-субъектных отношений. Эти последние являются экономическими отношениями собственности, отражающими имущественные взаимосвязи субъекта с другими субъектами.

В настоящее время общепринятым для экономического анализа направлением является теория прав собственности, которую в 1960-е гг. сформулировал американский экономист Рональд Коуз (р. 1910). Он предложил рассматривать не собственность как таковую, а отдельные составляющие права собственности. С этой точки зрения собственность представляет собой некий набор (пучок) прав. Чаще всего в пучок прав собственности включают 11 элементов:1.право владения;2.право пользования;3.право управления, т.е. принятия решений о том, как, кем, на каких условиях может использоваться объект собственности;4.право на доход от использования собственности;5.право на продажу, изменение, уничтожение собственности;6.право на безопасность собственности (защиту от экспроприации);7.право на завещание и наследование;8.право на бессрочное обладание благом;9.запрещение использования объекта собственности во вред окружающим;10.право на взыскание (в уплату долга);11.право на возврат полномочий собственности (по истечении срока договора об их передаче или при восстановлении нарушенных полномочий).

Права собственности раскрывают конкретное содержание понятия собственности, определяя характер отношений между людьми по поводу материальных благ.

7. Формы собственности и их разновидности: 1 – формы собственности; 2 – частная; 3 – государственная; 4 смешанная; 5 – индивидуальная; 6 – семейная; 7- коллективная; 8- общегосударственная; 9 – коммунальная (собственность административно-территоральных единиц); 10 – групповая собственность хозяйственных объединений граждан; 11 – собственность общественных объединений и организаций; 12 – собственность религиозных объединений; 13 – кооперативная; 14 акционерная; 15 – собственность профсоюзов; 16 – собственность политических партий; 17 – собственность других общественных объединений.

Разгосударствление, т.е. передачу функций непосредственного управления хозяйствующими субъектами от государства физическим и юридическим лицам частично или полностью, в т.ч. посредством приватизации (снятие с государства функций прямого хозяйственного руководства, замена жестких вертикальных связей между органами государственного управления и субъектами хозяйствования на горизонтальные связи). Оно предусматривает отделение функций управления от функций собственника, реализацию прав собственника через назначение руководителей с предоставлением им максимальных полномочий, касающихся деятельности предприятий.

Основные формы разгосударствления:1.Аренда государственных предприятий.2.Преобразование государственных предприятий в акционерные общества, в которых все акции или контрольный пакет акций остаются в собственности государства.3.Ограниченное вмешательство государства в управление собственностью.

Приватизация – это преобразование отношений собственности, передача государственной или муниципальной собственности за плату или безвозмездно в частную собственность.

В результате приватизации государство полностью или частично утрачивает права владения, пользования и распоряжения государственной собственностью, а государственные органы утрачивают право непосредственного управления ею. Приватизируемые предприятия становятся либо частными, либо коллективными.

Формы приватизации:1.Безвозмездная передача государственной собственности.2.Продажа (возмездная передача) государственной собственности.

8. Сущность денег. Деньги - это очень многогранная и сложная категория. Поэтому дать их всеобъемлющее определение достаточно трудно. И связано это прежде всего с отсутствием единого взгляда на их сущность. Мы будем рассматривать деньги как особое экономическое благо, безусловно и свободно принимаемое для оплаты всех товаров и услуг и измеряющее их стоимость. Данное определение позволяет включать в понятие денег не только бумажные купюры и монеты, которые мы используем ежедневно, но и все другие их формы (в первую очередь безналичные).

Функции денег. Функции денег - это та работа, которую они выполняют. Современные деньги осуществляют четыре основные функции:1.меру стоимости(деньги выражают стоимость товаров и определяют их цены);2.средство обращения(деньги прямо служат посредником в обмене товаров и услуг);3.средство платежа(деньги используются для выплат без прямого обмена на товары);4.средство накопления(деньги сберегаются для будущих покупок товаров и услуг); средство власти(деньги позволяют влиять на решение и поведение других людей).

Разные формы денег обладают несколькими общими свойствами: всеобщей непосредственной обмениваемостью на товары и услуги; измерением стоимости; сохранением стоимости. Деньги как особый тип экономического блага обладают реальной и представительной стоимостью. Реальная, или внутренняя, стоимость денег - это рыночная стоимость того денежного материала, который пошел на их создание, ее величина определяется издержками производства денег.

Количество денег в обращении – это сумма наличных и безналичных денежных средств. Наличные деньги – это бумажные деньги (банкноты) и металлические деньги (монеты). Безналичные деньги – это вклады населения, банковские депозиты, депозитные сертификаты и ценные бумаги.

9. Рынок – это совокупность отношений между продавцами и покупателями, производителями и потребителями по поводу реализации произведенного продукта.

Современный рынок - это любая система, позволяющая производителями (продавцам) и покупателям совершать свободную куплю-продажу товаров и услуг.

Структура рынка – это внутренне строение отдельных элементов рынка; совокупность взаимосвязанных количественных и качественных соотношений между отдельными элементами рынка, характеризующая ее устойчивую определенность и обеспечивающая функционирование рыночной системы как единого целого.

Рынок имеет многообразную структуру. Рынки классифицируют следующим образом:

1) по объектам купли-продажи: рынок ресурсов. потребительский рынок: продовольственный рынок; рынок непродовольственных товаров (одежды, обуви, бытовой техники, автомобилей, косметики и т.д.); рынок потребительских услуг (образование, здравоохранение, жилищно-коммунальные и др. услуги). финансовый рынок, состоящий из денежного рынка (валюта и золото), рынка кредитных ресурсов, рынка страхования, фондового рынка. рынок прав владения и пользования (рынок аренды и лизинга). рынок интеллектуальной собственности (рынок патентов на различные новшества, товарные знаки и др., рынок лицензий).рынок духовных ценностей

2) в пространственном разрезе (по масштабам): локальные (местные) рынки (один или несколько районов страны).региональные рынки.национальные рынки.международные рынки (интегрированные национальные рынки нескольких стран членов ЕС, таможенных союзов в рамках СНГ и др.).мировой рынок.

3) по механизму функционирования: свободный (основан на механизме свободной конкуренции);.монополизированный;.регулируемый государством;.

4) по объемам сделок купли-продажи: оптовые рынки;.мелкооптовые;.Розничные.

5) в соответствии с действующим законодательством различают: легальный (официальный) рынок;. нелегальный (теневой) рынок:.

6) по степени насыщенности выделяют: равновесный (спрос и предложение совпадают);. дефицитный (спрос превышает предложение);. избыточный (предложение превышает спрос).

Функции: интегрирующая, регулирующая, стимулирующая, ценообразующая, контролирующая, посредническая, информационная.

Позитивные стороны: 1.Рыночная экономика в принципе не знает таких традиционных для командно – административной системы явлений, как дефицит, товарный голод, очереди и т.д.;

2. Эффективное распределение и использования ресурсов для производства необходимых обществу товаров и услуг; 3. Возможность успешного функционирования рынка при наличии весьма ограниченной информации: уровень цен и уровень затрат на различные ресурсы;4. Высокая степень его гибкости и адаптации к изменяющимся условиям производства;5. Оптимальное использование достижений науки и техники;6. Стимулирует рост производства, ускоряет темпы его развития;7. В рыночной экономике не существует производства ради производства, в центре рынка стоит потребитель, на него постоянно ориентировано производство;8. Свобода выбора и действий предпринимателей и потребителей;9. Способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышение качества продукции;10. Относительно быстрое восстановление нарушенного равновесия;11. В определенной мере создает саморегулирующуюся систему хозяйствования, в которой каждый занимает свою нишу, которая эффективно функционирует без прямого вмешательства государства.

Негативные стороны: 1. Рынок порождает факторы, которые нарушают свободу предпринимателя. Такими факторами являются различные формы монополизма, которые деформируют правила игры на свободном, классическом рынке;2. Отсутствие стимулов для производства товаров и услуг коллективного и общественного назначения;3. Рынок не способен решить целый ряд социальных проблем: содержание пенсионеров, больных, инвалидов, сирот и т.п.;4. Отсутствие механизма защиты окружающей среды;5. Неспособность сохранения не воспроизводимых ресурсов;6. Отсутствие соблюдения социально-экономических прав человека, в частности права на доход и права на труд для тех, кто может и хочет работать;7. Рынок безразличен к производству так называемых общественных благ и услуг (национальная оборона, охрана общественного порядка, воспитание детей и т.п.);8. Рынок не только обогащает, но и неизбежно разоряет часть предприятий и часть населения;9. Неспособность содействовать развитию фундаментальных и прикладных исследований в науке;10. Неспособность структурных изменений производства, организации денежного обращения, решения региональных и межгосударственных проблем;11. Нестабильность развития и подверженность спадам производства и инфляционным процессам;12. Рынку чужды нравственные идеалы добра, справедливости, патриотизма и т.д. Разные народы сложили немало пословиц и поговорок по этому поводу: «рынку нет дела до человека без кошелька»; «рынок – это специально отведенное место, где люди могут обманывать друг друга» и т.д.

10. Сущность и основные элементы инфраструктуры рынка.

Инфраструктура — это обязательный компонент любой целостной экономической системы и подсистемы. Она представляет собой составную часть общего устройства экономической или полит-экономической жизни, носящую подчиненный вспомогательный характер и обеспечивающую нормальную хозяйственную деятельность экономики или политической системы в целом.

Инфраструктура рынка — это совокупность правовых форм, опосредствующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи, или совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования.

Основными элементами инфраструктуры современного рынка являются:

1. биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные), их организационно оформленное посредничество;

2. аукционы, ярмарки и другие формы организационного небиржевого посредничества;

3. кредитная система и коммерческие банки;

4. эмиссионная система и эмиссионные банки;

5. система регулирования занятости населения и центр государственного и негосударственного содействия занятости (биржа труда);

6. информационные технологии и средства деловой коммуникации;

7. налоговая система и налоговая инспекция;

8. система страхования коммерческого хозяйственного риска и страховые компании;

9. специальные рекламные агентства, информационные центры и агентства средней массовой информации;

10. торговые палаты, другие общественные, добровольные и государственные объединения (ассоциации) деловых кругов;

11. таможенная система;

12. профсоюзы работающих по найму;

13. коммерческо-выставочные комплексы;

14. система высшего и среднего экономического образования;

15. аудиторские компании;

16. консультативные (консалтинговые) компании;

17. общественные и государственные фонды, предназначенные для стимулирования деловой активности;

18. специальные зоны свободного предпринимательства.

Функции инфраструктуры рынка следующие:

· облегчение участникам рыночных отношений реализации их интересов;

· повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности;

· организационное оформление рыночных отношений;

· облегчение форм юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования деловой практики;

· подготовка специалистов для эффективного функционирования рынка.

Спрос на товар: понятие и основные характеристики. Закон спроса. Функция спроса. Кривая спроса(график). Эффект дохода и эффект замещения. Товары Гиффена. Эффект Веблена. Неценовые факторы спроса(График).

Спрос – потребность, предъявляемая на рынке и подкрепленная деньгами. В этой связи нельзя говорить о платежеспособном спросе, т. к. любой спрос по определению платежеспособен, в противном случае это – потребность.

Классификация спроса:

1. По числу объектов спроса: · макроспрос – спрос всего населения на товарную группу или совокупность товаров; · микроспрос – спрос целевого рынка на отдельный товар или его ассортиментную разновидность;
2. По состоянию рынка: · негативный, · отсутствующий, · скрытый, · чрезмерный, · полноценный.
Классификации спроса по состоянию рынка помогает маркетингу фирмы оценить спрос с целью выработки определенной рыночной стратегии.
3. По формам образования: · потенциальный (закрытый), · формирующийся, · сложившийся, ·нерегулярный: сезонный, рекреационный, дневной, часовой, ·отложенный(накапливаемый), · панический (ажиотажный).
4. По тенденциям: · растущий (интенсивный), · стабилизировавшийся, · угасающий (сокращающийся, спад спроса). Классификация спроса по тенденциям напрямую связана с этапами жизненного цикла товара.
5. По покупательским намерениям: · твердосформулированный (жесткий), · альтернативный (мягкий, компромиссный), · спонтанный (импульсивный).
Классификация спроса по покупательским намерениям открывает широкие возможности направленного воздействия продавца на покупателя как способами рекламы, так и методами непосредственного влияния. Определенная часть покупателей (по некоторым расчетам около четверти) поддается психологическому нажиму, активно реагирует на магазинную демонстрацию товаров. Из этого вытекает необходимость оптимального размещения товара в магазине, обеспечения доступности товара для осмотра и испытания, оригинальности и красочности экспозиции, ее информативности (мерчендайзинг).
6. По социально-демографическим группам потребителей: · спрос лиц (семей),
· спрос половозрастных групп населения. Выявление различий спроса по социально-демографическим группам потребителей имеет решающее значение для сегментации рынка и определения его емкости.

7. По месту покупки: · глобальный, · региональный, · городской, · сельский, · базовый, · мобильный. Признак дифференциации спроса по месту покупки представляет интерес для фирм, осуществляющих региональный маркетинг. В определенной части мобильный спрос является рекреационным, связанным с туризмом и курортными поездками. Выявление такого спроса очень важно для фирм, специализирующихся на обслуживании туристов и курортников. Необходимо знать не только размер рекреационного мобильного спроса, но и его географию, маршруты. Кроме того, информация о территориальной дифференциации спроса необходима региональным и муниципальным органам власти для того, чтобы контролировать потребительский рынок и разрабатывать свою товарную политику.
8. По степени удовлетворения: · удовлетворенный, · условно удовлетворенный,· неудовлетворенный.
Анализ спроса по степени удовлетворения позволит фирме скорректировать свою ассортиментную и сервисную политику, найти дополнительные резервы роста сбыта и продажи.
9. По времени формирования и предъявления на рынке: · прошлый, · настоящий, · будущий.

Закон спроса показывает связь между ценами и количеством товаров и услуг, которые могут быть приобретены при каждом уровне цены: при прочих равных условиях по низкой цене удастся продать больше товаров, чем по высокой.

Функция спроса. Спрос - представляет собой форму выражения потребности; это платежеспособная потребность, то есть сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за нужные им товары и услуги. Выделяют: спрос на определенный вид товара (количество данного товара, которое готовы и в состоянии купить потребители за определенный период времени) и совокупный спрос (совокупность всех товаров, которую готовы и в состоянии купить потребители за определенный период времени).

Кривая спроса имеет нисходящий наклон и отражает предельную его полезность каждого наличного объема. Кривая спроса на чистое общественное благо получается путем сложения его индивидуальных предельных полезностей для всех потребителей при каждой возможной цене. В случае чистого общественного блага: 1. цена не является переменной величиной на вертикальной оси, так как невозможно назначить цену за отдельную единицу чистого общественного блага 2. невозможность корректировать объем спроса, чтобы приспособить его к своим вкусам и экономическому положению.

Эффект дохода - это изменение спроса на товар только как результат колебания покупательной способности денежного дохода, вызванного в свою очередь изменением цен.

Эффект замещения будет иметь место тогда, когда потребитель начнет покупать больше товаров, на которые снизились цены, или заменять их товаром, на который цены постоянны или даже выросли.

Излишек потребителя - это разница между той суммой, которую потребитель был бы согласен уплатить, и той суммой, которую он реально уплатил.

Поясним идею излишка потребителя графически (а). Проведем через точки линию, характеризующую спрос потребителя на какой-то товар. Точка Р1 - максимальная цена, которую потребитель может и готов заплатить за одну единицу товара. Это предельная цена товара. Окажись она выше P1 потребитель вообще не стал бы покупать товар. За вторую единицу товара потребитель готов заплатить Р2 (закон убывающей полезности) и т. д. Реальная же цена товара на рынке Рn. Следовательно, покупая первую единицу товара, потребитель получает потребительский излишек в размере Р1 – Рn, покупая вторую единицу товара, – в размере Р2 – Рп и т. д.

На графике излишек потребителя – это область, ограниченная сверху кривой спроса, а снизу – линией цены. Чем ниже цена, тем больше величина излишка потребителя.

Например (б), если бы потребитель приобретал только одну единицу товара, то он согласен был бы уплатить 80 руб. За вторую единицу потребитель заплатил бы 60 руб., третью единицу покупатель оценивает в 40 руб., и эта предельная полезность будет определять рыночную цену всех трех единиц. Следовательно, рыночная цена, уплаченная потребителем при покупке трех товаров, составит: 40 + 40 + 40 = 120 руб. Если же суммировать индивидуальные оценки предельной полезности каждой из трех единиц, то получилось бы: 80 + 60 + 40 = 180 руб. Таким образом, при покупке трех единиц товара излишек потребителя составил: 180–120 = 60 руб.

«Товар Гиффена» — это товар, для которого общий эффект от роста цены выражается в увеличении, а не в сокращении его покупок. «Товары Гиффена» — товары, кривая спроса на которые имеет наклон вверх. Поскольку эффект замещения при росте цены всегда характеризуется сокращением покупаемого количества товара, «товар Гиффена» должен быть товаром, эффект дохода которого компенсирует эффект замещения, т. е. он должен быть товаром столь низкого качества, чтобы эффект дохода действительно был больше эффекта замещения.

Независимо от того, был ли когда-либо картофель «товаром Гиффена», этот случай иллюстрирует свойства, которыми, рассуждая логически, должен обладать «товар Гиффена»:

  • Во-первых, он должен не только быть низкого качества, но и занимать большую долю в бюджете потребителя. В противном случае увеличение цены на него не означало бы значительного снижения реальной покупательной способности (возрастание вдвое цены на брелоки для ключей, например, не сделает никого ощутимо беднее).
  • Во-вторых, эффект замещения «товара Гиффена» должен быть подавлен эффектом дохода.

Кривая спроса для «товара Гиффена»

Если товар имеет такое низкое качество, что эффект дохода от увеличения цены преобладает над эффектом замещения, то кривая спроса на этот товар будет стремиться вверх. «Товары Гиффена» теоретически возможны, но редко встречаются на практике (если вообще встречаются).

Практически крайне маловероятно существование товара, обладающего обоими свойствами «товара Гиффена». Большинство товаров, в конце концов, занимают лишь крошечную долю в общих расходах потребителя. Более того, как уже отмечалось, чем более широко определен товар, тем менее вероятно, что он будет низкого качества. И, наконец, товары низкого качества по своей природе являются товарами, имеющими близкие заменители. Например, стремление потребителя заменить вырезку на бифштекс по-гамбургски — это именно то, что характеризует бифштекс по-гамбургски как товар низкого качества.

«Товар Гиффена» является занимательной аномалией, главным образом приносящей пользу при проверке понимания студентами тонкостей эффектов дохода и замещения. Если не будет оговорено иначе, будем предполагать, что все кривые спроса, использованные в остальной части этого текста, имеют условный наклон вниз.

Эффект Веблена — достаточно распространённое явление показательного потребления, которое возникает при потреблении благ, в основном недоступных для большинства обычных потребителей в связи с их высокой ценой, что подчеркивает социальную значимость их владельцев. Назван по имени экономиста Торстейна Бунде Веблена.

Эластичность спроса по цене, факторы ценовой эластичности. Эластичность по доходу. Перекрёстная и дуговая эластичность. Эластичный и неэластичный спрос и выручка продавцов. Графическое изображение эластичности спроса по цене и доходу.

Эластичность спроса по цене (ценовая эластичность) – это ответная реакция величины спроса на изменение цены.

1. Если незначительное изменение цены приводит существенному изменению спроса, то спрос эластичный (ЕD > 1).

2. Если незначительное изменение цены приводит к несущественному изменению спроса, то спрос неэластичный (ЕD < 1).

3. Единичная эластичность образуется в случае, когда процентное изменение цены и последующие процентное изменение количества спрашиваемой продукции оказываются равными по величине (ЕD = 1).

4. Абсолютно эластичный спрос. Потребители платят одну и ту же цену, не взирая на величину спроса (ЕD = ∞, кривая горизонтальна). Характерен для ситуации совершенной конкуренции, когда производители не могут влиять на цену, а покупатели готовы приобретать любое количество товаров по данной цене.

5. Абсолютно неэластичный спрос. Потребители покупают одно и тоже количество товара при любых уровнях цен (ЕD = 0, кривая вертикальна), например, инсулин для больных сахарным диабетом.
Эластичность спроса и объем выручки 1. При эластичном спросе: - снижение цены приводит к увеличению общего дохода; - увеличение цены приводит к его уменьшению. 2. При неэластичном спросе: - повышение цены приводит к увеличению общего дохода; - снижение цены приводит к его уменьшению. Вывод: если спрос не эластичен, изменение цены вызывает изменение общей выручки в том же направлении. 3. В случае единичной эластичности уменьшение или увеличение цены оставит выручку без всяких изменений.

К факторам, влияющим на ценовую эластичность спроса, относятся следующие: 1. Наличие заменителей. Чем больше хороших заменителей данного продукта предлагается потребителю, тем эластичнее бывает спрос на него. Например, спрос на любой сорт кофе эластичен, потому что другие сорта являются близкими заменителями. При отсутствии у товара близких заменителей спрос на него будет неэластичным. Например, общий спрос на бензин неэластичен, потому что у него нет близких заменителей.

2. Удельный вес в доходе потребителя. Чем большее место занимает продукт в бюджете потребителя при прочих равных условиях, тем выше будет эластичность спроса на него. Если общие затраты (в неделю или в месяц) на товар или услугу составляют малую часть дохода домохозяйства, то спрос на них будет неэластичным. Например, увеличение цены коробки спичек на одну копейку считается небольшим. На самом деле в процентном отношении это довольно большое увеличение. Но на величину спроса оно окажет очень незначительное влияние. Поэтому спрос на спички неэластичен; то же самое можно сказать о столовой соли, шнурках для ботинок и заколках для волос. 10%-ный рост цен на карандаши вызовет минимальную реакцию на покупку данной продукции. В то же время 10%-ный рост цен на автомашины или жилые дома, составляющие существенную долю годового дохода многих семей, неизбежно приведет к тому, что количество покупаемой продукции значительно уменьшится.

3. Спрос на предметы роскоши и предметы первой необходимости. Спрос на предметы первой необходимости обычно является неэластичным; спрос на предметы роскоши обычно эластичен. Хлеб и электроэнергия признаны в качестве предметов первой необходимости: без них мы «не протянем». Повышение цен на эти продукты не приведет к существенному сокращению их потребления. Но если цены на коньяк и изумруды поднимутся, то их можно не покупать, и большинство людей не столкнется с большими неудобствами. Проблема заключается в том, какой смысл люди вкладывают в понятие «предметы первой необходимости». Какие именно товары они относят к этой категории, зависит от их жизненного уровня. Например, в большинстве развитых стран бытовые электроприборы (электрические утюги, стиральные машины и холодильники) считаются предметами первой необходимости.

4. Привычные товары. Одна из причин этого правила заключается в том, что многие потребители – люди привычки. У людей вырабатывается привычка, например, к определенным сортам алкогольных напитков или табака. В этом случае спрос будет неэластичным, потому что для таких людей эти товары не имеют заменителей.

5. Период времени. Спрос на продукт обычно тем эластичнее, чем длиннее период времени для принятия решений. Если цена на продукт растет, то требуется время, чтобы найти и опробовать другие продукты, пока мы не убедимся в их приемлемости. Если цена говядины повысится на 10%, потребители, возможно, не сразу сократят свои покупки. Но через некоторое время они могут перенести свои симпатии на птицу или рыбу, на которые у них теперь «появился вкус». Другое объяснение этого правила связано с долговечностью продукта. Исследования показывают, что «краткосрочный» спрос на бензин менее эластичен, чем «долгосрочный». Почему так происходит? Потому что в долгосрочном плане большие, пожирающие бензин автомобили из-за подорожания бензина заменяются меньшими по размеру, более экономичными машинами.

1. Edp > 1 – сильное изменение величины спроса по цене. Снижение цены с р1 до р2 вызывает значительное увеличение спроса с Q1 до Q2, а общая выручка РQ возрастает (рис. 2.7 а).

2. Edp < 1 – слабое изменение величины спроса по цене. Снижение цены вызывает незначительный рост спроса, при этом общая выручка РQ падает (рис. 2.7 б).

3. Edp = 1 – единичная эластичность спроса по цене. Снижение цены в точности компенсируется соответствующим ростом величины спроса. Общая выручка остается неизменной (рис. 2.7 в).

13. Предложение товара: понятие и основные характеристики. Закон предложения, функция предложения, график кривой предложения, неценовые факторы предложения (графическое изображение влияния неценовых факторов на предложение).

ПРЕДЛОЖЕНИЕ ТОВАРА действие продавца, убеждающие покупателя приобрести товар; обычно включает описание товара, егоколичество, сроки поставки первой партии, цену за единицу товара, условия платежа, срок действия;название фирмы, сделавшей предложение, ее адрес, дату отправки, а т.ж. рекламные материалы,показывающие научно-исследовательский и производственный потенциал поставщика товаров.

Предложение проявляется в способности и желании продавать (производить) определенное количество товаров по альтернативным ценам в рамках известного периода времени при прочих равных условиях.

Решение производителей об объемах производства и продаж находится под воздействием закона предложения, который утверждает, что при прочих равных условиях высокие цены стимулируют расширение производства и реализацию большего объема товаров в рамках определенного периода времени. И наоборот, по мере снижения цен падают доходность и стимулы к расширению производства и объема продаж.

Предложение, как и спрос, зависит от многих переменных, что математически можно выразить следующим образом:

Данная многофакторная функция предложения констатирует, что количество известного товара X для продажи за определенное время t зависит не только от цены данного товара P xt, но и от уровня технологии его производства Ht, от цены используемых ресурсов производства Р Ft, от цен любых товаров, связанных с производством, Р rt и от ожидания производителями будущих цен на изготовляемые ими товары

Если принять, что все факторы, кроме цены данного товара, постоянны, то функция будет отражать зависимость количества предлагаемой продукции только от ее цены:

Как и функция спроса, функция предложения показывает не только то количество товара, которое производители готовы реализовать по определенной цене, но и объемы, которые они готовы продать на рынке по каждой возможной цене.

Функция предложения только от собственной цены товара X также может задаваться тремя способами: аналитическим - (например, ), табличным и графическим.

В табл. 5.3 показаны взаимоотношения между выбранными альтернативными ценами мяса и соответствующим количеством его предложения, при прочих равных условиях, указанных в колонке 4. Следует отметить, что данные предложения мяса и его цены увязаны простым уравнением Q = 2Р. При этом Р не может быть менее 10 руб. за 1 кг мяса. Если взять любую цену на мясо из колонки 2 и ввести ее в указанное уравнение, то можно рассчитать общие соответствующие затраты на количество предложения Q в колонке 3.

Альтернативные варианты Цены Р. руб./кг Объем предложения Q, кг/мес. Фиксированные факторы
       
G     Цены производственных ресурсов, технические знания, цены альтернативных вложений, ожидание будущих цен на факторы производства и выпускаемую продукцию, число производителей и т.д.
Н    
J    
I    
К    
L    

Кривая предложения мяса на рис. 5.4 построена по данным табл. 5.3 и иллюстрирует, как объем предложения мяса варьирует с его ценой при прочих равных условиях.

Исходя из закона предложения объем предложения прямо пропорционален цене товара, и поэтому кривая предложения имеет позитивный наклон, или QS : P S > 0. Кривая, отражающая объем предложения товара в зависимости только от его цены, получила название кривой предложения. Ее положительный наклон объясняется ростом альтернативных издержек, вызываемых падением отдачи переменных, которые используются в производстве данного товара.

В концепции предложения, как и в спросе, следует четко отличать изменение объема предложения от изменения предложения. Изменение объема предложения - изменение количества товара, предлагаемого для продажи в ответ на изменение цены при прочих равных условиях (рис. 5.5). Оно отображается движением точки вдоль кривой предложения. Например, повышение цены на мясо с 40 до 60 руб. увеличит предложение его с 8 до 12 кг.

Изменение предложения товара - смещение всей кривой предложения в ответ на воздействие неценовых факторов. Кривая предложения может смещаться как влево (уменьшение предложения), так и вправо (увеличение предложения) под воздействием следующих факторов:

Сдвиг влево (уменьшение предложения): Сдвиг вправо (рост предложения):
o уменьшение числа производителей и продавцов; o ухудшение технологии; o рост затрат на ресурсы; o ухудшение технических знаний; o ожидаемое падение цен на продукцию; o увеличение налогов, уменьшение субсидий. o улучшение технических знаний; o прогресс в технологии; o падение цен на альтернативную продукцию; o уменьшение затрат на производственные ресурсы; o ожидание роста цен на производимую продукцию; o рост числа производителей; o сокращение налогов, увеличение субсидий.

Изменение цен, например, на такие ресурсы, как объем и качество стада, пастбищ, труд человека (пастуха), влияет на предложение мяса. Кривая предложения на сдвиги в данных переменных реагирует смещением влево или вправо. Кривая S отражает данные рис. 5.5. Если цены на производственные факторы растут, то кривая смешается в направлении S → S1, а если падают, то в направлении SS2.

Рыночное предложение товара определяется аналогично рыночному спросу - горизонтальным суммированием индивидуальных предложений данного товара. Совокупное предложение будет анализироваться в курсе микроэкономики.

влияние неценовых факторов на предложение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow