Конкуренция – элемент рыночного механизма её функции. Рынки совершенной и несовершенной конкуренции

Конкуренция – экономическое состязание на рынке за покупателя, за более выгодные условия хозяйствования, долю рынка и прибыли, получения конкретного заказа.

Функции конкуренции:

1. Функция размещения (аллокационная) - направляет ограниченные ресурсы в те отрасли и виды деятельности на продукцию и услуги которых имеется спрос.

2. Инновационная функция - стимулирует внедрение достижений науки и техники, выпуск новых видов продукции и услуг, новых технологий, повышение качества продукции и услуг, и т.д.

3. Распределительная функция - создает условия для получения доходов и прибыли наиболее успешным предприятиям и приводит к банкротству предприятия, чья продукция и услуги невостребованные.

2. Контрольная функция - инструмент (средство), которое препятствует возникновению и существованию устойчивой монопольной власти на рынке. Например, монополист может назначить цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена.

К совершенной (чистой) конкуренции относятся:

· внутриотраслевая конкуренция (между производителями однородной продукции) ведет к техническому прогрессу, снижению издержек производства и цен на товары;

· межотраслевая конкуренция (между производителями разных товаров) позволяет найти сферу более прибыльного вложения капитала.

Совершенная (чистая) конкуренция - это рыночная ситуация, когда многочисленные, независимо действующие производители продают идентичную (стандартизированную) продукцию, причем ни один из них не в состоянии контролировать рыночную цену.

Основные характеристики совершенной (чистой) конкуренции: 1. на рынке большое количество покупателей и продавцов, каждый занимает относительно малую долю рынка данных товаров;2. тождественная, стандартизированная продукция, товары однородны с точки зрения потребностей покупателей и, соответственно, продавцов;3. свободный доступ к рынкам новых продавцов и возможность такого же свободного выхода из них, вход и выход из отраслей абсолютно свободен;4. наличие полной и доступной информации для участников обмена о ценах и их изменениях, о продавцах и покупателях; экономические субъекты должны располагать одинаковым объемом информации о рынке.

Позитивные явления конкуренции:1) снижение издержек;2) быстрое внедрение НТП;3) гибкое приспособление к спросу;4) высокое качество продукции;5) препятствие к завышении цен.

Негативные явления конкуренции:1) разорение многих субъектов рыночной экономики;2) анархия и кризис производства;3) чрезмерная эксплуатация ресурсов;4) экологические нарушения.

Несовершенная конкуренция (Imperfect competition) — конкуренция в условиях, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят.

Признаки несовершенной конкуренции: наличие входных барьеров в отрасль; дифференцированность продукции; основная доля продаж приходится на одного или нескольких производителей-лидеров; возможность контролировать полностью или частично цену на свою продукцию.

Монополистическая конкуренция - имеют возможности влиять на условия реализации товаров.

Основные характеристики монополистической конкуренции:1. относительно большое число некрупных (мелких) фирм;2. эти фирмы производят разнообразную продукцию, продукт каждой фирмы в чем-то специфичен, потребитель легко может найти товары-заменители и переключить свой спрос на них;3. сохраняются возможности относительно легкого вступления в отрасль новых производителей.

Олигополия - это рынок, на котором доминирует несколько крупных фирм, т.е. несколько продавцов противостоят множеству покупателей.

Чистая монополия - это рынок, на котором один продавец противостоит множеству покупателей. Даже полное отсутствие конкурентов внутри страны не исключает их наличия за рубежом.

Основные черты чистой монополии:1. единственный продавец - производитель;2. товарная дифференциация отсутствует, отсутствие товаров - заменителей;3. продавец осуществляет практически полный контроль над ценами; 4. очень трудные условия вхождения в отрасль новых предприятий. По сути дела, вход оказывается заблокированным условиями.

Различают несколько типов монополийестественная монополия. Ею обладают частные собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем составе редкие и свободно не возобновимые элементы производства (редкие металлы, особые земельные участки и т.д.) · искусственные монополии. Под этим условным названием понимают объединения, создаваемые ради получения монополистической выгоды. Искусственные монополии выступают в виде различных монополистических отношений.

Потребительский выбор и максимизация благосостояния потребителя (кардиналистская концепция). Правило потребительского поведения. Законы Госсена. Спрос: функциональный и нефункциональный.

Функция полезности товара (блага) лежит в основе потребительского выбора. При моделировании поведения потребителя на рынке экономисты основываются на:

– ограниченности дохода потребителя;

– неограниченности потребностей (это является спорным утверждением);

– аксиоме увеличения общей полезности;

– аксиоме убывания предельной полезности.

Потребительная стоимость (полезность) товара – это способность экономического блага удовлетворить какую-либо или несколько человеческих потребностей. Пресыщение любой из потребительных стоимостей со временем снижает остроту потребности в благе (услуге). В этом случае этом случае производитель может сбыть дополнительное количество продукции, если снизит цену товара. Закон насыщения и пресыщения лежит в основе определения спроса.

Выделяют два вида спроса на товар:– функциональный спрос означает, что часть спроса на товар обусловлена качествами, присущими самому товару;– нефункциональный спрос означает, что часть спроса на товар обусловлена другими факторами, не связанными с его качествами (мода, престиж).

Этот вид спроса подразделяют на три составляющие:– эффект присоединения к большинству;– эффект сноба, т. е. выделиться из толпы;– эффект Веблена, т. е. приобрести товары с более высокой ценой, чтобы произвести впечатление.

Таким образом основные критерии по теории поведения потребителя в современной теории потребительского выбора предполагается, что:– денежный доход потребителя ограничен;– цены не зависят от количества благ, покупаемых отдельными потребителями;– все покупатели прекрасно представляют предельную полезность всех продуктов;– потребители стремятся максимизировать совокупную полезность.

Функция полезности максимизируется если денежный доход потребителя распределяется таким образом, что каждый последний рубль (марка…), затраченный на приобретение любого блага, приносит одинаковую предельную полезность.

Это означает, что предельная полезность блага равняется предельным затратам потребителя. Разумный потребительский выбор предполагает сопоставление как дополнительных выгод, так и дополнительных затрат, а в целом и равенство между ними.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ - ЭТО ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ СПРОСА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА РАЗ­НООБРАЗНЫЕ ТОВАРЫ И УСЛУГИ.

Действия людей в сфере приобретения потребительских благ субъективны и подчас непредсказуемы. Однако в поведении сред­него потребителя можно отметить ряд типичных общих черт: спрос потребителя зависит от уровня его доходов, влияющих

на размер личного бюджета потребителя; каждый потребитель стремится получить за свои деньги «все что можно», т. е. максимизировать совокупную полезность; • средний потребитель имеет отчетливую систему предпочтений, свой вкус и отношение к моде; • на спрос потребителя влияет наличие или отсутствие на рынках взаимозаменяемых или взаимодополняемых товаров. Данные закономерности отмечали еще классики политической экономии. Современная наука определяет поведение потребите­ля с помощью теории предельной полезности и методом кривых безразличия.

ПРАВИЛО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ СОСТОИТ В ТОМ, ЧТОБЫ ПРЕДЕЛЬНАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ, ПОЛУЧА­ЕМАЯ В РАСЧЕТЕ НА РУБЛЬ, ПОТРАЧЕННЫЙ НА ОДИН ТОВАР, БЫЛА БЫ РАВНОЙ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТИ, ПОЛУЧАЕМОЙ НА РУБЛЬ, ПОТРАЧЕННЫЙ НА ДРУГОЙ ТОВАР.

Законы Госсена:

Первый закон Госсена констатирует убывание полезности последующих единиц продукта в одном непрерывном акте потребления и полезности первых единиц продукта при повторных актах потребления. Второй закон сформулирован Госсеном в двух вариантах. Первый вариант выводится из рассмотрения натурального хозяйства человека, оказавшегося изолированным от общества. При наличии определенного количества различных продуктов индивидуум в течение данного ограниченного периода времени может потребить их в разных комбинациях, одна из которых должна быть наиболее выгодной, приносящей максимум наслаждения, что достигается при установлении равенства предельных полезностей всех продуктов. Второй вариант учитывает условия товарного хозяйства. Цены на товары и денежная сумма, имеющаяся в распоряжении какого-либо индивидуума, — главные факторы, ограничивающие потребление. Наиболее рациональный вариант потребления устанавливается при достижении равенства между предельными полезностями, которые получаются с последних денежных единиц, израсходованных на покупку отдельных товаров. Второй закон впоследствии широко использовался математической школой для объяснения явлений капиталистического спроса и ценообразования. Коренные методологические пороки теории Госсена — субъективно-психологический, идеалистический подход к экономическим явлениям и игнорирование производства, которое играет решающую роль в экономической жизни общества. Из его теории вытекает апологетический вывод, что характер потребления, распределение материальных благ между людьми не зависят от социально-экономической формы производства.

Функциональный спрос — спрос, обусловленный присущими данному благу потребительскими качествами;

Нефункциональный спрос — спрос, возникающий у потребителя не в силу потребительских характеристик товара, а под влиянием каких-либо других факторов.

Нефункциональный спрос в свою очередь делится на три неравные группы:

1. Спрос, обусловленный внешники (экзогенными) воздействиями на полезность товара. Здесь выделяют:

§ эффект присоединения к большинству

§ эффект сноба

§ эффект показательного потребления

2. Спекулятиныйспрос
3. Нерациональный спрос

18. Ординалистский подход к анализу поведения потребителя. Кривые безразличия и бюджетное ограничение потребителя, их графическое изображение. Факторы, обусловливающие сдвиги бюджетной линии. Карта кривых безразличия. График равновесия потребителя.

Бюджетная линия показывает различные комбинации двух продуктов, которые могут быть приобретены при фиксированной величине денежного дохода.
НАПРИМЕР, если продукт А (апельсины) стоит 15 руб., а продукт В (яблоки) стоит 10 руб., то при доходе в 120 руб. потребитель мог бы приобрести эти товары в разных комбинациях.

Бюджетную линию можно изобразить графически. Наклон бюджетной линии (АВ) зависит от отношения цены товара В (10 руб.) к цене товара А (15 руб.):

Наклон бюджетной линии, равный 2/3, свидетельствует о том, что потребитель должен воздержаться от приобретения 2 единиц продукта А (вертикальная ось) по 15 руб. каждая, чтобы получить в свое распоряжение 30 руб., необходимых для покупки 3 единиц продукта В по 10 руб. (горизонтальная ось).
Расположение бюджетной линии зависит от ряда факторов, главными из которых являются величина денежного дохода и цена продукта.
Влияние денежного дохода: увеличение денежного дохода приводит к перемещению бюджетной линии вправо; уменьшение денежного дохода перемещает ее влево.

Влияние изменения цены: снижение цен обоих продуктов, эквивалентное увеличению реального дохода, перемещает график вправо.

И наоборот, рост цен на продукты А и В приводит к перемещению графика влево. Теперь рассмотрим кривые безразличия.
Кривая безразличия – это кривая, показывающая различные комбинации двух продуктов, имеющих одинаковое потребительское значение, или полезность, для потребителя.
ВЕРНЕМСЯ К ПРИМЕРУ с продуктами А (апельсин) и В (яблоки). Допустим, что потребителю безразлично, в каком сочетании их приобретать: 12 апельсинов и 2 яблока; 6 апельсинов и 4 яблока; 4 апельсина и 6 яблок; 3 апельсина и 8 яблок. Если исходя из этих комбинаций мы построим график, то получим кривую равных полезностей, т. е. кривую безразличия (рис. 11.2).
Все наборы из двух продуктов одинаково полезны для потребителя. Полезность, которую он теряет, отказываясь от какого-то количества одного продукта, компенсируется пользой от дополнительного количества другого продукта. Но могут существовать такие наборы кривых безразличия, которые отличаются между собой по уровню полезности. Такое семейство кривых безразличия называется картой безразличия (рис. 11.3).
Карта безразличия – это совокупность кривых безразличия.

Чем дальше от начала координат находится кривая, тем большую пользу она обеспечивает потребителю. То есть любая комбинация продуктов А и В, показанная точкой на кривой III, обладает большей полезностью, чем любая комбинация А и В, показанная точкой на кривой I.

Однако доход (бюджет) потребителя ограничен определенной суммой. Поэтому потребитель будет искать такой вариант сочетания разных продуктов, при котором польза в рамках его бюджета будет наибольшей. Чтобы найти такой вариант, называемый равновесное положение потребителя, необходимо совместить бюджетную линию с картой безразличия (рис. 11.4).

Кривая безразличия III, обеспечивающая большую полезность, чем кривые безразличия I и II, недоступна для потребителя, так как находится выше бюджетной линии. Точки М и K показывают доступные потребителю комбинации продуктов А и В, но они соответствуют меньшим совокупным полезностям, так как расположены ниже бюджетной линии. Равновесное положение потребителя достигается только в точке D, в которой бюджетная линия касается наиболее высокой кривой безразличия II.
Достигнув ее, потребитель теряет стимул к изменениям структуры своих покупок, так как это будет означать потерю полезности.

19. Издержки производства: понятие, классификация. Издержки в краткосрочном и долгосрочном периодах. Графическое изображение издержек: постоянных, переменных, общих, предельных, средних (постоянных, переменных, общих).

Издержки производства - это совокупность расходов, которые несут предприятия в процессе производства и реализации продукции.

Классификация издержек: индивидуальные — издержки собственно фирмы общественные — совокупные затраты общества на производство продукта, включающие в себя не только чисто производственные, но и все иные затраты: охрана окружающей среды, подготовка квалифицированных кадров и т.п. издержки производства — непосредственно связанные с производством товаров и услуг. издержки обращения — связанные с реализацией произведенной продукции.

В краткосрочном периоде наблюдается деление издержек на постоянные и переменные. К переменным издержкам в краткосрочном периоде относятся денежные затраты на покупку сырья, материалов, затраты на оплату труда рабочих и т. п. К постоянным издержкам в краткосрочном периоде относятся: затраты на оплату труда аппарата управления, арендная плата, амортизация основных средств.

В долгосрочном периоде фирма имеет возможность закупать не только большее количество сырья, материалов или увеличивать количество рабочих мест на предприятии, но и осуществлять капиталовложения. Поэтому считается, что в длительном периоде все издержки являются переменными.

Постоянные издержки (TFC) - те фактические издержки, которые не зависят от объема выпускаемой продукции.

Переменные издержки (TVC) - те издержки, которые изменяются вместе с изменением количества производимой продукции. К переменным издержкам относят расходы на сырье, материалы, топливо, электроэнергию, оплата транспортных услуг, оплата большей части трудовых ресурсов (зарплата).

Совокупные, или общие, издержки производства (рис. 11.1) состоят из суммы всех постоянных и переменных издержек: ТС = TFC + TVC. Кроме общих издержек, предпринимателя интересуют средние издержки, величина которых всегда указывается в расчете на единицу продукции. Различают средние совокупные (АТС), средние переменные (AVC) и средние постоянные (AFC) издержки.

Средние переменные издержки (AVC) - это показатель затрат переменного фактора в расчете на единицу продукции. Они определяются как частное от деления валовых переменных издержек на количество единиц продукции: AVC=TVC/Q.

Средние постоянные издержки (AFC), рис. 11.2 - показатель постоянных затрат на единицу выпуска продукции. Они рассчитываются по формуле AFC=TFC/Q.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: