Расходы и доходы бюджета

Бюджет состоит из расходной и доходной частей и в каждой стране имеет свои особенности. Расходы бюджета связаны с функциями государства и показывают направления бюджетных ассигнований. Расходы центрального бюджета в странах СНГ делятся на следующие группы:

  • финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, обороны, управления
  • расходы, связанные с внешнеэкономической деятельностью, обслуживанием государственного долга

Наиболее крупными расходными статьями бюджета в странах с рыночной экономикой являются:

  • поддержание уровня доходов (пенсии нетрудоспособным, инвалидам, помощь безработным, живущим ниже черты бедности и т.д.)
  • национальная оборона
  • образование и здравоохранение
  • выплата процентов по государственному долгу
  • и т.д.

Бюджетный дефицит представляет собой ту сумму денежных средств, на которую в данном финансовом году расходы бюджета превышают его доходы.

Государственный долг — это сумма накопленных в стране за определенное время бюджетных дефицитов за вычетом имеющихся в то же время положительных сальдо платежей.

Различают государственный внешний и внутренний долг. Внешняя задолженность — это долг страны иностранным государствам, иностранным юридическим и физическим лицам. Внутренний долг представляет собой задолженность государства юридическим лицам и населению, возникающую вследствие выпуска внутренних займов (облигационные займы).

Существует несколько подходов к проблеме бюджетного дефицита. Первый подход требует, чтобы государственный бюджет был ежегодно сбалансирован. Эта концепция имеет свои положительные и отрицательные черты. Положительным является то, что в случае реализации такого подхода государство усилило бы свои функции по контролю и регулированию воспроизводственного процесса. К сожалению, достичь ежегодной сбалансированности очень трудно. поэтому концепция имеет отрицательные черты Дело в том, что экономики стран сталкиваются с длительными периодами инфляции, падением производства, ростом безработицы и т.д. Это приводит к падению доходов, сокращению объема налоговых поступлений и т.д. Если следовать по пути ежегодного сбалансирования государственного бюджета, будет возникать необходимость повышения налоговых ставок, сокращения расходной части бюджета, а весьма часто проведения и тех и других мер. Но это ведет к дестабилизации экономики, сокращению совокупного спроса, еще более усугубляет инфляционные процессы.




double arrow
Сейчас читают про: