Взаимосвязь спроса и предложения. Равновесная цена

В ходе развития рыночных отношений осуществляется взаимное приспособление продавцов и покупателей, в результате на рынке устанавливается равновесная цена.

           
 
 
   
Q0
 
Q, объем производства
 


Кривые спроса и предложения пересекаются в точке равновесия Е (эквилибриум – равновесие). В т.Е:

Цена предложения - минимальная цена, ниже которой рыночные цены опуститься не могут, т.к. производство товара иначе станет убыточным. Цена спроса - максимальная цена, которую предлагают потребители, т.к. выше этой цены они не смогут осуществить покупку. Следовательно, каждый из продавцов и покупателей готовы были продать дороже, купить ниже, но затем они сходятся в единой цене.

Образование равновесной цены – это процесс, который требует определенного количества времени. В результате установления равновесия выигрывают и продавцы, и покупатели.

Так как цена равновесия ниже максимальной предлагаемой цены, то выигрыш или излишек потребителя определяется площадью фигуры РмахЕР0. Так как равновесная цена выше минимальной, которую могли бы предложить наиболее передовые фирмы, то выгода фирм (излишек производителя) определяется площадью фигуры РminЕР0. Излишек производителя также можно определить как разницу между общей выручкой (Q0ЕР0) и издержками производства – Рmin0 Q0Е0.

Проблемы цены и механизма ее формирования являются одними из самых сложных и фундаментальных в курсе экономической теории. Рассмотрим 2 подхода к анализу установления равновесной цены:

1. Формирование равновесной цены по Вальрасу

Главным моментом в подходе Вальраса является разница в объеме спроса и предложения. Если при данном уровне цен наступает избыток спроса, то производители увеличивают объем производства на фоне превышения цен. Если существует избыток предложения при данной цене Р2, то производители уменьшают объем производства и на рынке остаются наиболее эффективные предприятия, которые могут предложить товар по более низким ценам.

2. Формирование равновесной цены по Маршаллу

По Маршаллу главным механизмом формирования равновесной цены является разность цен продавца и покупателя при данном объеме производства.

Чем больше разрыв между ценой спроса и ценой предложения, тем больше стимулов для роста предложения.

Затраты потребителя в условиях законодательно установленных потребительских цен.

Данное вмешательство влечет недостатки, товары уходят в теневую экономику.

Устойчивое равновесие достигается, когда отклонение цены спроса от цены предложения постепенно погашаются.

Установление равновесия может происходить в результате циклических колебаний. Если колебания носят затухающий характер, равновесие устанавливается по истечении определенного времени. Если колебания носят равномерный или взрывной характер, то цена равновесия не формируется.

Простейшей моделью, показывающей затухающие колебания, в результате которых образуется равновесие, является паутинообразная модель. Она отражает формирование равновесия с фиксированным циклом производства (сельское хозяйство), когда производители, приняв решение об объеме производства на основании существующих цен, уже не могут изменить его объем.

Равновесия в паутинообразной модели зависит от углов наклона кривой спроса и предложения. Равновесие устойчиво, если угол наклона кривой предложения круче кривой спроса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: