Монопольная (рыночная власть)

Рыночная власть в общем виде заключается в способности продавцов или покупателей воздействовать на цену товара. Если продавцы назначают цену выше предельных издержек, они обладают монопольной властью.

Монопольная власть определяется величиной, на которую цена превышает предельные издержки.

Этот способ определения монопольной власти был предложен в 1934 г. экономистом Абба Лернером и получил название показателя монопольной власти Лернера (коэффициент Лернера):

L = (P – MC) / P

Значение L: 0 ≤ L ≤ 1

Для совершенно конкурентной фирмы P = MC, L = 0.

В условиях чистой монополии монопольная власть зависит от эластичности рыночного спроса. Чем меньше эластичность, тем больше монопольная власть. Коэффициент Лернера может быть выражен через эластичность рыночного спроса:

L = - 1 / Ed

Ed - эластичность фирмы, а не всего рыночного спроса.

Подсчитать такой показатель, однако, непросто в связи с труд­ностью расчета реальных предельных издержек. Поэтому на прак­тике предельные издержки заменяют средними.

Лернеровский показатель рассматривает высокие прибыли как признак монополии. В известной мере это справедли­во, однако бывают случаи, когда высокая норма прибыли не явля­ется однозначным признаком монополии. Это бывает тогда, когда велики различия между бухгалтерской и экономической прибы­лью, т. е. если не учитываются затраты на собственный капитал, особенно в капиталоемких отраслях, оплата предпринимательских способностей успешно функционирующего бизнесмена, операции с высокой степенью риска.

Значительная монопольная власть не гарантирует высокой прибыли. Прибыль зависит от отношения средних издержек к цене. Фирма А может обладать большей монопольной властью, чем фирма В, но получать меньшую прибыль, если у нее значительно выше средние издержки.

Для характеристики монопольной власти используется и по­казатель, определяющий степень концентрации рынка. Он назван в связи с фамилиями предложивших его ученых индексом Херфиндаля—Хиршмана (IНН). При его расчете используются данные об удельном весе продукции фирмы в отрасли. Предполагается, что чем больше удельный вес продукции фирмы в отрасли, тем больше потенциальные возможности для возникновения монополии. Все фир­мы ранжируются по удельному весу от наибольшей до наименьшей:

где IНН — индекс Херфиндаля—Хиршмана;

S1 — удельный вес самой крупной фирмы;

S2 — удельный вес следующей по величине фирмы;

Sn — удельный вес наименьшей фирмы.

Если в отрасли функционирует лишь одна фирма (т. е. мы имеем пример чистой монополии), то S1 = 100%, а 1НН = 10 000. Если в отрасли 100 одинаковых фирм, то Si = 1%, а I НН = Si2 x 100 = 100.

В США высокрмонополизированной считается отрасль, в кото­рой индекс Херфиндаля—Хиршмана превышает 1800. Этот индекс широко используется в антимонопольной практике, однако следует помнить, что и он не дает полной картины, если не учитывается удель­ный вес продукции иностранных фирм на отечественном рынке.

Если на рынке работают несколько фирм (олигополия), монопольная власть будет зависеть также от того, как эти фирмы будут конкурировать между собой, как они эту власть поделят.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: