Антимонопольное регулирование и его особенности в российской экономике

Из-за негативных последствий монополизации экономики общество стремится противодействовать монополистическим тенденциям и восстанавливать конкурентную структуру рынка. Как правило, правительствами принимаются антимонопольные законодательные акты, препятствующие образованию монополий, разукрупняющие существующие монополии, поощряющие свободный межотраслевой перелив капитала.

Поэтому предметом антимонопольного законодательства является регулирование поведения фирм на рынке и структуры рынка.

Наиболее известными законодательными актами в истории антимонопольного регулирования являются принятые в США законы Шермана и Клэйтона (Sherman Act - 1890 г.; Clayton Act - 1914 г.). Закон Шермана объявлял незаконным монополизацию торговли и сговор с целью ограничения торговли, но не четко классифицировал действия, запрещаемые законом. Закон Клэйтона запрещал определенные виды деятельности, если они препятствовали конкуренции.

Реальной основой для борьбы с монополиями и недобросовестной конкуренцией стал появившийся в 1991 г. Закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Согласно закону, фирма занимает доминирующее положение на рынке, если ее доля на рынке превышает 35%. Государственный комитет по антимонопольной политике утвердил "Государственный реестр РФ объединений и предприятий-монополистов". Для этих предприятий предусматривалось обязательное декларирование повышения цен и государственное регулирование цен, а также обязательное предоставление статистической отчетности по объему производства в натуральном выражении, удовлетворению спроса на рынке, показателям качества.

Разрешенными монополиями являются отрасли и предприятия, обеспечивающие нужды государства в безопасности или производящие некоторые специфические виды продукции.

Временными монополиями признаются отрасли и предприятия, которые оказались доминирующими в силу проводившейся ранее в стране политики укрупнения предприятий, а не благодаря большей эффективности своей работы.

Объектом государственного регулирования являются естественные и разрешенные монополии.

В отдельных случаях государство разрешает фирме сохранять положение монополиста, однако ставит ее деятельность под строгий контроль и регулирование. Чаще всего это относится к так называемым естественным монополиям.

В России к естественным монополиям относятся:

предоставле­ние услуг по транспортировке нефти и газа по трубопроводному транспорту;

предоставление услуг по производству и передаче элек­троэнергии;

железнодорожные перевозки;

перевозки в труднодос­тупных районах;

предоставление услуг транспортными терминала­ми, портами, аэропортами;

предоставление услуг электрической и почтовой связи;

водопроводное и канализационное хозяйство;

пре­доставление услуг по электро-, тепло- и газоснабжению.

Основными методами регулирования естественных монополий являются:

ценовое регулирование,

установление предельных уров­ней рентабельности;

контроль за слиянием и приобретением ак­ций;

определение групп потребителей с минимальным уровнем обеспечения, подлежащих обязательному обслуживанию монополистом, и некоторые другие.

К сожалению, в последние годы в России предпочтение отдается разукрупнению и распродаже быв­ших естественных монополий (в том числе и иностранным вла­дельцам). Тем самым игнорируются все вышеназванные аргументы в защиту естественных монополий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: