Поведение фирмы в условиях монополистической конкуренции

Совершенная конкуренция и чистая монополия - два крайних случая рыночной структуры. И то и другое бывает чрезвычайно редко. Далее мы изучим рыночные структуры, отличные от монополии в чистом виде, которые являются основой монопольной власти.

Промежуточной и гораздо более реалистичной стадией является монополистическая конкуренция.

Монополистическая конкуренция возникает там, где хозяйствуют десятки фирм, тайный сговор между которыми практически невозможен. Каждая фирма действует на свой страх и риск, сама определяет свою ценовую политику. Предсказать и учесть действия всех остальных участников конкуренции практически невозможно.

Продавцы на рынке не считаются с реакцией своих соперников, когда выбирают какую установить цену на свои товары или когда выбирают объем продаж.

Каждый из продавцов удовлетворяет небольшую долю рыночного спросана общий тип товара. При монополистической конкуренции размеры рыночных долей фирм в общем превосходят 1%, т.е. процент, который существовал бы при совершенной конкуренции. В типичном случае на фирму приходится от 1% до 10 % продаж на рынке в течение года.

В отличие от совершенно конкурентного рынка на рынке монополистической конкуренции продукция дифференцирована: каждая фирма продает особый тип или вариант товара, который отличается по качеству, оформлению или престижности, и каждая фирма является монопольным производителем своей марки товара. Размер монопольной власти, которым обладает фирма, зависит от успеха в дифференциации своего продукта по сравнению с продуктами других фирм.

Примеров монополистической конкуренции немало: зубная паста, стиральные порошки, безалкогольные напитки и т. п. Фактически фирмы конкурируют, продавая дифференцированные продукты, которые имеют высокую норму замещения одного товара другим, но не абсолютно взаимозаменяемы. Другими словами, эластичность спроса от цены велика, но не бесконечна.

Монополистическая конкуренция развивается там, где в большей мере приходится учитывать вкусы потребителя для сбыта своей продукции. Она представлена в отраслях, производящих предметы потребления.

Дифференциация продуктов может основываться не только на различиях в качестве товара, но и на тех услугах, которые связаны с его обслуживанием. Причиной выбора покупателя могут стать привлекательная упаковка, более удобное расположение и время работы магазина, лучшее обслуживание посетителя, наличие купона, обеспечивающего скидку с цены. Это в полной мере относится к мелким магазинам, парикмахерским, химчисткам и т. д.

Важное значение приобретают неценовые факторы: реклама, условия продажи, возможность покупки товара в рассрочку, наличие или отсутствие гарантийного ремонта и др.

В условиях дифференциации товаров трудно найти две фирмы, которые производили бы один и тот же продукт или услугу. Границы отрасли размываются, строго выделить отрасль бывает довольно трудно, а иногда и невозможно, так как наблюдается нечто вроде континуума продуктов и услуг.

В условиях монополистической конкуренции нет высоких барьеров для вступления в отрасль. Эффект масштаба не имеет большого значения, а капитал, требующийся для начала дела, как правило, невелик.

Легкое вступление в отрасль не означает, что отсутствуют какие-либо ограничения для вступления в отрасль. Ими могут быть патенты на продукцию, лицензии, торговые марки. Однако, в отличие от чистой монополии, патенты не носят исключительного характера, поскольку патентуются (лицензируются) товары-субституты.

Кроме того, проникновение новых фирм на рынок не ограничено — новым фирмам несложно вступить на рынок со своими фирменными марками, а существующим фирмам — выйти, если их товары перестали пользоваться спросом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: