План
Чистая монополия: основные черты и условия возникновения.
Цена и объем производства в условиях чистой монополии.
Экономические последствия чистой монополии.
Государственное регулирование монополии: формы и методы.
При рассмотрении данной темы вначале надо дать определение, показать главные черты, раскрыть условия и причины возникновения чистой монополии. При этом следует отметить, что монополии бывают искусственные и естественные (привести примеры). Особое внимание уделить определению цены и объема производства фирмы - монополиста. Показать графически и объяснить условия максимизации прибыли, минимизации издержек.
Указать преимущества (если они есть) монополии для развития экономики. Проанализировать экономические последствия функционирования фирм - монополистов, причем следует учесть их влияние на эффективность распределения и использования ресурсов. Например, сокращение выпуска продукции и установление монопольной цены; отсутствие необходимости снижения издержек; большие расходы для укрепления монопольной власти.
|
|
Далее отметить, чем вызвана необходимость вмешательства государства в деятельность монополии, какие формы и методы используются сегодня государством для ликвидации монополизации экономики.
Сделать вывод об эффективности или неэффективности действия чистой монополии. Привести примеры.
Литература: [1.C.240-252]; [2.C.221-237]; [3.C.111-122]; [4.C.531-554]; [8.C.120-132].
Тема 15. Олигополия и ее экономическая эффективность
План
1. Понятие олигополии и ее основные черты.
2. Механизм образования (картелирования) фирм - олигополии.
3. Ценообразование и максимизация прибыли на олигополистическом рынке.
В работе следует дать определение понятия “олигополия”, основные условия и причины ее образования. Рассмотреть показатели измерения и концентрации рынка, входные барьеры. Среди показателей важно выделить индекс Герфиндаля, раскрыть его экономический смысл. Далее рекомендуется дать характеристику основных моделий олигополии, показать каким образом происходит образование фирм-олигополистов (например, картелирование).
В заключении охарактеризовать поведение фирмы-олигополиста на рынке, рассмотреть процесс ценообразования и условие максимизации прибыли.
Сделать вывод об экономической эффективности олигополии, отметить преимущества и недостатки этой рыночной структуры. При написании работы использовать графики, формулы, примеры.
Литература: [1.C.257-261]; [2.C.249-268]; [3.C.112-127]; [4.C.569-588]; [8.C.139-145].
Тема 16. Ценовая дискриминация и неценовая конкуренция
План
1. Ценовая дискриминация: определение, характерные черты, три степени ценовой дискриминации.
|
|
2. Формы неценовой конкуренции.
3. Экономические последствия ценовой дискриминации и неценовой конкуренции.
Основная цель данной темы показать сущность, причины и значение неценовой конкуренции в развитии рыночной экономики. В первую очередь необходимо показать условия и необходимость такого вида конкуренции. Отметить, что ценовая дискриминация возможна не на всех рынках и проводить ее может не любая фирма. Представить три степени ценовой дискриминации и проиллюстрировать их графически. Раскрыть основные формы неценовой конкуренции (основанные на совершенствовании качества продукции и сбыта продукции).
В заключение отметить позитивные и негативные последствия действия ценовой дискриминации и неценовой конкуренции на экономику.
Литература: [1.C.240-270]; [2.C.249-268]; [3.C.120-123]; [4.C.531-568]; [11.C.75-78].