Иностранные инвестиции играют важную роль в развитии туристской индустрии во всем мире. Что касается России, то иностранные инвестиции на данном этапе развития страны имеют существенное значение, прежде всего для стабилизации и подъема отечественной экономики и ее отраслей (в том числе и туристской). Так, иностранными инвестициями являются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода).
Важность привлечения иностранных инвестиций в отечественный туристский сектор экономики обусловливается следующими причинами:
§ крайне слабо развит внутренний рынок инвестиционных
ресурсов. Потенциал такого рынка составляет примерно 20 - 25 млрд. долл. Из них реально задействовано в российской экономике примерно 5-6 млрд. долл.;
§ незначителен уровень иностранных инвестиций.
Иностранные инвестиции разделяют на государственные и частные (Рис. 22).
|
|
Рис. 22. Виды иностранных инвестиций
Иностранные инвесторы имеют право на осуществление инвестиций в России в туристскую индустрию в следующих формах:
§ долевое участие в туристских предприятиях, создаваемых совместно с российскими юридическими лицами и гражданами;
§ учреждение туристских предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам;
§ приобретение прав пользования землей и иными природными (туристскими) ресурсами;
§ приобретение иных имущественных прав и др.
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации иностранные инвестиции в РФ не подлежат национализации и не могут быть подвергнуты реквизиции или конфискации. Однако такие меры допускаются в исключительных, предусмотренных законодательством случаях, когда эти меры принимаются в общественных интересах. Такая правовая двойственность придает упомянутым ранее гарантиям размытый статус, что значительно препятствует развитию инвестиционного потенциала страны и конкретной туристской дестинации.
Создание прогрессивной и понятной для иностранных инвесторов правовой базы является основой для их привлечения в индустрию туризма, но при этом важно не забывать и интересы отечественной экономики. Следует отметить, что государство должно управлять этим процессом. В настоящее время иностранные инвесторы самостоятельно определяют сферы приложения своего капитала в России. Роль государства в этом вопросе остается пассивной. Вместе с тем недостаток инвестиционных ресурсов диктует необходимые выделения приоритетных отраслей, производств и видов, деятельности и привлечения в эти сферы инвесторов, создавая им налоговые и финансовые льготы. Это относится как к отраслевой, так и к региональной структуре иностранных инвестиций. В 2002 г. на два субъекта Федерации России (Москва и Санкт-Петербург) приходилось более 57% иностранных инвестиций, вложенных в развитие российской экономики. Такие существенные различия в региональной структуре иностранных инвестиций объясняются, с одной стороны, недостаточно разработанной региональной политикой (или ее отсутствием в отдельных субъектах Федерации) по привлечению иностранного капитала, с другой - фактическим отсутствием государственной политики по привлечению иностранных инвестиций в депрессивные регионы через предоставление иностранным инвесторам таможенных и налоговых льгот и обязательств по страхованию рисков, вызванных изменением государственных правовых норм и нориативов.
|
|