План:
1.1. Показатели затрат и себестоимости продукции, методика их расчета
1.2. Факторный анализ себестоимости продукции
1.1. Показатели затрат и себестоимости продукции, методика их расчета
Под себестоимостью продукции, работ и услуг понимаются выраженные в денежной форме затраты всех видов ресурсов: основных фондов, природного и промышленного сырья, материалов, топлива и энергии, труда, используемых непосредственно в процессе производства и выполнения работ.
Анализируются:
- полная себестоимость продукции в целом и по элементам затрат;
- уровень затрат на один рубль товарной продукции;
- себестоимость отдельных изделий;
- отдельные статьи затрат и т.д.
Анализ начинается с определения отклонения фактической суммы затрат от плановой:
DЗ = Зф - Зпл
Наряду с отклонением в абсолютной сумме определяются и отклонения в процентах:
D(%)З = (Зф - Зпл) / Зпл * 100% = ТПР
Рассчитывают удельный вес каждой статьи затрат в общей сумме себестоимости:
Уд.в. Зi= Зi / Зобщ * 100%
Определяют отклонение удельного веса:
|
|
DУд.в. = Уд.в.ф – Уд.в.пл
Широко используемый на практике обобщающий показатель - затраты на один рубль товарной (реализованной) продукции - определяется делением суммы затрат на производство товарной продукции на ее объем:
Непосредственное влияние на изменение уровня затрат на 1 руб. товарной продукции оказывают факторы, которые находятся с ним в прямой функциональной связи: изменение объёма выпущенной продукции, её структуры, изменение уровня цен на продукцию, изменение уровня удельных переменных затрат, изменение суммы постоянных затрат.
Рис. 1 Взаимосвязь факторов, определяющих уровень затрат на рубль товарной продукции
ТП = ∑ (VВП общ * Уд i* Цi)
1.2. Факторный анализ себестоимости продукции.