Классификация факторов спроса

Факторы спроса:

1) Производственные - объем, структура и ассортимент производства товаров, качество и уровень конкурентоспособности товара, проявления научно-технического прогресса, политика импортирования, доля нетоварного потребления.

2) Социально-экономические - уровень инфляции, уровень и соотношение цен, уровень иструктура денежных доходов, размер и прирост сбережений, уровеньзанятости или безработицы, пенсионное и социальное обеспечение.

3) Социальные - распределение населения по социальным группам (классам), социальный статус, стиль и образ жизни, уровень образования и культуры, вероисповедание, эстетические взгляды и вкусы, система социальных и моральных ценностей, потребительская культура.

4) Психологические - тип личности, степень рекламной внушаемости, потребительская психология, престижность, отношение к моде.

5) Демографические - численность и половозрастная структура населения, размер, состави жизненный цикл семей, уровень урбанизации, региональное распределение населения, миграция, типы и размер городских и сельских поселений, обеспеченность населения жильем, антропологические признаки (рост, размер и т.д.).

6) Торгово-экономические - емкость и насыщенность рынка, система защиты прав потребителей, потребительские свойства товаров, их иерархия и взаимозаменяемость (субституция), процесс морального старения товаров, мода,организация и эффективность маркетинга, наличие и эффективностьсистемы стимулирования покупок, реклама.

7) Инфраструктурные - развитие сети торговых предприятий и предприятий услуг,обеспеченность ими населения, организация торговли, время, затрачиваемое на покупки, качество обслуживания.

8) Физиологические - естественные (физические) свойства человека, определяющиеестественные границы потребления, потребительские привычки.

9) Национально-климатические - национальные традиции потребления, особенности климата.

Спрос – закономерное экономическое явление и поэтому может быть изучен.

Среди основных закономерностей спроса, которые используются в маркетинге для воздействия на него, следует отметить следующие:

1. Зависимость уровня спроса и структуры от цен (закон спроса);

2. Зависимость уровня спроса от дохода;

3. Зависимость спроса от качества товара при совокупном влиянии на спрос цен и доходов;

4. Зависимость структуры спроса от доходов;

5. Зависимость структуры спроса от доли постоянных покупателей;

6. Зависимость уровня индивидуального спроса от доли иждивенцев.

Закон спроса показывает связь между ценами и количеством товаров и услуг, которые могут быть приобретены при каждом уровне цены: при прочих равных условиях по низкой цене удастся продать больше товаров, чем по высокой.

Предпринимателю необходима информация о том, как может измениться спрос под воздействием ряда факторов, при этом особую важность представляет изменчивость спроса при изменении цены, или ценовая эластичность.

Ценовая эластичность спроса определяется чувствительностью покупателей к изменению цен на товары и услуги, которые они приобретают:

Э= Δу: у

Δх х

где Δу – изменение спроса;

Δх – изменения цен;

у – средний уровень спроса;

х – средняя цена

или

Э = темп прироста спроса

темп прироста цены

В качестве показателя спроса, как правило, используется товарооборот (в натуральных единицах или денежных, т.е. выручка, доход).

Если небольшие колебания цены приводят к значительным изменениям количества покупаемой продукции, то спрос принято называть эластичным. В этом случае коэффициент эластичности спроса по цене больше единицы. Снижение цены ведет к значительному увеличению спроса.

Если значительное изменение цены сопровождается незначительным изменением спроса, то он является неэластичным. При неэластичном спросе коэффициент эластичности (по модулю) всегда будет меньше единицы. (Построить кривые эластичного и неэластичного спроса).

Пропорциональное изменение спроса и цены получило название единичной эластичности (табл. 13).

Таблица 13.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: