Метод финансового права и его специфика

Метод — совокупность приемов и способов юридического воздействия на поведение участников финансовых отношений, характер взаимосвязи между ними.

Финансовое право имеет свой специфический метод правового регулирования — императивный (метод властных предписаний), которыйзаключается в том, что государственные органы, осуществляющие финансовую деятельность, принимают решения, обязательные для другой стороны правоотношений. Данный метод характеризуется императивностью, неравным положением сторон, отсутствием договора между сторонами. Один из участников отношений, выступающий от имени государства, наделен властными полномочиями относительно других участников.

Эти полномочия ограничены законом, который наделяет вторую сторону правом защиты своих интересов в установленном порядке, т. е. субъекты финансового права не могут по своему усмотрению приобретать финансовые права и обязанности, устанавливать содержание этих прав и обязанностей, самостоятельно распоряжаться ими, а делают это лишь в случаях, установленных актами законодательства.

В финансовых отношениях метод властных предписаний присутствует и при осуществлении платежей добровольного характера (лицо, которое приобрело лотерейный билет не вправе изменить его условия). Такой метод способствует своевременному и полному поступлению средств в распоряжение государства их использованию по целевому назначению в соответствии с республиканскими планами и программами и соблюдению режима экономии.

Признаками метода властных предписаний, используемого в рамках финансового права, являются:

· доминирование позитивных обязываний, которые выполняют роль прямого регулятора соответствующих социальных связей, возникающих в процессе финансовой деятельности государства;

· ограничение правовой инициативы субъектов финансового права (конформизм), т. е. невозможность ими, как правило, по своему усмотрению приобретать права и обязанности, определять их содержание;

· юридическое неравенство субъектов финансового права, выражающееся в различии содержания их правосубъектности. Государство как субъект финансового правоотношения наделено более широкими правами, чем другой субъект этого отношения, например, налогоплательщик, т. е. государство в данном правоотношении выступает в качестве управомоченного субъекта, а налогоплательщик — в качестве обязанного. При этом следует обратить внимание, что обязанная сторона находится в функциональной зависимости от властного субъекта и организационно не подчинена ему;

· тесная связь с экономической политикой,проводимой государством. Непосредственная связь метода правового регулирования финансовых отношений с основными направлениями государственной экономической политики, а также возможность законодателя использовать различные экономико-правовые способы для достижения эффективности финансово-правового регулирования призвана обеспечить построение оптимально-эффективной модели взаимодействия публичных и частных субъектов в процессе выполнения последними своих финансовых обязательств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: