Финансы и финансовая деятельность государства

1.1.1 Понятие и функции финансов

Финансовое право охватывает своим воздействием определенный специфический круг общественных отношений, которые обусловлены тем, что государство для выполнения своих задач применяет финансы и в связи с этим осуществляет финансовую деятельность.

Финансы (фр. finances, от лат. finantia — доход) — денежный доход, т. е. финансы непосредственно связаны с деньгами. Деньги являются обязательным условием существования финансов. Однако финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям.

Деньги — строго определенная экономическая категория с четко выраженной сущностью и функциями, особый товар, служа­щий всеобщим эквивалентом.

Финансы — определенные экономические отношения, возникающие в момент движения денег, когда происходит их передача или перечисление наличным либо безналичным путем.

Как в экономической, так и в юридической литературе понятие «финансы» рассматривается в двух аспектах.

По материальному содержанию финансы представляют собой денежные формы государства, его территориальных подразделений, предприятий, организаций.

Как экономическая категория финансы — совокупность экономических отношений, возникающих в процессе образования, распределения и использования фондов денежных средств в целях выполнения задач и функций государства.

Различают финансы государственные (публичные) и частные.

Роль финансов заключается в том, что с их помощью осуществляется денежное обеспечение функционирования государства путем образования денежных фондов, а также контроль за рациональным и целевым распределением и использованием средств этих фондов.

Потребность в урегулировании функционирования финансов дает основание говорить, что финансы — категория правовая.

Финансы как категория экономическая подчинены объективным закономерностям развития экономики.

Финансы — экономико-правовая категория, порождающая особую группу денежных отношений, возникающих в процессе распределения части валового внутреннего продукта и национального дохода, в связи с чем у государства и субъектов хозяйствования образуются денежные фонды, используемые на соответствующие цели.

Совокупность денежных фондов образует финансовые ресурсы.

Выделяют две основные функции финансов: распределительную и контрольную.

1. Распределительная функция связана с распределением валового внутреннего продукта и его основной части — национального дохода.

Без участия финансов национальный доход не может быть распределен. Финансовые отношения возникают на стадиях распределения и перераспределения национального дохода. Первичное распределение осуществляется по месту создания национального дохода, т. е. в сфере материального производства. Рас­пределение происходит посредством финансов на основе ряда параметров, устанавливаемых государством: ставок, норм, тарифов, платежей, отчислений и т. д. В результате первичного распределения национального дохода формируются фонды государства и местных бюджетов, внебюджетные фонды, денежные фонды предприятий (среди участников материального производства образуются следующие виды доходов: заработная плата рабочих, служащих, крестьян, других категорий работников, занятых в сфере материального производства, а также доходы предприятий сферы материального производства).

Однако доходы, образуемые в результате первичного распределения, не образуют общественных денежных фондов, необходимых для развития отдельных приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материальных и культурных потребностей населения. В связи с этим необходимо дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода, связанное с наличием непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (образование, здравоохранение и др.), с межотраслевым и межтерриториальным перераспределением средств, содержанием наименее обеспеченных слоев населения (пенсионеров, студентов, многодетных семей и др.). Распределение и перераспределение происходит на основании воли государства выраженной в нормативных правовых актах.

2. Контрольная функция за­ключается в контроле над законным и своевременным формированием и расходованием средств по целевому назначению.

Финансовый контроль охватывает как производственную сферу, где создаются доходы, так и непроизводственную, где доходы не создаются.

Целью финансового контроля является рациональное и бережное расходование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства. Контрольная функция финансов осуществляется через многогранную деятельность финансовых органов и реализуется:

· в процессе производства, распределения и использования валового внутреннего продукта и национального дохода;

· при взимании налогов и неналоговых доходов государства;

· при расходовании централизованных и децентрализованных государственных денежных фондов, которые должны расходоваться объективно и строго по целевому назначению.

Функции финансов имеют интегративный характер, т. е. осуществляются одновременно во времени, так как каждая финансовая операция включает, с одной стороны, распределение общественного продукта и национального дохода, а с другой — контроль за этим распределением.

1.1.2 Финансовая система Республики Беларусь

Финансовая система представляет собой совокупность звеньев взаимосвязанных между собой и выполняющих общие для них задачи, определяемые финансовой политикой.

Финансовая политика — совокупность мероприятий, вырабатываемых и осуществляемых органами государственной власти и управления.

Она проводится в жизнь через звенья и элементы финансовой системы.

Финансовая система рассматривается в двух аспектах:

· как совокупность различных сфер финансовых отношений в рамках страны (экономический аспект);

· как совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность (институциональный аспект).

Органы, осуществляющие финансовую деятельность, подразделяют на две группы:

1) государственные органы, осуществляющие финансовую деятельность в связи с выполнением своих основных функций и задач (министерства, государственные комитеты, иные государственные организации подчиненные правительству Республики Беларусь);

2) государственные органы, для которых финансовая деятельность является основной, они специально созданы для осуществления финансовой деятельности и финансового контроля (Министерство финансов Республики Беларусь, Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, Комитет государственного контроля Республики Беларусь, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, Национальный банк Республики Беларусь, Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь).

Изначально финансовая система подразделяется на два основных звена: централизованные (общегосударственные финансы) и децентрализованные (финансы предприятий, организаций и учреждений).

Финансово-кредитная система Республики Беларусь состоит из бюджетной системы, банковской системы, а также финансовых средств внебюджетных фондов, предприятий, учреждений, организаций и граждан.

Финансовая система включает следующие звенья финансовых отношений:

1) бюджетную систему, состоящую из государственного, или республиканского (его средства расходуются на мероприятия, имеющие обще государственное значение, а его доходная часть формируется главным образом за счет налогов), и местных бюджетов (совокупность областных городских, районных бюджетов и бюджетов сельских поселковых советов, все они самостоятельны);

2) государственные целевые бюджетные фонды, государственный внебюджетные фонды (Фонд социальной защиты населения, Фонд поддержки предпринимателей), целевые бюджетные и внебюджетные фонды местных Советов депутатов Республики Беларусь;

3) бюджет свободных экономических зон;

4) бюджет союза Республики Беларусь и Российской Федерации;

5) финансы субъектов хозяйствования и отраслей (денежные фонды, создаваемые в целях обеспечения непрерывного производства и удовлетворения некоторых социальных потребностей работников, составляющие основу финансовой системы, так как здесь формируется преобладающая часть финансовых ресурсов);

6) имущественное и личное страхование, страхование ответственности (финансовое право изучает обязательное страхование);

7) государственный кредит (кредитные отношения, при которых заемщиком выступает государство, а кредиторами — организации и физические лица Республики Беларусь, иностранные физические и юридические лица, международные организации, другие государства) и банковский кредит (Национальный банк Республики Беларусь и иные банки, небанковские кредитно-финансовые организации).

1.1.3 Понятие и содержание финансовой деятельности государства

Существует множество определений понятия «финансовая деятельность».

Финансовая деятельность — осуществление государ­ством функций по планомерному образованию, распределе­нию и использованию денежных фондов в целях реализации задач социально экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.

Финансовая деятельность — деятельность государства в лице уполномоченных государственных органов по образованию, распределению и использованию фондов денежных средств, обеспечивающих динамическое развитие и эффективное функционирование этого государства.

Финансовая деятельность (организационно-правовой аспект) протекает как деятельность органов государственной власти и управления.

В процессе финансовой деятельности государствами решаются следующие задачи:

1) мобилизации денежных средств:

а) учет возможности получения средств;

б) увеличение денежных средств, поступающих в бюджет;

в) учет и возможности налогоплательщиков;

г) установление особого порядка взимания налогов и сборов;

д) изыскание иных средств мобилизации денег;

2) распределение и использование денежных средств:

а) учет объектов использования денежных средств и их нужд;

б) определение размера каждой потребности;

в) определение размеров и сроков использования денежных средств;

г) определение правового положения распределителей бюджетных средств;

д) строгий учет и отчетность в использовании денежных средств;

е) обеспечение сохранности денежных средств;

ж) выявление резервов расходования денежных средств.

Финансовая деятельность как управляющая система проявляется в различных методах (конкретные приемы и способы, посредством которых госу­дарство осуществляет формирование, распределение и ис­пользование денежных фондов, входящих в состав финансовой системы).

Методы мобилизации включают в себя:

1) обязательные платежи (налоги, сборы (пошлины), платежи по обязательному страхованию).

Данный метод тесно связан с институтом государственного принуждения; посредством данного метода государство осуществляет концентрацию денежных средств в обязательном и установленном законом порядке, в установленный срок, в бюджет соответствующего уровня;

2) добровольные платежи (лотереи, вклады в банк, государственный заем (покупка и продажа государственных ценных бумаг), пожертвования юридических и физических лиц).

Методы распределения и использования включают:

1) финансирование (выделение государством денежных средств из бюджета для выполнения юридическими лицами своих задач на условиях безвозмездности, безвозвратности и целевого использования);

2) кредитование (отпуск банками и банковскими организациями денежных средств юридическим и физическим лицам на условиях возвратности, возмездности, срочности и целевого назначения).

В настоящее время бюджетным законодатель­ством предусмотрена возможность выделения средств из бюджета на условиях возвратности и возмездности, т. е. бюджетный заем.

Государственные организации получают денежные средства путем финансирования и кредитования, а коммерческие — путем кредитования;

3) производство расчетов с вкладчиками банковских учреждений;

4) выплата страхового возмещения;

5) осуществление валютных операций.

Мобилизация, распределение и использование денежных средств осуществляется в безналичном порядке либо наличными денежными средствами.

Необходимо обратить внимание на субъекты, которые принимают участие в моби­лизации денежных средств в доход государства, к которым относятся:

1) высшие представительные и исполнительные органы госу­дарственной власти (руководят финансами, бюджетом, налогами, денежно-кредитной системой, организуют и осуществляют государственное страхование, валютно-денежное обращение, таможенное регулирование и эмиссию).

Президент Республики Беларусь издает декреты и указы по вопросам налогообло­жения, валютных операций и по другим вопросам, связанным с мобилизацией денежных средств.

Национальное собрание принимает республиканский бюджет, законы, связанные с мобилизацией денег в доход государства.

Правительство Республики Беларусь обеспечивает исполнение республиканского бюджета по доходам, принимает решения по вопросам налогообложения, занимается другими вопросами в области организации доходов;

2) органы местного самоуправления (обеспечивают в преде­лах своей компетенции руководство финансами в соответ­ствующих административно-территориальных образованиях).

Поскольку финансовая система страны едина, то все местные органы выполняют на своей территории обязанности в отношении финансов в строгом соответствии со своей компетенцией. Так, помимо того что они утверждают местные бюджеты, они обязаны обеспечивать на своей территории поступления доходов в вышестоящие бюдже­ты, образования кредитных ресурсов банков, государ­ственных страховых фондов;

3) государственные органы специальной компетенции.

Министерство финансов принимает участие в расходовании денежных средств. Однако следует иметь в виду, что Министерство финансов Республики Беларусь организует составление проекта республиканского и консолидированного бюджетов. Оно принимает деятельное участие вместе с Министерством по налогам и сборам по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы в Республике Беларусь, осуществляет государственное кредитование и др.

Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь следит за соблюдением норм налогообложения и обеспечения, прежде всего поступлений денежных средств в бюджеты и государственные внебюджетные фонды.

Национальный банк Республики Беларусь выступает кредитором Правительства, организует денежное обращение и валютные операции. На него возложены такие важные полномочия, как эмиссия денег;

4) все организации, занимающиеся хозяйственной и коммерческой деятельностью. Они выступают плательщиками налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, также могут быть заемщиками по госу­дарственному кредиту;

5) граждане как налогоплательщики; также они могут быть кредиторами государства путем хранения денег в отделениях Сбербанка Республики Беларусь, как поку­патели ценных бумаг государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: