Особенности проведения проверок (ревизий)

Ревизии проводятся группой ревизоров с привлечением специалистов по отдельным вопросам. Ревизия может проводиться сплошным методом (проверка всех документов на определенном участке) и выборочным. В некоторых случаях может применяться и комбинированный метод.

Основными задачами, разрешаемыми в ходе проведения проверки (ревизии), являются:

· проверка соблюдения субъектом предпринимательской деятельности законодательства в сфере экономических отношений;

· проверка законности совершаемых субъектом предпринимательской деятельности хозяйственных и финансовых операций, обеспечения сохранности государственного имущества;

· своевременное выявление, пресечение и предотвращение правонарушений, наносящих вред экономическим интересам Республики Беларусь, установление причин и условий, способствующих их совершению;

· принятие мер по возмещению причиненного вреда;

· выявление неиспользуемых резервов повышения эффективности экономической деятельности субъекта предпринимательской деятельности.

Проверка (ревизия) проводится на основании предписания (письменный приказ или распоряжение) руководителя контролирующего органа или его заместителя. В предписании указываются:

· наименования контролирующего органа, проводящего проверку (ревизию), и субъекта предпринимательской деятельности (фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя), в отношении которого проводится проверка (ревизия);

· фамилия и инициалы проверяющего, его должность (состав ревизионной группы);

· тема проверки (ревизии) и срок ее проведения.

В случае необходимости проведения целевых проверок (ревизий) нескольких субъектов предпринимательской деятельности по отдельным вопросам предписание выдается на проведение проверок (ревизий) нескольких субъектов, занимающихся определенным видом деятельности.

Общий срок проведения проверки (ревизии) определяется исходя из объема работы с учетом конкретных задач и особенностей проверяемого субъекта предпринимательской деятельности и не должен превышать 30 рабочих дней. Указанный срок может быть продлен руководителем контролирующего органа или его заместителем.

При проведении проверок (ревизий) работники контролирующих органов имеют право:

1) проверять документы, бухгалтерские книги и другие регистры учета, статистические и бухгалтерские отчеты и балансы, планы, счета и иные документы, наличные деньги в кассе и у подотчетных лиц, ценные бумаги, материальные ценности и другое имущество;

2) требовать письменные объяснения от индивидуального предпринимателя, должностных лиц проверяемого юридического лица, других граждан по вопросам, возникающим в ходе проведения проверки (ревизии);

3) опечатывать кассы и кассовые помещения, склады, архивы, иные места хранения ценностей, финансовых документов и ценных бумаг, проводить проверки фактического наличия ценностей в них, требовать проведения инвентаризаций, а также проводить проверки правильности их проведения;

4) привлекать специалистов для определения количества и качества сырья, материалов, полуфабрикатов и готовой продукции, оказанных услуг и выполненных работ для проверки фактических затрат сырья и материалов, состояния зданий и сооружений, для контрольных обмеров объемов ремонтно-строительных работ и определения их качества, а также в других необходимых случаях;

5) знакомиться в учреждениях банков с подлинными документами и счетами, в том числе валютными, а также получать сведения, справки и копии документов, связанных с операциями проверяемых субъектов предпринимательской деятельности, о состоянии счетов и оборотов по ним, состоянии открытых им кредитов и по другим вопросам, возникающим в ходе проверки (ревизии);

6) запрашивать документы и сведения, необходимые для проведения проверки (ревизии), у других государственных органов и иных государственных организаций;

7) получать от организаций независимо от форм собственности справки и копии документов по операциям и расчетам с проверяемым субъектом предпринимательской деятельности, а при необходимости проводить встречные проверки;

8) требовать у проверяемого субъекта предпринимательской деятельности копии документов и выписки из них, заверенные подписью уполномоченного должностного лица и печатью этого субъекта;

9) передавать по согласованию с лицом, назначившим проверку (ревизию), материалы в правоохранительные органы, принимать меры по возмещению вреда и привлечению к ответственности лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушение субъектом предпринимательской деятельности законодательства, регулирующего экономические отношения.

Законодательством могут быть предусмотрены иные права работников контролирующих органов при проведении проверок (ревизий).

По результатам проверки, в ходе которой выявлены нарушения актов финансового законодательства, составляется акт, имеющий важное юридическое значение. Результаты проверки, в ходе которой не выявлено нарушений актов финансового законодательства, оформляются справкой.

В акте проверки должны быть соблюдены объективность, ясность и точность изложения выявленных фактов. Не допускается включение в акт проверки различного рода не подтвержденных документально предположений и данных о деятельности проверяемого субъекта предпринимательской деятельности.

Акт (справка) подписывается:

1) работником контролирующего органа, проводившим проверку (руководитель проверки);

2) руководителем юридического лица (обособленного подразделения юридического лица), а при его отсутствии — представителем юридического лица (обособленного подразделения юридического лица);

3) лицом, выполняющим функции главного (старшего на правах главного) бухгалтера проверяемого субъекта предпринимательской деятельности (обособленного подразделения юридического лица);

4) при необходимости — другими участниками проверки.

В случае если выявленное нарушение может быть сокрыто или по выявленным фактам необходимо принять неотложные меры по их устранению и привлечению к ответственности лиц, чьи действия (бездействие) повлекли нарушение субъектом предпринимательской деятельности законодательства, регулирующего экономические отношения, проводящим проверку работником контролирующего органа (руководителем ревизионной группы) до окончания проверки составляется отдельный промежуточный акт.

Промежуточный акт подписывается вышеуказанными лицами, на его основании контролирующим органом могут быть применены экономические санкции (решение об их применении выносится контролирующим органом не позднее 30 дней с момента получения материалов проверки).

Экономические санкции применяются с учетом финансового положения субъекта, размера причиненного вреда и характера допущенных нарушений, за совершенные правонарушения по истечении 10 дней с момента вступления в силу законодательства, устанавливающего ответственность. Экономические санкции не могут быть применены по истечении двух лет со дня совершения правонарушения либо трех месяцев со дня его обнаружения.

В случае отказа от подписания акта проверки в нем делается соответствующая запись, и акт направляется проверяемому субъекту предпринимательской деятельности (вручается его представителю). При этом лицо, отказавшееся от подписания акта проверки, имеет право письменно изложить мотивы отказа от подписания акта.

При наличии возражений по акту проверки лица, подписывающие его, делают об этом запись перед своей подписью и не позднее пяти рабочих дней со дня подписания акта представляют в письменном виде возражения по его содержанию в контролирующий орган, назначивший проверку.

Проводивший проверку работник контролирующего органа (руководитель проверки) вправе потребовать представить также письменные объяснения по выявленным нарушениям у должностных лиц юридического лица (должностных лиц обособленного подразделения юридического лица), индивидуального предпринимателя и у иных лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушение субъектом предпринимательской деятельности законодательства, регулирующего экономические отношения. Данные объяснения и возражения прилагаются к акту проверки. По истечении установленного пятидневного срока возражения к рассмотрению не принимаются.

Обоснованность доводов, изложенных в возражениях, проверяется проводившим проверку (ревизию) работником или руководителем проверки (ревизии), и по ним составляется письменное заключение, с которым должны быть ознакомлены лица, представившие в установленном порядке возражения по акту проверки (ревизии).

В акте проверки (ревизии) указываются:

· основание назначения проверки (ревизии); дата и номер предписания на ее проведение; должности, фамилии и инициалы лиц, проводивших проверку (ревизию);

· даты начала и завершения проверки или ревизии (в случае перерывов указывается их период), а также место составления акта проверки (ревизии);

· должности, фамилии и инициалы работников проверяемого субъекта предпринимательской деятельности, обязанных подписать акт проверки (ревизии), с обязательным указанием периода их работы на занимаемых должностях, а также иных лиц, привлекаемых к проверке (ревизии);

· наименование, местонахождение и подчиненность проверяемого юридического лица; фамилия, имя, отчество, местожительство проверяемого индивидуального предпринимателя; учетный номер налогоплательщика; реквизиты расчетного счета;

· наличие книги учета проверок (ревизий), а также информация о произведенной в ней записи о данной проверке (ревизии);

· кем и когда были проведены предыдущие проверки (ревизии) за проверяемый период по аналогичной тематике; какие приняты меры по выявленным фактам нарушения актов законодательства;

· какие финансово-хозяйственные операции (документы), каким методом и за какой период проверены;

· место, время (если оно установлено) и характер совершенного экономического правонарушения; акты законодательства, требования которых нарушены; установленная законодательством ответственность за данный вид нарушения;

· факты несоблюдения установленного порядка составления и исполнения смет и финансовых планов;

· факты сокрытия или несвоевременного перечисления в бюджет платежей и других сумм, прочих нарушений финансовой дисциплины, неправильного ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, невыполнения требований по осуществлению внутрихозяйственного учета и контроля;

· установленные в ходе проверки (ревизии) недостачи денежных средств и материальных ценностей, потери от переплаты работникам, поставщикам и подрядчикам по счетам и расчетам, прочим дебиторам;

· размер причиненного вреда (при его наличии) и другие последствия выявленных нарушений;

· должности, фамилии и инициалы лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушения субъектом предпринимательской деятельности законодательства, регулирующего экономические отношения;

· иные сведения, необходимые для рассмотрения материалов о совершенном правонарушении.

Акт проверки направляется (передается) должностному лицу контролирующего органа, уполномоченному рассматривать материалы о совершенном правонарушении.

Вопросы рассмотрения материалов проверок уполномоченным должностным лицом соответствующего контролирующего органа, а также порядок обжалования решений по итогам данного рассмотрения регламентируются нормативными правовыми актами, регулирующими определенную сферу общественных отношений.

Уполномоченные должностные лица контролирующего органа, проводившего проверку (ревизию), обязаны не позднее 30-дневного срока со дня получения материалов проверки (ревизии) вынести в пределах своей компетенции решение о применении к субъекту предпринимательской деятельности экономических санкций, обеспечить контроль за выполнением этого решения, а также принять иные меры по устранению выявленных нарушений и привлечению соответствующих лиц к ответственности.

Решение по акту налоговой проверки принимается руководителем (его заместителем) налогового органа в пределах его компетенции не позднее 30-дневного срока со дня получения материалов налоговой проверки.

В случае несогласия с решением по акту проверки субъект предпринимательской деятельности может его обжаловать в административном и (или) судебном порядке.

В первом случае жалоба на решение налогового органа, к которой прилагаются обосновывающие ее документы, адресуется в вышестоящий налоговый орган, но подается в течение 10 дней со дня получения решения по акту проверки в налоговый орган, вынесший решение. Поступившая жалоба в течение трех дней направляется вместе с делом в налоговый орган, которому она адресована и который уполномочен ее рассматривать.

Подача жалобы приостанавливает исполнение обжалуемого решения налогового органа. Пропуск срока подачи жалобы является основанием для отказа в ее рассмотрении, за исключением случая, когда данный пропуск обусловлен уважительными причинами.

По итогам рассмотрения жалобы (в срок не позднее одного месяца со дня ее получения) вышестоящий налоговый орган вправе: оставить решение без изменения, а жалобу — без удовлетворения, отменить решение полностью или частично, отменить решение и назначить дополнительную налоговую проверку, внести изменения в решение.

Жалоба на решение налогового органа может быть подана в хозяйственный суд в течение одного года со дня вынесения решения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: