Формы и методы финансового контроля

Под формой финансового контроля понимаются способы конкретного выражения и организации контрольных действий.

В зависимости от времени совершения этих действий выделяют три основные формы финансового контроля: предварительный, текущий и последующий.

Предварительный контроль проводится до совершения каких-либо финансовых операций (проверка правильности и законности документов, служащих основанием для получения или расходования денежных средств). Он носит предупреждающий характер, способствует предотвращению нецелевого, неэффективного расходования финансовых ресурсов, выявлению резервов роста доходов и прибыли. Осуществляется вышестоящими органами хозяйственного управления и учреждениями финансово-кредитной системы при рассмотрении финансовых (кредитных, кассовых) планов, смет и других нормативных расчетов, открытии кредитов и перечислении бюджетных средств.

Текущий (оперативный) контроль проводится непосредственно в процессе осуществления операций по расходованию и поступлению денежных средств. Текущий финансовый контроль опирается на первичные данные оперативного бухгалтерского учета и отчетности, инвентаризаций и визуального наблюдения. Объектом текущего контроля становится документация, непосредственно связанная с уплатой или получением денежных средств. Текущий контроль предполагает системный факторный анализ деятельности предприятий и организаций в целях выявления резервов рентабельности и прибыли, снижения себестоимости продукции (работ, услуг), просроченной дебиторской и кредиторской задолженности, полноты и своевременности расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.

Последующий контроль проводится после совершения денежных операций с целью дополнительной проверки их законности и обоснованности. Осуществляется путем анализа отчетов и балансов, а также путем проверок и ревизий непосредственно на месте (на предприятиях, в учреждениях и организациях). Сводится к проверке финансово-хозяйственных операций за истекший период на предмет законности и целесообразности производственных расходов, полноты и своевременности поступления предусмотренных бюджетом средств.

Под методом финансового контроля понимают способы конкретного выражения и организации контрольных действий.

Основными методами финансового контроля являются проверка и ревизия.

Ревизия — основной способ контроля, предусматривающий полное изучение финансово-хозяйственной деятельности субъекта предпринимательской деятельности, в процессе которого устанавливаются законность и достоверность совершаемых хозяйственных и финансовых операций, а также ведения бухгалтерского учета во всех направлениях деятельности субъектов предпринимательской деятельности.

Проверка — способ контроля, в процессе которого устанавливаются законность и достоверность совершаемых хозяйственных и финансовых операций по одному или нескольким взаимосвязанным направлениям финансово-хозяйственной деятельности субъекта предпринимательской деятельности.

Проверки и ревизии классифицируются по самым различным основаниям как в законодательстве, так и в литературе.

Белорусское законодательство по периодичности проведения проверки подразделяет на плановые и внеплановые.

Плановой является проверка, включенная в координационный план контрольной деятельности в Республике Беларусь или в области (г. Минске). При этом включение проверок в соответствующий координационный план контрольной деятельности осуществляется только при условии указания контролирующим органом конкретной темы проверки, субъекта предпринимательской деятельности, подлежащего проверке, и срока ее проведения.

Плановые проверки одного и того же субъекта предпринимательской деятельности могут проводиться не более одного раза в течение календарного года.

Внеплановые проверки субъектов предпринимательской деятельности, за исключением встречных, рейдовых проверок, а также тематических выездных налоговых проверок, обязательность проведения которых устанавливается налоговым законодательством, проводятся только по поручению Президента Республики Беларусь, Премьер-министра Республики Беларусь и его заместителей, Председателя Комитета государственного контроля и его заместителей, председателей комитетов государственного контроля областей и их заместителей, советов по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь, в областях и г. Минске либо Министра по налогам и сборам и его заместителей, руководителей инспекций Министерства по налогам и сборам по областям и г. Минску и их заместителей (в отношении нижестоящих налоговых органов), Министра финансов и его заместителей, начальников главных управлений Министерства финансов по областям и г. Минску (в отношении проверок, осуществляемых при проведении оперативного контроля за целевым использованием бюджетных средств), уполномоченных должностных лиц правоохранительных и судебных органов в пределах их компетенции. О проведении указанных внеплановых проверок контролирующий орган, проводящий проверку, обязан проинформировать Совет по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь (совет по координации контрольной деятельности в области или г. Минске).

Различают также встречную и рейдовую проверки. Встречная проверка представляет собой установление фактического отражения субъектом предпринимательской деятельности в бухгалтерском учете финансово-хозяйственных операций, осуществляющихся с другими субъектами предпринимательской деятельности, в отношении которых проводятся плановые или внеплановые проверки. Рейдовая проверка — проверка финансово-хозяйственной деятельности, направленная на оперативное выявление нарушений актов законодательства, регулирующих экономические отношения, непосредственно в момент их совершения (на рынке).

Дальнейшая легальная классификация проверок находит свое отражение в налоговом законодательстве.

По месту проведения контрольных действий проверки подразделяются на камеральные и выездные.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и других документов, представленных плательщиком (иным обязанным лицом) и связанных с налогообложением, а также документов о деятельности плательщика (иного обязанного лица), имеющихся у налогового органа.

Выездная налоговая проверка проводится, как правило, по месту нахождения плательщика (иного обязанного лица) путем изучения полноты и правильности отражения в бухгалтерском и (или) налоговом учете плательщиком (иным обязанным лицом) операций, оказывающих прямое или косвенное влияние на суммы налогов, сборов (пошлин), с последующим сравнением определенных в ходе проверки фактических сумм налогов, сборов (пошлин) с отраженными плательщиком (иным обязанным лицом) в налоговых декларациях (расчетах) и других документах, представлявшихся в налоговый орган в течение периода, подвергающегося проверке.

Выездные налоговые проверки могут быть комплексными и тематическими.

При проведении комплексной выездной налоговой проверки подлежат изучению вопросы уплаты всех налогов, сборов (пошлин), обязанность уплаты которых была возложена на проверяемого плательщика (иное обязанное лицо).

В ходе проведения тематической выездной налоговой проверки подлежат изучению вопросы уплаты отдельных налогов, сборов (пошлин), обязанность уплаты которых была возложена на проверяемого плательщика (иное обязанное лицо), а также другие вопросы, входящие в компетенцию налоговых органов.




double arrow
Сейчас читают про: