Публика

Главным выразителем социологического подхода к публике на рубеже XX века явился французский социолог габриэль де тард (1843 — 1904). В книге "Мнение и толпа" (1901) он сравнивал два социальных образования — толпу и публику. В отличие от толпы, психическое единство которой создается физическим контак­том, публика представляет собой духовную общность: индивиды физически рассредоточены, но духовно связаны друг с другом. В основе лежит сходство мнений.

По мнению Г. Тарда, публика — продукт нового времени. Ее истоки — в светских салонах и клубах XVIII века. Однако подлин­ный расцвет публики начинается с появлением газет, а позже —радио и телевидения. Технические средства информации, обще­доступное среднее и высшее образование превратили публику в самую многочисленную форму объединения людей. Если в толпе личность нивелируется, то в публике она получает возможность самовыражения. Благодаря средствам массовой информации сот­ни миллионов людей могут активно участвовать в политических и культурных событиях, выражать свое мнение.

Миллионы долларов тратятся промышленными компания­ми на рекламу, обследование рынка, телевизионные кампа­нии в поддержку того или иного кандидата. Все они адресованы публике.

ТОЛПА

Толпой называют любое кратковременное скопление людей, ко­торых собрал в одном месте общий интерес.

У толпы нет групповой структуры в виде системы статусов и ролей, нет единых норм и привычек поведения, нет предшеству­ющего опыта взаимодействия.

Когда интерес, собравший людей вместе, исчезает, толпа рассеивается. После окончания футбольного матча огромное количество болельщиков покидает стадионы, после закры­тия супермаркета толпа покупателей оставляет помещение. В толпе люди ведут себя не как близкие и знакомые, а как по­сторонние.

Французский ученый густав лебона (1841 — 1931) видел в толпе разрушительную силу. Группа людей, собравшихся в од­ном месте, воодушевленная общими чувствами, готова следо­вать за любым лидером. Особенно если он обладает какими-то сверхъестественными способностями (Гитлер). Отличитель­ные качества толпы — анонимность, психическое заражение, внушение и подражание. Ход мыслей в толпе направляется об­щим настроением и подчиняется низменным инстинктам.

Чем дольше человек пребывает в толпе, тем слабее проявля­ется рациональный контроль, тем сильнее восприимчивость ко всякому злу.

Другая особенность — физическое соприкосновение людей и скученность. Чрезмерная плотность вызывает вначале психо­логический, а затем физический дискомфорт. Типичный при­мер — давка.

давка возникает в переполненном автобусе, вагоне мет­ро, в очереди. Она характеризуется негативным социальным взаимодействием — руганью, оскорблениями, конфликта­ми, драками.

Различают четыре основных типа толпы'.

- случайную,

- конвенциональную,

- экспрессивную,

- активную.

Случайным называется такое скопление, где каждый пресле­дует сиюминутные цели. К таковым можно отнести очередь в магазине или на автобусной остановке, пассажиров в одном по­езде, самолете, автобусе, прогуливающихся по набережной, зе­вак, наблюдающих транспортное происшествие.

конвенциальная толпа состоит из людей, собравшихся в дан­ном месте и в данное время не случайно, а с заранее поставлен­ной целью.

Участники религиозной службы, зрители театрального спектакля, слушатели симфонического концерта или научной лекции, болельщики футбола соблюдают определенные нор­мы и правила, которые регулируют их поведение, делают его упорядоченным и предсказуемым. У них много общего с пуб­ликой.

Театральные зрители знают, что во время спектакля нельзя разговаривать и комментировать происходящее, вступать в по­лемику с актерами, распевать песни и т.п. Напротив, футболь­ным болельщикам разрешается громко кричать, разговари­вать, распевать песни, вставать с места, плясать, обниматься и т.п. Таково неформальное соглашение (конвенция) о приличе­ствующем поведении в конкретных ситуациях, ставших обыча­ем. Когда в 80-е годы чиновники от спорта решили нарушить этот обычай и запретили болельщикам громко выражать свои эмоции, советские стадионы погрузились в траурную тишину. Футбол перестал быть праздничным зрелищем, посещаемость резко упала.

экспрессивная толпа, в отличие от конвенциальной, собира­ется не для того, чтобы обогатиться новыми знаниями, впечат­лениями, идеями, а для того, чтобы выразить свои чувства и интересы.

Городские танцплощадки, молодежные дискотеки, рок— фе­стивали, праздничные гулянья и народные фестивали (самые яркие проходят в латиноамериканских странах) дают примеры экспрессивной толпы.

активная толпа — это любой из предшествующих типов толпы, которая проявляет себя в действии.

Футбольные фанаты, устраивающие погром после матча, представляет собой активную, или агрессивную толпу. Другой пример: штурм Зимнего дворца в 1917 г. Активная толпа собира­ется для того, чтобы только принять участие в действии, а не для того, чтобы наблюдать события или выражать свои чувства.

Выделим ключевые понятия:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: