Структура управления

Структуру управления не следует путать с более широким понятием "структура организации", которая включает фор­мальную и неформальную организацию. Структура управления — элемент структуры организации и охватывает собой только фор­мальную организацию.

Рис. 25. Уровни управления и название должностей в американс­ких компаниях. Уровень индивидуальных контрибьютеров показан пунктирной линией потому, что он не входит собственно в струк­туру управления, но входит в структуру организации.

Под структурой управления надо понимать упорядоченное расположение уровней управления от низшего к высшему. Структура управления по возрастающим уровням начинается с низшего звена — цеховых руководителей, затем переходит к ру­ководству среднего звена и к руководству высшего звена. Такова типичная структура. Однако в крупных компаниях может быть по крайней мере пять уровней: низшее звено, младшее звено, среднее звено, старшее звено, высшее звено. В вооруженных силах, отраслевых и региональных органах управления имеет место значительно большее число уровней руководства — 49 и-| более.

Если между исполнителями (рабочими и служащими) или, как их еще называют, индивидуальными контрибьютерами и ру­ководителем высшего звена (президентом компании) существу­ет большое число уровней, такую структуру управления называ­ют вертикальной (рис. 26). Если уровней руководства немного, ее называют горизонтальной (рис.27).

Рис. 26. Пирамида власти: вертикальная структура управления организацией.

Традиционная структура управления, существующая мно­гие тысячи лет, исключающая функциональные службы, на­зывается линейной структурой. Возникшая в начале XX века новая структура управления, включающая целую сеть функ­циональных служб (отдел кадров, конструкторский отдел, от­дел рекламы, отдел НОТ, отдел снабжения, отдел маркетин­га, бухгалтерия), называется линейно-штабной структурой. Функциональные службы составляют консультативный штаб при главном руководстве фирмы, обслуживающий линейные подразделения (основные цехи).

На рис. 25 изображена структура организации и уровни управ­ления. Руководители высшего звена включают президента компа­нии, директора фирмы, председателя совета, ректора универси­тета и т.д. Они отличаются от руководителей всех других уровней тем, что никому не подчиняются. Ниже стоят их заместители, обозначаемые приставкой "вице-" (вице-президент). Это старшие управляющие.

Руководители высшего звена считают себя администратора­ми, так же как и высшие чиновники гражданских ведомств. Адми­нистраторы направляют деятельность фирмы. В основном это от­носится к председателям, президентам и директорам. Их заместители, участвуя в определении политики компании, в основном занимаются другим: кто из руководителей низших уров­ней должен выполнять данные решения и директивы. Между ад­министрацией и управлением существует следующее различие:

администрация в лице высшего руководства определяет главные цели и политику фирмы, а управление, которым занимаются все другие руководители, обеспечивает выполнение операций, необ­ходимых для реализации этих целей и политики.

Функции администрации и управления взаимно пересекаются. Их выполнением, полагает Д. Макфарланд, не обязательно зани­маются одни и те же люди, хотя на любом уровне одно и то же лицо может делить свое рабочее время между администрирова­нием и управлением (в том числе контролем). Чем выше уровень управления, тем больше времени уделяется администрирова­нию и меньше — управлению. И наоборот. Полностью избежать управления никому не удается, даже президенту фирмы. Часть времени он занимается контролем над деятельностью непосред­ственно подчиненных ему управляющих. Мастер же основное внимание уделяет контролю за операциями других работников и минимальное время тратит на работу по определению политики фирмы на своем участке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: