Назначение финансового контроля заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечивающей формирование и эффективное использование финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства.
Система органов финансового контроля в экономически развитых странах в целом однотипна и включает следующие элементы:
1) ведомство главного ревизора – аудитора (Счетная палата) с подчинением непосредственно парламенту или президенту страны;
2) налоговое ведомство с подчинением президенту, правительству либо министерству финансов;
3) контролирующие структуры в составе государственных ведомств, осуществляющие проверки и ревизии подведомственны учреждений;
4) аудиторские фирмы;
5) службы внутреннего контроля (внутренний аудит).
В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают государственный, внутрихозяйственный, общественный и независимый (аудиторский) финансовый контроль.
По формам проведения финансовый контроль делится на предварительный, текущий и последующий.
|
|
По регламенту осуществления выделяют обязательный (внешний) и инициативный (внутренний) контроль.
Различают методы проведения контроля (проверки, обследования, надзор, анализ, наблюдение (мониторинг), ревизии).
Финансовый контроль со стороны органов представительной власти осуществляется соответствующими структурами, комитетами, комиссиями Совета Федерации и Государственной Думы, Счетной Палатой РФ, контрольно-счетными палатами субъектов РФ.
Особое место в системе финансового контроля со стороны органов представительной власти принадлежит Счетной Палате РФ.
Определенные функции финансового контроля выполняет Главное контрольное управление Президента РФ.
Важнейшее место в системе финансового контроля со стороны Правительства РФ занимает Министерство финансов РФ, которое не только разрабатывает и проводит финансовую политику страны, но и непосредственно контролирует ее осуществление органами исполнительной власти. Оперативный контроль использования государственных средств осуществляет Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, а также органы Федерального казначейства.
Федеральная налоговая служба (ФНС России) осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей.
|
|
Финансовый контроль в сфере страхования осуществляется Федеральной службой страхового надзора.
Федеральная служба по финансовым рынкам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности). Руководство Федеральной службой по финансовым рынкам осуществляет Правительство Российской Федерации.
Федеральная таможенная служба находится в ведении Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации и осуществляет взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, таможенных сборов, контролирует правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимает меры по их принудительному взысканию.