Этап | Содержание |
Подготовка | Начало контактов с клиентом Предварительный диагноз проблемы на основе первичных материалов Планирование задания, плана - графика выполнения работ Предложения клиенту относительно задания Контракт на консультирование |
Диагностика | Выявление факторов, влияющих на проблему Анализ и синтез собранного материала Детальное изучение проблемы |
Планирование действий | Выработка решений Оценка альтернативных вариантов Предложения клиенту Планирование практической реализацией проекта |
Внедрение | Помощь в осуществлении предложенного Корректировка предложения Обучение кадров |
Завершение | Оценка сделанного Расчет по обязательствам Оценка планов на будущее |
2.
Существуют следующие методы консультирования: экспертное, процессное, обучающее.
Экспертное консультирование - консультант проводит диагностику, разработку решений, рекомендаций по их внедрению. Роль клиента - обеспечение консультанта всей необходимой информацией и оценка результатов.
|
|
Процессное консультирование - консультанты постоянно взаимодействуют с клиентом: оценивают его идеи, предложения, проводят при его содействии анализ проблем и подготовку решений. Роль консультанта в аккумулировании идей, оценке решений, приведение решений, подготовка рекомендаций.
Обучающее консультирование - консультанты не только собирают идеи, анализируют мнения, но и подготавливают основу для их появления, предоставляя клиенту соответствующую теоретическую и практическую информацию в форме лекций, семинаров, пособий. Классификация консалтинговых услуг, применяемая в Европейском справочнике консультанта по управлению под эгидой ФЕАКО выделяет 94 вида услуг по следующим объектам:
1. Общее управление (определение эффективности системы управления, оценка бизнеса, управление нововведениями, организационная структура и развитие, управление проектом, управление качеством, кризисное управление, реинжиниринг и проч.)
2. Администрирование (анализ документооборота, регулирование рисков, планирование рабочих помещений и их оснащение и проч.)
3. Финансовое управление (системы учета, оценка капитальных затрат, оборот фирмы, снижение себестоимости, увеличение прибыли, налогообложение, банкротство и проч.)
4. Управление кадрами (профессиональное движение, сокращение штатов, культура корпорации, поиск кадров, здоровье и безопасность, мотивация, повышение квалификации и проч.)
5. Маркетинг (реклама и содействие сбыту, связь с общественностью и корпоративный образ, дизайн, исследования рынка, ценообразование и проч.)
|
|
6. Производство (автоматизация, управление запасами, планирование и контроль за производством, упаковка, переработка материалов и проч.)
7. Информационная технология (применение ЭВМ в аудите и оценке, выбор и установка систем, система автоматизированного проектирования и АСУ, восстановление информационных систем и проч.)
8. Специализированные услуги (обучающее консультирование, инженерный консалтинг, информационный и экологический консалтинг, юридический консалтинг, консалтинг по телекоммуникациям и проч.)
Консультанты не реализуют самих функций управления, а дают рекомендации по их исполнению. В России в последние годы приобрело развитие консультирование по вопросам антикризисного управления предприятия.
В качестве консультантов наиболее часто привлекают крупных специалистов, имеющих ученую степень и общественное признание. Найти хороших консультантов пока ещё достаточно сложно. Крупные консультационные фирмы предлагают широкий диапазон услуг. Некоторые консультанты специализируются на отдельных вопросах, на определенных отраслях, методах выявления проблем. В России в основном идет специализация по отраслям (нефтедобывающая, банковская, страховая).
Основные типы консалтинговых организаций:
1. Крупные многофункциональные фирмы (более 1000 консультантов) работают чаще с крупными фирмами.
2. Службы консультации руководства крупных бухгалтерских фирм
3. Мелкие и средние консалтинговые фирмы (50-100 консультантов) общее консультирование мелких и средних фирм на ограниченных территориях,
4. Организации, оказывающие специальные технические услуги
5. Консультативные подразделения в администрациях региона.
6. Одиночные консультанты, в т.ч. консультирующие научные работники.
7. Нетрадиционные источники услуг по консультированию
3.
При выполнении проекта интерес клиентов падает, поэтому нужно поддерживать интерес через конкретные предложения руководств заказчика; обсуждение предложений консультанта на служебном совещании; подготовить презентации о реализации отдельных предложений. Рекомендуется проведение презентаций -выступление перед аудиторией после обеда с обсуждением и ответами на вопросы. Не рекомендуется говорить долго, без перерыва. Важно тщательно подготовиться к выступлению, чтобы было меньше вопросов. В заключение работы должно быть оформление письменного отчета или плана реализации проекта, книги, буклеты, письма. По ходу выполнения проекта консультанты проводят лекции, семинары.
4.
Основная проблема консалтинговых фирм - привлечение клиентов. Способы привлечения:
1. Рекламирование своих возможностей (рекламные справки, объявления, где указываете услуг, ссылки на успешные проекты).
2. Посредники (сотрудники фирм-клиентов, использование рекомендаций крупных заказчиков; 4. имидж фирмы (визитки, внешний вид, одежда, приветливость).
10 заповедей клиента при пользовании услугами консультанта:
1.Узнайте о консультировании и консультантах все (из СМИ, от бывших клиентов)
2.Определите свою проблему точно (нужна ли помощь консультанта)
3.Определите свою цель в цифрах
4. Выбирайте себе подходящего консультанта (по опыту и способностям)
5. Разработайте совместную программу и активно участвуйте в ее реализации
6. Привлекайте консультанта к внедрению его предложений
7. Следите за ходом выполнения задания
8. Оцените полученные результаты и консультанта
9. Остерегайтесь попасть в зависимость от консультантов
10. Требуйте четкого отчета за все этапы реализации проекта