Лекция 7. Предпринимательская среда

1. Внешняя и внутренняя среда предприятия.

2. Цели предпринимательской деятельности

3. Внутрифирменное предпринимательство (интрапренерство).

4. Несостоятельность (банкротство) предприятия и индивидуального предпринимателя

1.

Предпринимательская среда (ПС) - совокупность условий и факторов, воздействующих на предпринимательскую деятельность и требующих принятия управленческих решений для их устранения или приспособления.

ПС подразделяется на внешнюю и внутреннюю среду. Внешняя среда делится на среду прямого воздействия (факторы, которые непосредственно влияют на работу организации-поставщики, конкуренты, потребители) и среду косвенного воздействия (факторы, которые не могут оказывать прямого, немедленного воздействия на работу организации - новые технологии, инфляция, экономический спад и проч.)

Внешняя среда характеризуется следующими факторами:

1. Сложность внешней среды - это число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариантности каждого фактора.

2. Подвижность среды - это скорость, с которой происходят изменения в окружении организации. Скорость изменения технологии и параметров конкурентной борьбы в химической и электронной промышленности выше, чем в машиностроении. Высокая скорость изменений в авиационной,
космической промышленности, в производстве компьютеров и биотехнологии.

3. Неопределенность внешней среды - функция количества информации, которой располагает организация по поводу конкретного фактора, если информации мало или есть сомнения в её точности - ситуация неопределенная, труднее принимать решения.

Среда прямого воздействия.

Основные факторы:

1. Поставщики материалов, капитала, трудовых ресурсов (машиностроительные предприятия, магазины зависят от непрерывного притока мат риалов; банки, финансовые учреждения, акционеры, частные инвесторы; во всем мире нехватка опытных менеджеров, разработчиков систем);

2. Законы и государственные органы. Каждая организация имеет свой правовой статус, в соответствии с которым ведет дела и платит налоги. Организации обязаны не только соблюдать законы, но и требования органов государственного регулирования (комитет по антимонопольной деятельности, органы государственного стандарта по контролю за качеством, министерство финансов и проч.)

3. Потребители. Выживание организации зависит от её способности находить потребителя и удовлетворять его запросы.

4. Конкуренты влияют на объем производства и цену продукции. Потеря доля рынка на 10% влечет за собой снижение нормы прибыли на 8%.

Среда косвенного воздействия.

Влияние факторов этой среды не так заметно, как среды прямого воздействия; эта среда сложнее, о ней трудно получить полную информацию и спрогнозировать последствия, но руководству необходимо учитывать их.

1. Технология. Технологические нововведения влияют на эффективность производства и реализации продукции, на скорость её устаревания, на информацию о ней. Чтобы сохранить конкурентоспособность предприятия должны постоянно внедрять новые технологии.

2. Состояние экономики. Руководство должно уметь оценивать ситуацию и делать прогноз.

3. Социально-культурные факторы - установки, традиции, жизненные ценности особенно важны для менеджеров применительно к их функции мотивации людей с учетом целей организации.

4. Политические факторы. Стратегия законодательных органов, администрации во взаимоотношениях с бизнесом, в том числе отношения с местным населением.

5. Международное окружение - это среда повышенной сложности для тех организаций, которые действуют на международном рынке.

Внутренняя среда. Факторы:

1. Цели - конкретные конечные состояния или желаемый результат, который стремится добиться инициативная группа, работающая вместе. Цели имеют отдельные подразделения, организация в целом, в них не должно быть противоречий.

2. Структура. Это логические взаимоотношения уровней управления и подразделений (функциональных областей), построенные в такой форме, чтобы наиболее эффективно достигались цели организации. Со структурой связано специализированное разделение труда - закрепление данной работы за специалистами; для успешной работы необходимо и вертикальное разделение руда, оно дает иерархию управленческих уровней. Характеристикой вертикальной иерархии является формальная подчиненность лиц на каждом уровне. Число лиц, подчиненных одному руководителю в организации называется сферой контроля. Различают организационные структуры с широкой и узкой сферами контроля.

3. Задачи. Это предписанная работа или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленными способами в заранее оговоренные сроки. Задачи предписываются не работнику, а должности. Задачи делятся:

- работа с людьми;

- работа с предметами (машины, сырье, инструменты и проч.);

- работа с информацией.

Изменение в характере задач очень сложны и глубоки в силу развития технологии, техники.

4. Технология. Это средство преобразования сырья в продукты и услуги; сочетание квалификационных навыков, оборудования, инструментов, знаний, необходимых для преобразования. Влияние этой переменной на управление определяется 3-мя крупными переворотами в технологии: промышленная революция (разделение труда); стандартизация, механизация; применение конвейерных сборочных линий. Стандартизация - использование стандартных взаимозаменяемых компонентов в производстве. Впервые стандартизация была применена при производстве мушкетов для армии в Англии. Стандартизация привела к росту специализации, что открыло возможности для применения квалифицированного труда (на этом основано массовое производство). В августе 1913 Форд впервые применил идею передвижения автомобилей по конвейеру, чтобы рабочие оставались на месте, в результате себестоимость машины упала с 2100$ до 290$. В мире известны две системы классификации технологии. Вудворд занималась технологиями промышленных предприятий, а Томпсон - всеми видами организации.

Классификация технологий по Вурворд:

- единичное мелкосерийное индивидуальное производство (коммерческие боинги, активные самолеты, космические корабли и проч.);

- массовое или крупносерийное производство характеризуется механизацией, использование стандартных деталей, конвейерным способом сборки;

- непрерывное производство - использование автоматизированного оборудования, работа круглые сутки (работа электростанций).

Классификация технологий по Томпсону:

-многозвенная технология - серия взаимосвязанных задач, которые должны выполняться последовательно (сборочные линии массового производства);

- посреднические технологии - встречи групп людей (клиенты, покупатели), которые взаимозависимы (банковское дело, телефонные компании);

- интенсивные технологии - применение специальных навыков, услуг, приемов, чтобы произвести изменения в конкретном материале, поступающем в производство (монтаж фильма).

5. Люди.

Решающий фактор любой модели управления - люди, определяют окончательную пригодность технологии продукта, когда делают свой выбор. Наиболее важные характеристики, присущие человеку, влияющие на успех организации: способности, предрасположенность, одаренность потребности человека, ожидания, восприятие, отношения, точка зрения, ценности, воспитание, школа и т.д.

Все внутренние переменные взаимозависимы: изменение одной из них обязательно влияет на другие (технология не приведет к повышению производительности труда, если уровень знаний недостаточен).

2.

Цель - предмет устремлений, критерий успеха или неудачи предпринимателя. Главная цель предпринимательской деятельности - стимулирование и удовлетворение спроса общества на конкретные потребности его членов, максимизация возможностей удовлетворять комплекс потребностей предпринимателя в условиях неопределенности. Чтобы сохранить жизнеспособность и эффективность предпринимательской единицы (ПЕ), необходимо ставить цели:

1. Цели развития ПЕ (изменение количественных и качественных параметров производства).

2. Цели поддержания ПЕ на достигнутом уровне (закрепление текущего состояния).

3. Цели выхода из нежелаемого состояния или спада (преодоление спада, стабильность социально - экономической обстановки, создание предпосылок подъема).

Опасны противоречия в целях учредителей, менеджеров и коллектива, что может привести к дезорганизации, низкой эффективности функционирования и банкротству ПЕ. С целью недопущения этого необходимо мотивировать коллектив на достижение общих целей. Цели могут быть долгосрочными (расширение мощностей, НИОКР, капитальное строительство, обучение персонала и проч.) и краткосрочными (выполнение плана производства, снижение себестоимости на 5%).

Методом постановки целей с учетом самооценки является:

1. Успех сопутствует только предпринимателям, работающих на очень высоком профессиональном уровне;

2. Предприниматель должен способствовать формированию спроса на свою продукцию.

3. Высокая репутация сохраняется годами.

После постановки целей разрабатывается план действий (детальная разработка шагов, закрепление ответственных, определение контрольных сроков каждого шага).

3.

Entrepreneurial manager - менеджер, который изыскивает возможности и идет на преднамеренный риск, осуществляя изменения и вводя усовершенствования на своем предприятии. Внутрифирменное предпринимательство возможно в организации, где руководитель создает условия для выдвижения и реализации новаторских идей по внедрению новых технических, технологических и иных достижений, для чего выделяются ресурсы с целью реализации идей и оказывается всесторонняя помощь.

Предпосылками появления интрапренерства являются:

1. Экономический кризис коммерческой организации.

2. Устаревание продукции, техники, технологии;

3. Наличие неиспользованных ресурсов (технологий, мощностей).

4. Создание в фирме атмосферы поиска, поощрения предложений и идей.

5. Инициатора идей поощряют долей акций фирмы.

6. Наличие финансов, кредитов, фондов.

7. Высококвалифицированный персонал, интеллект.

8. Ускорение НТП.

9. Конкуренция.

Целями внутрифирменного предпринимательства являются:

1. Потребность в создании базы для перспективного развития организации.

2. Потребность в получении средств для выживания организации.

3. Желание получить дополнительную прибыль к имеющейся.

Результатом развития интрапренерства стало распространение организации предпринимательского типа, в которой активно реализуются все возможные предпринимательские идеи, предложения и новые решения, что позволяет достичь конкурентных преимуществ в сравнении с другими организациями.

В результате американских исследований было выявлено, что 1% людей одарено «исключительным творческим потенциалом», 9% обладают «высоким» творческим потенциалом, 60% - «умеренным» творческим потенциалом, 30% не проявляют творческую активность. Поэтому человек сам должен решить, нужно ли ему вести частную предпринимательскую деятельность, или лучше работать в коммерческой организации по найму.

Личностными качествами интрапренера являются:

1. Социально — психологические

1.1. Развитое воображение.

1.2. Целеустремленность.

1.3. Гибкость.

1.4. Лидерство.

1.5. Коммуникабельность.

1.6. Творческие способности.

1.7. Мобильность

2. Профессиональные

2.1. Хорошие профессиональные знания в своей области.

2.2. Профессиональный кругозор.

2.3. Умение организовать работу своей команды.

2.4. Знания, необходимые для управления своим коллективом.

С целью поддержания и стимулирования деятельности интрапренера необходимо всемерно стимулировать его, обеспечивать защиту от бюрократических препон внутри фирмы, предлагать новые должности с ростом уровня оплаты. В предпринимательских организациях горизонтальная гибкая разветвленная структура позволяет экспериментировать, внедрять новые идеи.

4.

В соответствии с Законом РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» под несостоятельностью предприятия понимается неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров, работ, услуг, включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды в связи с превышением обязательств должника над его имуществом. В 2000 году в арбитражном суде находилось 13434 дела о банкротстве, во внешнем управлении - 1662, в конкурсном производстве - 10201 дел. Судебные споры с индивидуальными предпринимателями, коммерческими предприятиями и организациями решаются в арбитражном суде.

Признаком несостоятельности предприятия является приостановление его текущих платежей, если оно не способно обеспечить выполнение требований кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков их выполнения. К предприятию-должнику решением суда могут быть применены следующие меры:

1. Наблюдение - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества и проведения анализа финансового состояния должника.

2. Внешнее управление - судебная санкция, при которой для восстановления платежеспособности должника назначается внешний управляющий.

3. Конкурсное производство - процедура банкротства, при которой собственность банкрота распределяется между кредиторами.

4. Мировое соглашение заключается в рассрочке или отсрочке исполнения обязательств должника, об исполнении обязательств должника третьими лицами.

Правом обращения в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом обладают:

1. кредитная организация - должник;

2. кредитор кредитной организации, в том числе физическое лицо;

3. Банк России;

4. прокурор;

5. налоговый орган.

6. До возбуждения дела о банкротстве арбитражный суд предлагает Банку России в течение месяца дать заключение о целесообразности отзыва лицензии у несостоятельного кредитного учреждения на осуществление банковских операций.

При согласии о начале процедуры банкротства Банк России может представить в арбитражный суд кандидатуры арбитражного управляющего. При ликвидации банка - банкрота ликвидационную комиссию формирует конкурсный управляющий, назначенный арбитражным судом.

В состав ликвидационной комиссии должны входить учредители банка, кредиторы банка. Конкурсный управляющий в ходе конкурсного производства обязан использовать только корреспондентский счет предприятия-банкрота, на который переводятся все денежные средства со всех расчетных счетов, открытых в других кредитных учреждениях.

Информация о признании кредитного учреждения банкротом публикуется в СМИ. Результатом конкурсного производства является распределение конкурсной массы имущества должника.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: