Культурологическое определение преступности

Культура и субкультура. Если уникальной чертой отдельного человека, принципиально выделяющей его из всех живых существ, является наличие сознания, то для общества людей в целом такой уникальной категорией является культура человечества. Складываясь исторически из бесконечного множества проявлений индивидуального сознания и актов поведения отдельных индивидов в устойчивую систему, культура не только приобретает относительную независимость от сознания отдельных индивидов, но выступает как сила, во многом определяющая поведение людей, их образ жизни и характер мышления.
Будучи рожден в определенном обществе, человек застает готовую систему оценок того, что происходит, что хорошо, что плохо, к чему следует стремиться, а чего — избегать, как надо действовать в той или иной ситуации и т.д. Система ценностей (что в жизни важно, а что нет), как следует и как не следует вести себя (система социальных норм), что означает то или иное событие, явление (система значений), как соотносятся между собой события, явления, вещи (система отношений) — таковы составные элементы культуры.
Однако, культура любого общества не однородна, как не однородно и само общество. Соответственно, в культуре конкретного общества выделяется доминирующее ядро культуры (признанные, разделяемые большинством ценности и нормы) и различные подвиды культуры этого общества (субкультуры). Направленность таких субкультур может быть различна. Конкретная субкультура может отклоняться от доминирующей культуры в сторону усиления её некоторых элементов, придания им дополнительного смысла и значения (например, усиление эстетических категорий культуры, их модификация в субкультуре искусства).
Для социологии преступности особое значение имеет такая направленность субкультуры, которая строится по принципу отрицания, противоречия определенным нормам права и морали доминирующей культуры, играя роль контркультуры. Такова преступная субкультура. Любое стабильное общество характеризуется легитимностью, т.е. явным или подразумеваемым согласием его членов с нормами доминирующей культуры, воплощаемыми в нормах права, морали и т.д. В каждой культуре предполагается ограничение применения насилия законом, взаимодействия строятся по установленным правилам.
Вместе с тем, в каждом обществе преследуются цели овладения социальными ресурсами (власть, престиж, богатство и т.д.), возникают конфликты, решаемые в рамках признанных (предписанных) правил. Преступная субкультура возникает как относительно устойчивая система образцов поведения, направленных на завладение социальными ресурсами в обход установленных правил, путем слома таких правил при помощи обмана или применения насилия.
Насилие как принцип развития. Возникновение и развитие преступной субкультуры в российском обществе характеризуется рядом существенных особенностей. Применение преступного насилия с целью завладения социальными ресурсами — неотъемлемая черта любого общества (уголовная преступность, восстания, революции и т.д.). Однако именно в России произошла революция, утвердившая насилие как принцип развития. Существовавший до революции индивидуальный террор социалистов — революционеров после переворота превратился в систематическое применение насилия против представителей имущих классов, затем — в массовый террор в отношении всего населения.
В условиях, когда главными, самыми опасными преступниками объявлялись «классовые враги» и «враги народа», обычные уголовные преступники получали привилегированный статус «классово близких», а общеугловные преступления — статус преступлений не столь опасных. Пребывание в системе ГУЛАГ сотен тысяч невинно осужденных, отданных во власть уголовников, обеспечило преступную субкультуру обширной питательной средой, придало присущему ей произвольному насилию системные черты, укоренило преступное насилие в общественном сознании.

На характер преступной субкультуры в России оказало влияние чрезвычайный размах репрессий за малозначительные, но в массовом порядке совершавшиеся преступления имущественного характера (посягательства на социалистическую собственность) в колхозах и на производстве. Это привело к тому, что сквозь систему лагерей были пропущены миллионы осужденных, впитывавших там уголовную лексику, логику, систему понятий и ценностей.
Наряду с этим, неэффективность плановой, принудительной экономики вызвала к жизни теневую экономику (цеховики), разветвленную систему подкупа и взяток, обеспечивавшую подпольное производство. По существу это был частный бизнес, но будучи криминализирован, объявлен преступным в уголовном законе, он стал носителем преступной субкультуры.
Стратификация и преступная субкультура. Преступная субкультура локализуется в определенной части социальной структуры. Любое общество неоднородно, оно разделяется на классы, группы, социальные слои (страты). Разделение общества на страты (стратификация) ведет к выделению доминирующих и маргинальных (окраинных) слоев общества. Страты различаются между собой по уровню обладания социальными ресурсами (высшие, средние и низшие слои общества). Соответствующим образом распределяются и подвиды культуры. Чем более доступны для членов данной страты важнейшие социальные ресурсы тем более легитимны для них нормы доминирующей культуры. Чем менее доступны такие ресурсы — тем менее устойчиво согласие с нормами доминирующей культуры. На крайнем полюсе низшего слоя общества воспроизводится преступная субкультура.
Определение понятия преступности и, соответственно, картина самой преступности тесно связаны с господствующей системой ценностей данного общества, представлениями о добре и зле, о характере общества, о природе человека. Определение преступности и её состояние отражают особенности организации жизни и деятельности людей, т.е. преступность, выступая как разновидность поведения в рамках преступной субкультуры, есть нераздельная часть культуры данного общества.
Цели и средства как фазы социальной структуры. Поведение людей в обществе складывается из конкретных действий, поступков. При всем многообразии характеристик поведения людей в обществе два элемента неизбежно присутствуют в актах действия: цель действия и избираемые при этом соответствующие средства достижения данной цели. В своем непосредственном выражении и цели действия и избираемые средства выглядят как субъективные категории, т.е. как продукт сознания человека. Все дело, однако, заключается в том, что характер целей, преследуемых людьми, их значимость, важность для человека прямо зависят от условий современной ему культуры, так же как и характер избираемых при этом средств. Они заданы ему системой наиболее значимых в данном обществе, социальной группе социальных ценностей. Социальная организация общества немыслима без набора признанных целей людских устремлений и предписанных средств их достижения.
Социальная и социо-культурная структура общества, предопределяя цели и предписывая социально приемлемые средства, способы их достижения, создает, вместе с тем, различные ситуации соотношения между целями и средствами, как фазами этой структуры. Дело в том, что значимость целей, определяемых культурой общества, может меняться. Некоторые цели, приобретают чрезвычайную значимость, ценность независимо от того, как распределяются в обществе предписанные (законные) средства их достижения, насколько и в какой пропорции эти средства доступны различным людям, социальным группам, классам.
Оптимальным в этом случае является пропорциональность между уровнем значимости, желательности достижения той или иной цели и уровнем доступности предписываемых при этом законных средств. Равновесие между целями и средствами как фазами социальной структуры общества — залог его стабильности, сохранения его интегрированности. Исходя из этих предпосылок, Р. Мертон выделил следующие варианты соотношения между целями и средствами как фазами социальной структуры и зависящими от этого соотношения видами социально значимого поведения.
1. Подчинение. Имеет место в случае соответствия поведения как определяемым культурой целям, так и предписываемым, установленным, законным средствам. Такого рода поведение необходимо для самого существования общества в рамках данной социо-культурной и социально-политической его организации.
2. Отклонение. Возникает в условиях стремления к достижению определяемых культурой целей при отказе от ограничений в выборе средств их достижения предписанными (законными) средствами. Типичный случай — стремление к достижению материального успеха любыми, в том числе преступными средствами.
3. Ритуализм. Возникает в условиях, когда все внимание отдается соблюдению предписанных норм ради их самих, цели же, для достижения которых были предназначены соответствующие средства, из рассмотрения устраняются. Типичный пример — деятельность бюрократа.
4. Ретритизм (уход от жизни). Возникает в случае, когда имеет место отказ как от культурно предопределенных целей, так и от любых (как законных, так и преступных) средств их достижения. Типичный пример — алкоголизм, наркомания.
5. Мятеж. Означает не просто отрицание господствующих социально предопределенных целей и соответствующих средств их достижения, но и замену как целей, так и средств.
Материальный успех как доминирующая цель. Предметом социологии преступности служит второй из приведенных вариантов. Происходящие в настоящее время в России кардинальные политические, экономические перемены неизбежно ведут к переменам в соотношении между господствующими, наиболее значимыми целями, вовлекающими людей в активную, напряженную деятельность, и доступностью для них предписываемых (законных) средств.
Интеграционная (сплачивающая людей в обществе, объединяющая) функция социально-политической организации ослабевает в ходе происходящей в России смены в иерархической системе социальных слоев (страт) общества (процесс стратификации), замены социально-политической организации, основанной на соподчиненной системе статусов лиц в государственно-партийной структуре, на новую общественную организацию, включающую в себя иерархию обладателей собственности.
Экономическая, политическая идеологическая партийно-государственная монополия сменяется на конкурирующие формы собственности, политический и идеологический плюрализм. Условия социальных взаимодействий меняются, вводятся новые основы построения отношений между индивидами, социальными слоями, группами и классами. Сопровождающая эти перемены преступность не может быть осознана, понята, истолкована и проконтролирована в отрыве от характера и темпов этих перемен. Происходящие перемены влияют и на формирование в обществе приемлемых, признанных способов удовлетворения потребностей, на определение приемлемых и допустимых способов достижения жизненных целей.
По определению, цель представляет собой некоторый зафиксированный, желаемый для достижения пункт наличной или предвидимой реальности. Теоретически, желаемые для достижения цели могут простираться сколь угодно далеко. Смысл постановки цели заключается, как это понятно, в её достижении. Поэтому возникает проблема как, по каким критериям надлежит ограничить цель, чтобы её реально достигнуть. В организме человека содержатся естественные ограничители, пределы насыщения потребностей физиологического, биологического характера, однако, полностью отсутствуют какие-либо органические ограничители социальных потребностей (во власти, в богатстве и т. д.). Такие ограничители (т.е. признанные обществом, разделяемые его членами представления о том, что и для кого можно считать нормой, пределом устремлений) может выработать только само общество и только оно может позволить индивиду осознать пределы удовлетворения социальных потребностей.
В переходный период, когда старые критерии отпадают, а новые ещё не выработаны, преступность может представлять собой выражение подобных необузданных общественными критериями потребностей. Это подрывает и функционирование вырабатываемых обществом (и санкционированных государством) приемлемых, законных (и эффективных) способов решения конфликтов, острота которых нарастает именно в подобный период перестройки социально-политической организации общества. Государственное (законное) принуждение уступает место незаконному, спонтанному насилию.
Происходят серьезные перемены в системе социальных ценностей. На смену идеологии экономического, социального уравнивания, когда достижение материального успеха вне или помимо государственных структур провозглашалось деятельностью второстепенной, не соответствующей высшим моральным ценностям или даже преступной (в уголовном порядке наказывалась частнопредпринимательская деятельность и перепродажа товаров с целью получения прибыли) приходит психология материального благополучия, обогащения, приобретения частной собственности.
Достижение материального успеха выходит в разряд наиболее влиятельных, социально престижных категорий общественного сознания. Его достижение становится личным делом, зависит не от государственного распределения благ, а во все большем объеме от усилий и способности людей. В этих условиях, когда социальная структура обуславливает повелительное влияние на поведение людей цели достижения материального успеха, особую остроту приобретает доступность для них предписываемых, законных способов достижения этой цели.
Зоны преступной субкультуры. Степень влияния указанной цели на различные категории людей различна. Максимальный разлад между целями действий и применяемыми средствами возникает в ситуации, когда цель материального успеха, приобретения богатства максимализируется, её влияние наиболее повелительно, и когда, одновременно, социальная структура ограничивает для определенных групп доступ к законным средствам достижения этой цели.
Цель достижения материального успеха оказывает наибольшее влияние в ситуации, когда образцы, примеры достижения такого успеха, символы богатства наиболее очевидны, наглядны. Типичный пример — центральные районы таких крупных городов как Москва, Санкт-Петербург и т.д., т.е. влияние цели достижения материального успеха возрастает по мере приближения к центрам развивающихся городов. Признанные же средства такого достижения (наличие исходного капитала, возможность получения кредита, близость к центрам власти, доступность квалифицированной рабочей силы и т.д.) уменьшается по мере удаления от таких центров. В этой ситуации возможны по меньшей мере три варианта.
1. Максимальное влияние цели материального успеха и максимальная доступность законных средств её достижения. Результатом является интенсивное экономическое развитие с достижением богатства законными, по преимуществу, средствами, что минимизирует соответствующую преступность.
2. Влияние цели достижения материального успеха минимально, как минимальны и средства его достижения. Результатом является застойная, малопродуктивная экономика и минимальная преступность.
3. Наиболее криминогенной является ситуация, при которой положение определенных групп настолько близко к центрам, что они подпадают под влияние цели приобретения богатства, но не настолько близко, чтобы получить адекватный доступ к законным средствам его завладения. В такую ситуацию попадают пригородные зоны крупных городов. Примером могут служить преступные группировки, получившие свои наименования от ряда подмосковных регионов (Солнцево, Малаховка, Люберцы, Подольск, Балашиха и т.д.).
Исторически возникновение зон преступной субкультуры связано с процессом урбанизации, притоком в города сельских жителей и их расселением по преимуществу в доступных для них пригородных, вновь возникавших жилых зонах. В условиях советского режима массовое обезземеливание крестьян в ходе принудительной коллективизации сопровождалось введением режима прописки, закрывшего для них города. Последующая политика борьбы с преступностью сопровождалась практикой выселения из города «социально опасного элемента» за 101 километр, т.е. в зоны пригородов. Так складывались зоны, где близость, наглядность достижения материального успеха обеспечивала повелительное воздействие такой цели, а недоступность законных средств её достижения предопределяла обращение к средствам преступного характера — обману и насилию.

В такого рода зонах, которые можно обозначить как зоны рассогласованности фаз социальной структуры возникает и оказывает криминогенное воздействие специфический социально-психологический феномен, обозначаемый понятием относительной социальной депривации. Состояние депривации возникает в условиях остро переживаемой недостаточности в удовлетворении какой-либо потребности. Эта недостаточность может переживаться по разному. Уровень, острота такого переживания всегда относительна, но наивысшего уровня переживание социальной недостаточности достигает в условиях резкого контраста положения такого рода индивида с расположенными в непосредственной близости от него социально обеспеченными лицами.
В условиях, когда уровень удовлетворения потребности в абсолютном выражении невысок, но присущ почти всем, депривация переживается легче, чем в условиях когда уровень удовлетворения потребности лица хотя и становится на определенный уровень выше, однако у других, близко расположенных лиц он становится несравнимо высоким. Возникающее вследствие этого напряжение имеет тенденцию находить разрядку в агрессивном, противоправном поведении.
Объективная социальная норма и отклонения. Соотношение доминирующей и преступной субкультуры выражается в соотношении, существующем между количеством актов поведения, укладывающихся в границы социальных норм, и количеством актов поведения, отклоняющегося от общепризнанных норм Понятие «норма» имеет двоякое употребление. Согласно первому его употреблению норма — абстрактно сформулированное правило, предписание (как следует или не следует себя вести). Вместе с тем, понятием «норма» применительно к любому ряду явлений, к любому процессу обозначают ту совокупность явлений или признаков процесса, актов поведения, которые служат их преимущественной характеристикой, постоянно возобновляются в подавляющем большинстве ситуаций, устойчиво проявляясь в данном ряду явлений. Тогда говорят о нормальном явлении, нормальном процессе, о наличии объективной, т.е. реальной нормы в поведении.
Существующие в социальной жизни, в реальной действительности обычные, повторяющиеся в подавляющем большинстве случаев отношения выявляют объективную норму в поведении людей. Объективная социальная норма выражает реально господствующую в обществе систему социальных ценностей, складывающихся в доминирующую культуру. Количественное большинство актов поведения, характеризующихся высокой степенью однородности своих качественных характеристик, — есть выражение объективной социальной нормы. Социальная норма выражает то, что обычно, естественно, типично в данной сфере социальной действительности, что характеризует её основное свойство на данный момент.
Вместе с тем, входящие в социальную норму относительно однородные акты поведения не тождественны, не аналогичны друг другу. Их основное качество в каждом акте поведения выражается в различной степени, не выходя, однако, за пределы соответствующей нормы (доминирующая культура). Относительная однородность позволяет суммировать соответствующие акты поведения, отделить их от иных видов поведения, отличающихся от средней нормы, выходящих по своим характеристика за её пределы и образующих отклонения, исключения, аномалии (субкультура). Объективная социальная норма, соответственно, характеризуется двумя рядами численных, количественных показателей. В числе таких показателей относится, во-первых, относительное число, количество актов поведения, и, во-вторых, показатель степени их соответствия некоторому среднему образцу.
Совокупность фактических актов действия, образующих объективную социальную норму, складывается из однородных, но не тождественных элементов. Эти акты действия различаются между собой по степени соответствия среднему образцу социальной нормы, располагаясь по континууму: от полного соответствия образцу, через случаи частичного отклонения вплоть до полного выхода за пределы объективной социальной нормы. Зависимость между относительным количеством актов поведения данного типа и степенью, уровнем их соответствия образцу социальной нормы выражается в формуле: чем выше степень соответствия образцу, тем больше соответствующих актов поведения, и, соответственно, с понижением уровня такого соответствия в актах поведения падает их относительное количество.
Поскольку социальная норма есть объективное воплощение системы социальных ценностей (добро и зло, преступно и почетно), то и отклонения от среднего образца социальной нормы воплощаются как в отклонениях со знаком плюс (отклонения в сторону социальных идеалов), так и со знаком минус (отклонения в сторону их отрицания). Такова двойственная природа социальных норм. Социальная норма это и объективная количественная характеристика определенного вида поведения, имеющего место в объективной реальности, и, вместе с тем, в социальной норме выражается субъективная оценка такого поведения с точки зрения желательности или нежелательности, полезности или вредности для личности, общества, государства. Соответственно, преступная субкультура складывается из того меньшинства поведенческих актов, которые законом отнесены к числу преступлений.
В случае, когда такая оценка выражается в норме права, то в ней присутствует и описание поведенческого права (дескриптивный элемент нормы) и его оценка, правовое веление (прескриптивный, императивный элемент). Правовая норма становится мерой поведения и масштабом оценки поведенческих актов. Мерой поведения руководствуется индивидуум, оценка принадлежит обществу (государству).
Оценка социальных норм. Соотношение между объективным показателем социальной нормы (количество конкретных актов поведения) и её субъективным, оценочным компонентом (социально определяемая качественная характеристика таких актов) может меняться и соотношение этих сторон показательно для определения тенденций общественного развития и картины преступности, характера преступной субкультуры. Если возникает ситуация, когда те акты поведения, которые составляли меньшинство, и заносились в категорию преступлений, начинают количественно расти до такого предела, что образуют объективную социальную норму, то такая ситуация знаменует радикальную трансформацию системы социальных ценностей данного общества, и то, что считалось преступлением теряет такое свое качество.
Так, например, частнопредпринимательская деятельность в период советской власти, будучи нелегальной, но широко распространенной наказывалась как уголовное преступление. В настоящее время — относится к числу конституционных, неотчуждаемых прав граждан. С другой стороны активное распространение преступной субкультуры в условиях рынка ставит под угрозу основы правопорядка, преступное насилие вытесняет законные методы решения конфликтов, рыночные отношения, основанные на равенстве сторон и эквивалентном обмене, определяемом спросом и предложением, подменяются отношениями вымогательства, мошенничества и обмана.
В количественной характеристике объективных социальных норм находят свое выражение протекающие в обществе процессы, выявляется динамика этих процессов, тенденции общественного развития. В их качественной характеристике — специфика социального реагирования на сдвиги в состоянии объективных социальных норм, их оценка обществом и государством, в том числе — путем криминализации определенных видов поведения, т.е. определения их в законе в качестве преступлений.
Две крайности являются контрпродуктивными в процессе отнесения деяний к числу преступлений. Первая: преступлением объявляется крайне немногочисленное число соответствующих деяний, здесь цель не оправдывает средства, криминализация явно нецелесообразна. Вторая: к числу преступлений относятся такие поведенческие акты, которые являются массовыми, т.е. практически образуют объективную социальную норму. Их криминализация поэтому будет крайне неэффективна, практически бесполезна. Критерии целесообразности и эффективности предопределяют оптимальное соотношение между количественной характеристикой и качественной определенностью социальных норм.

Вопросы для повторения.

1. Каковы функции социальной организации общества?
2. В чем проявляется ценностный характер определения преступности?
3. Каковы составные элементы определения преступности?
4. Каковы самые опасные преступления в рамках религиозно-теологического определения преступности?
5. Каковы самые опасные преступления в рамках рационально-гедонистического
определения преступности?
6. Каково определение преступности с позиций био-антропологии?
7. Каково психиатрическое определение преступности?
8. Каковы самые опасные преступления в рамках тоталитарно-идеологического определения преступности?
9. Каковы составные элементы культуры и преступной субкультуры?
10. Каковы фазы социальной структуры и соответствующие виды социально-значимого поведения?
к началу страницы

Глава III. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА И
ПРЕСТУПНОСТЬ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: