Особенности общественного и государственного строя Халифата и его феодализация

Главной особенностью Халифата являлось полное совмещение духовной и светской власти. Халиф являлся наместником небесной власти. Полномочия халифа ограничивались только предписаниями Корана. Вся земля принадлежала халифу. Все мусульмане были равны перед его властью и считались его воинами. Мерилом всей общественной и государственной жизни был Коран. Такой порядок сохранялся в правление первых четырех халифов (абу Бакр, Омар, Осман, Али), которое считается классическим мекканским периодом.

Дальнейшая история Халифата была связана с династиями Омейядов (661 – 750) и Аббасидов (750 – 1258). Затем власть в Халифате захватили тюрки-сельджуки, при которых Халифат распался на отдельные эмираты в конце XI в. (Впоследствии Восточный Халифат был уничтожен монгольскими завоевателями в XIII в.; в западной части Халифата духовная власть халифа сохранялась до начала XVI в.). В этот период (XI в.) произошла феодализация Халифата, т.е. формализация духовного начала и усиление светского содержания. Из Мекки власть перешла сначала в Багдад, а затем в Дамаск. Халиф получил титул султана, которому подчинялись бюрократия и армия и который стал передаваться по наследству. Появилась должность визиря – главного министра. Визирь командовал диванами. Диваны во главе с сахибами управляли финансами, землей, водой, вели делопроизводство, судопроизводство, внутреннюю и внешнюю политику.

Наместниками в провинциях являлись эмиры (владетель земли и воды). В процессе существования Халифата институт наместничества обнаружил тенденцию к полному самоуправлению и формализации власти халифа над собой. Эмиры имели собственные правительства и армии.

Большую роль в государстве и обществе играла мечеть во главе с имамом (имам – стоящий впереди). Мечеть была местом проповедей, молитв, богослужения, собрания правоверных во всех важных случаях для принятия решения.

Мечеть являлась культурным и образовательным центром. В мектебах (примечетская школа) учились дети. В медресе (более высокая ступень обучения при самых авторитетных мечетях) готовили знатоков ислама (богословов и законоведов). В медресе учащиеся постигали основы разных знаний. Однако по мере феодализации Халифата роль мечети становилась все более формальной, ей отводилась роль молитвенного дома.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: