Тема 3. Бытие

При раскрытии этой темы следует привлечь историко-философ­ский материал, раскрывающий становление категории бытия. Важно выделить основное смысловое содержание этого понятия, которое постоянно заставляло философов обращаться к бытию. При всем многообразии подходов четко присутствует поиск подлинного. В каж­дую историческую эпоху вставала проблема подлинного бытия. В ан­тичности подлинным объявляется мир умопостигаемых сущностей (Логос, эйдосы, формы и т.п.). В средневековье подлинное бытие -Бог. Новое время ориентировано на поиск подлинного в самом мире. Под ним понималась и природа, и человеческий разум, и объективи­рованные формы человеческой деятельности. В Новое время возни­кает еще одно проявление подлинного - трансцендентальный субъект Канта. В наше время поиск подлинного бытия не прекратился и сту­дент должен поразмышлять над этим.

Видами отрицания бытия являются ничто и небытие. Ничто и небытие являются не самостоятельными сущностями, «существуют не рядом друг с другом, а друг через друга, так что каждое из них ста­новится тем, что оно есть только посредством своего отношения к собственной противоположности» (Кучевский В.Б. Философия: про­блемы бытия и познания. Учебник. - М., «Медный змей», 1998, С. 49). Студент должен осознать, что бытие не может быть осмыслена во всей глубине без сопоставления ее с отрицанием. Из определения бытия как реальности с необходимостью вытекает понимание ничто и небытия в позитивном плане, т. е. в качестве инобытия. Иногда разли­чают ничто и небытие. Можно воспользоваться уже названной рабо­той В.Б. Кучевского: «Если ничто представляет собой выражение от­ношений различия и противоположности в мире непосредственно дан­ных частных существований, то небытие - своеобразное выражение смены состояний, изменения, перехода в иное того или другого конкретного и непосредственного сущего. Ничто и небытие - это разные аспекты отрицания бытия, связанные с двойственной пред­метно-динамической структурой бытия» (Указ. соч., С. 57).

Студент должен уметь выделить уровни бытия и объяснить спе­цифику каждого из них. Особое внимание обратить на бытие челове­ка. Осмыслить плодотворность тезиса, что бытие человека зак­лючается в его способности к трансцендированию.

При рассмотрении бытия, уровней бытия часто употребляются такие слова как объективное и субъективное, природный мир и явле­ния человеческого сознания. Разделение универсума на объективную и субъективную реальность конкретизируется в категориях материи и сознания.

Студенту следует показать как исторически менялась представ­ление о материи и объяснить причины этих изменений. Надо проанализировать ленинское определение материи и выделить основное свойство материи - быть объективной реальностью. Вместе с тем это определение содержит добавление - «...объективная реальность, ко­торая копируется, фотографируется, отображается в наших ощуще­ниях» (Ленин В.И. Поли. Собр. Соч., т. 18, С. 131) - которое рождает ряд проблем. С одной стороны, это уточнение выбивает почву под теми, кто считает Бога объективной реальностью и поэтому получает­ся, что нет разницы между материей и Богом. Но с другой стороны, это добавление чрезмерно возвысило роль чувственного познания, в то время как существует множество объективных явлений, которые не отображаются в наших ощущениях. Следовательно, это определе­ние философско-гносеологическое, разрывающее узкие рамки веще­ственно-субстратного представления о материи, но не решающее всех проблем определения материи. Стоит поразмышлять над субстанци­ально-аксиологическим определением материи.

Существует несколько уровней организации материи: неживая природа, биологический и социальный уровни. В неживой природе два вида материи - вещество и поле. В современной физике говорят о сильном, слабом, электромагнитном и гравитационном полях в зави­симости от разных типов взаимодействия элементарных частиц. Эле­ментарные частицы квалифицируются по типам взаимодействия. Андроны (тяжелые частицы - протоны, нейтроны, мезоны и др.) участву­ют во всех типах взаимодействия. Пептоны (легкие частицы - элект­роны, нейтрино и др.) участвуют только в электрослабых и гравитаци­онных. Современная наука стремится к познанию глубинного строе­ния материи. Выдвигается гипотеза о существовании кварков, кото­рые наряду с пептонами являются своеобразныим строительным ма­териалом для вещества универсума. Элементарный уровень органи­зации материи погружен в физический вакуум. Это - не пустота, а осо­бое состояние материи, находящейся в сверхсжатом виде с фантас­тической плотностью 10 в 93 степени грамм на сантиметр кубический. Есть гипотеза, что из вакуума путем большого взрыва возникла наша Вселенная.

Столь же подробно следует охарактеризовать биологический и социальный урони организации материи.

Материя имеет атрибутивные свойства: движение, простран­ство и время. При рассмотрении движения следует иметь в виду, что высшие формы движения материи несводимы к сумме низших. При изучении вопроса о пространстве и времени надо знать их общие черты и особенности каждого из них. Наше пространство трехмерно. В одномерном или двумерном пространстве не могли бы взаимодейство­вать вещество и поле. Только в трехмерном пространстве возможно образование электронных оболочек вокруг ядра, существование мо­лекул и макротел. Так как пространство связано с временем, то наш мир являет себя в четырехмерном измерении. Существует гипотеза о десятимерном пространстве-времени. Поразмышляйте над ней. Мо­жет здесь путь к открытию параллельных миров? В истории филосо­фии и науки выделяют субстанциальную и реляционную концепции пространства и времени. В чем их суть? Пространственно-временная организация специфически проявляется на биологическом и социаль­ном уровнях. Надо показать эту специфику на конкретных примерах.

Один из центральных философских вопросов заключается в отве­те на вопрос: «Как возникают материальные системы с различным уров­нем организации?». В последние годы начала складываться синергетика, изучающая закономерности самоорганизации материальных систем. За­дача этой дисциплины разрешить одну из философских загадок: каким образом неживая природа, которая стремится к хаосу, может породить живую природу, стремящуюся к порядку. Вектор неживой природы - от слож­ного к простому, вектор живой природы имеет обратное направление. Ка­ким образом разнонаправленные векторы взаимодействуют? Основопо­ложники синергетики (И. Пригожий, А. Хакен) считают, что стремление к хаосу характерно для закрытых систем, природные же процессы принад­лежат к незамкнутым системам, которым присущи неравновесность и не­линейность. В этих системах появляются диссипативные структуры. Суть этого явления в том, что пока система находится в состоянии термодина­мического равновесия ее элементы (например, молекулы газа) ведут себя независимо друг от друга и неспособны к образованию упорядоченных структур. Но если эта система в силу каких-либо воздействий переходит в неравновесное состояние, то ситуация кардинально меняется: элементы такой системы начинают действовать согласованно. Это и есть диссипативная структура. После появления она не теряет возбужденного состоя­ния и у нее обнаруживается повышенная чувствительность к внешним воздействиям. Изменения во внешней среде генерируют и отбирают раз­личные структурные конфигурации. Если предполагается, что неравновес­ность является естественным состоянием всех процессов действитель­ности, то столь же естественным оказывается их стремление к самоорга­низации. Принцип самоорганизации является также атрибутивной фор­мой существования материи.

Важную роль в решении проблемы саморазвития, самодвиже­ния материи сыграла диалектика. Студент должен четко представлять этапы развития диалектики, начиная с античности. Различать объек­тивную и субъективную диалектику. Диалектику следует рассматри­вать как развивающуюся систему универсальных связей. Поэтому сту­денту следует четко знать суть понятия системы. Многообразие раз­нообразных связей в системе фиксируется в универсальных, струк­турных и детерминационных принципах. Каждый их них конкретизи­руется с помощью соответствующих категорий. Следует знать их.

Душой диалектики является принцип развития. Следует поду­мать над определением развития и знать основные законы развития.

В наше время диалектика не всеми принимается как единствен­но научный метод познания и преобразования действительности. Сту­дент должен знать основные аргументы противников диалектики и самостоятельно судить об их убедительности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: