Тема 4. Сознание

Фундаментальным принципом материи является отражение. Следует дать определение отражению. В живой природе генетически первой формой отражения является раздражимость. Далее следуют чувствительность и психика высших животных. Нужно показать специфические особенности каждой из них. Если психика присуща жи­вотным и человеку, то сознание - только человеку. Студент должен дать определение сознания. Можно воспользоваться определением, данным А.Г. Спиркиным в его учебнике (Философия., М., 1998, С. 383). Чтобы четко увидеть различие психики животных и сознания челове­ка, надо подробно охарактеризовать каждое из них. Это может про­лить определенный свет на возникновение человека. Заслуживает внимания мышление или интеллект животных. Можно привести мно­го примеров на этот счет. Однако мышление животных не выходит за рамки наглядно-образного или наглядно-действенного мышления. В тех же рамках осуществляется орудийная деятельность животных. Как отмечал известный отечественный психолог А. Н. Леонтьев, «...при­менение «орудий» не формирует у животных новых двигательных опе­раций, оно само подчиняется тем естественным, инстинктивным в своей основе движениям, в систему которых оно включается». (См. Проблемы развития психики. М., 1972, С. 410). Язык животных не вы­ходит за рамки конкретных представлений их жизнедеятельности.

Если подытожить рассмотрение психики животных, то обнару­живаются предпосылки появления сознания человека. В середине ХIХ века Ч. Дарвин стал разрабатывать принцип естественного отбора для объяснения эволюции растительного и животного миров. В 1871 году он опубликовал знаменитую свою работу «Происхождение человека и половой отбор», в которой показано не только несомненное сход­ство, но и родство человека и человекообразных обезьян. По тем вре­менам эта книга оказала революционное воздействие на умы людей. Казалось, что дальнейшее развитие науки только усилит аргументы в пользу этой смелой гипотезы. Но, увы, современная наука рождает больше вопросов, чем дает ответов. Студенту неплохо знать аргумен­ты палеонтологического, антропопалеографического, генетического характера, которые увеличивают количество не проясненных вопро­сов концепции эволюции человека.

Однако другой концепции происхождения человека, которая бы была близко научному подходу, пока нет. Поэтому будем придержи­ваться этой и считать психику животных предпосылкой возникнове­ния человеческого сознания. Здесь необходимо отметить качествен­ное преобразование наглядно-образного мышления, инстинктивной орудийной деятельности и языка животных в компоненты человечес­кого сознания. В результате совместной трудовой деятельности люди постепенно стали вычленять абстрактные свойства действительнос­ти, которые нуждались в особом носителе - слове. Язык подталкивает к дальнейшему развитию мышления, так как в нем открываются до­полнительные смысловые значения. Трудовая деятельность напол­нялась орудийным содержанием, что способствовало удовлетворе­нию насущных потребностей. Каждая удовлетворенная потребность рождала веер новых потребностей, требующих более совершенных орудий, новых знаний закономерностей мира. Мышление, труд и язык являются неотъемлемыми сторонами единого процесса формирова­ния человеческого сознания.

Студент должен иметь четкое представление о структуре со­знания. Можно в качестве примера воспользоваться схемой, приве­денной в учебнике П.В. Алексеева, А.В. Панина (Философия: Учебник для ВУЗов. М,.2006, С. 157-161). Особого разговора заслуживает про­блема бессознательного. Надо знать структуру психики человека по 3. Фрейду. Желательно показать отход от ортодоксального фрейдиз­ма в работах А. Адлера, К.Г. Юнга. Иметь представление о коллектив­ном бессознательном Юнга. Заслуживает внимания идеи Э. Фромма о бессознательных экзистенциальных потребностях человека.

Современная компьютерная технология вторгается в сферу моделирования человеческого интеллекта. Встает проблема искусст­венного интеллекта. Она носит дискуссионный характер и у студента есть возможность поразмышлять над вопросом о специфических осо­бенностях человеческого и машинного мышления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: