Готовность к профессиональной деятельности

Одним из непременных условий эффективности профессиональной деятельности является профессиональная готовность специалиста, под которой понимают ту или иную степень соответствия содержания и состояния его психики и физического здоровья, качеств требованиям выполняемой деятельности. Известный советский психолог К.К.Платонов отмечал, что профессиональная готовность специалиста – это субъективное состояние личности, считающей себя способной и подготовленной к выполнению соответствующей профессиональной деятельности и стремящейся ее выполнять.

Чаще всего выделяются такие компоненты готовности к профессиональной

деятельности, как мотивационный (положительное отношение к будущей профессии),

ориентационный (знания о профессии), операциональный (профессиональное мышление,

совокупность умений и навыков), волевой (саморегуляция и управление поведением),

оценочный (самооценка профессиональной подготовленности).

Мотивационный компонент профессиональной готовности включает потребности,

интересы и мотивы профессиональной деятельности. Важными показателями

сформированности данного компонента у студентов является наличие устойчивых

мотивов и профессионально-ценностных ориентаций, обеспечивающих целенаправленное

овладение деятельностью; потребность в творческом самовыражении.

Эмоционально-волевой компонент готовности предполагает сформированные в

процессе профессиональной подготовки чувство ответственности за результат

деятельности, навыки самоконтроля, умение управлять действиями в процессе

деятельности, профессиональную честность и ответственность.

Операционно-действенный компонент профессиональной готовности предполагает

формирование системы профессиональных знаний и комплекса умений, которые

непрерывно поддерживаются и воспроизводятся при помощи актуализации

профессиональных знаний, умений и навыков личности. Также данный компонент

включает определенный уровень владения продуктивной деятельностью и творческими

способами выполнения профессиональной деятельности.

Аксиологический компонент профессиональной готовности является результатом

формирования профессиональной позиции как совокупности ценностных отношений

студента к профессиональной деятельности, к себе как личности и профессионалу.

Анализ исследований по вопросу готовности к профессиональной деятельности

позволяет сделать вывод о том, что профессиональная готовность специалиста является

сложным, многоуровневым, системным, личностным образованием человека.

Соответственно, готовность к профессиональной деятельности – это формируемая

в процессе деятельности и являющаяся результатом профессиональной подготовки

система интегративных свойств и качеств личности; знаний, умений и навыков.

Профессиональная компетентность определяется способностью к выполнению

необходимых профессиональных действий и является показателем готовности

специалиста к определенной профессиональной деятельности.

Готовность к профессиональной деятельности – это цель и результат подготовки

специалиста к выполнению профессиональных функций, овладение профессиональными

компетентностями в процессе профессионального становления и развития специалиста.

Соответственно, готовность к профессиональной деятельности развивается в

процессе формирования профессиональных компетенций. Процесс формирования

профессиональных компетенций должен быть контролируемым, для чего используются

критерии оценки сформированности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: