Одним из непременных условий эффективности профессиональной деятельности является профессиональная готовность специалиста, под которой понимают ту или иную степень соответствия содержания и состояния его психики и физического здоровья, качеств требованиям выполняемой деятельности. Известный советский психолог К.К.Платонов отмечал, что профессиональная готовность специалиста – это субъективное состояние личности, считающей себя способной и подготовленной к выполнению соответствующей профессиональной деятельности и стремящейся ее выполнять.
Чаще всего выделяются такие компоненты готовности к профессиональной
деятельности, как мотивационный (положительное отношение к будущей профессии),
ориентационный (знания о профессии), операциональный (профессиональное мышление,
совокупность умений и навыков), волевой (саморегуляция и управление поведением),
оценочный (самооценка профессиональной подготовленности).
Мотивационный компонент профессиональной готовности включает потребности,
|
|
интересы и мотивы профессиональной деятельности. Важными показателями
сформированности данного компонента у студентов является наличие устойчивых
мотивов и профессионально-ценностных ориентаций, обеспечивающих целенаправленное
овладение деятельностью; потребность в творческом самовыражении.
Эмоционально-волевой компонент готовности предполагает сформированные в
процессе профессиональной подготовки чувство ответственности за результат
деятельности, навыки самоконтроля, умение управлять действиями в процессе
деятельности, профессиональную честность и ответственность.
Операционно-действенный компонент профессиональной готовности предполагает
формирование системы профессиональных знаний и комплекса умений, которые
непрерывно поддерживаются и воспроизводятся при помощи актуализации
профессиональных знаний, умений и навыков личности. Также данный компонент
включает определенный уровень владения продуктивной деятельностью и творческими
способами выполнения профессиональной деятельности.
Аксиологический компонент профессиональной готовности является результатом
формирования профессиональной позиции как совокупности ценностных отношений
студента к профессиональной деятельности, к себе как личности и профессионалу.
Анализ исследований по вопросу готовности к профессиональной деятельности
позволяет сделать вывод о том, что профессиональная готовность специалиста является
сложным, многоуровневым, системным, личностным образованием человека.
Соответственно, готовность к профессиональной деятельности – это формируемая
|
|
в процессе деятельности и являющаяся результатом профессиональной подготовки
система интегративных свойств и качеств личности; знаний, умений и навыков.
Профессиональная компетентность определяется способностью к выполнению
необходимых профессиональных действий и является показателем готовности
специалиста к определенной профессиональной деятельности.
Готовность к профессиональной деятельности – это цель и результат подготовки
специалиста к выполнению профессиональных функций, овладение профессиональными
компетентностями в процессе профессионального становления и развития специалиста.
Соответственно, готовность к профессиональной деятельности развивается в
процессе формирования профессиональных компетенций. Процесс формирования
профессиональных компетенций должен быть контролируемым, для чего используются
критерии оценки сформированности.