Психологическое обеспечение боевой готовности, боевого дежурства

Содержание и организация работы по психологическому обеспечению боевой деятельности

Сущность, цель, этапы, задачи и условия психологического обеспечения боевой деятельности.

Психологическое обеспечение боевой деятельности.

Сущность, цель, этапы, задачи, и условия психологического обеспечения боевой деятельности. Место психологического обеспечения в общем обеспечении боевой деятельности, его этапы. Содержание индивидуальной и коллективной психологической готовности и устойчивости.

Содержание и организация работы по психологическому обеспечению боевой деятельности. Характеристики решаемых задач и применяемых методов на различных этапах психологического обеспечения боевых действий.

В выполнении задач поставленных перед военнослужащими важное место занимает процесс их обеспечения. Наряду с боевым, техническим, тыловым обеспечением боевыми документами предусмотрено и морально-психологическое, составным элементом которого является психологическое обеспечение.

Проблема психологического обеспечения учебно-боевой деятельности военнослужащих зародилась еще в начале 1Х века и в своем развитии прошла ряд закономерных этапов:

Первый этап (начало Х1Х века - 1917 г.) - этап эмпирического психологического обеспечения, содержит в своей основе процесс накопления фактического и исследовательского материала в интересах применения психологической науки в практике военного дела. В этот период формируются требования к боевым качествам воинов, осуществляется научное обоснование смелости, боевой активности, инициативы, наступательного порыва и др.

Второй этап (1917-1940гг.) - этап организационного формирования процесса психологического обеспечения учебно-боевой деятельности войск. Совершенствуется процесс психофизиологических исследований, делаются попытки обоснования и проведения профессионального отбора, ведется активная пропаганда психологических знаний. Появляются и организационно оформляются подразделения психологической службы в отдельных видах Вооруженных Сил.

Третий этап (1940-1945гг.)- этап практического применения достижений психологической науки в организации боевой деятельности. Наряду с накоплением боевого опыта, война обнажила и недостатки в психологической подготовки. Особое развитие получили вопросы развития качеств необходимых для достижения победы над врагом, подготовки психики военнослужащих к ведению боя.

Четвертый этап (1946-1960гг.)- этап обобщения боевого опыта и становления военной психологии. Создаются центры научной разработки проблем связанных с психологическим обеспечением, начинает вводится психологический отбор в военных училищах.

Пятый этап (1960-1992 гг.) - этап дальнейшего развития системы психологического обеспечения учебно-боевой деятельности. Происходит становление психологической подготовки, разрабатываются методические приемы психологических тренировок, создается психологическая служба в ряде округов ВВС, совершенствуется система психологического образования военных кадров.

Шестой этап (1992 г. - по настоящее время)- этап формирования нормативно-правовой базы системы психологического обеспечения деятельности личного состава Вооруженных Сил и создания ее концепции. Понятие психологического обеспечения вводится в руководящие и боевые документы, проводятся исследования данной проблемы в различных видах Вооруженных Сил и родах войск. Проводимая работа способствовала осуществлению переработки документов по подготовке и ведению операций видов Вооруженных Сил и боевых действий, внесению изменений в боевые уставы.

В современных условиях проблема психологического обеспечения боевых действий, во весь рост стала перед учеными и практиками от решения которой во многом зависит дальнейшее продвижение военных реформ. Тем более, что не всегда благоприятна социальная обстановка, постоянные реформирования воспитательных структур, не позволили сколько-нибудь существенно целенаправить и необходимые усилия командиров военного управления в вопросах подготовки психики воина и психологии воинских коллективов к решению боевых задач.

Теоретические изыскания и накопленный опыт в области морально-психологического обеспечения боевых действий позволяет константировать, что психологическое обеспечение - это комплекс мероприятий по формированию, укреплению и развитию у военнослужащих психологических качеств, обеспечивающих их высокую психологическую устойчивость и готовность выполнять боевую задачу в любых условиях обстановки.

Психологическое обеспечение обладает относительной самостоятельностью, проявляющейся прежде всего в ее целях - достижения готовности к активным боевым действиям, устойчивости психики к воздействию факторов боя, профессиональной надежности личного состава.

Психологическая готовность и устойчивость пронизывают все составные компоненты не только психологического но и в целом морально-психологического обеспечения. Они являются психологической составляющей данного процесса и состоят из следующих компонентов:

· мотивационного, отражающего устремленность воина на выполнение поставленной задачи;

· эмоционального, проявляющегося в уверенности военнослужащего, в чувстве воодушевления и удовлетворения поставленной задачей;

· волевого, выраженного в самообладании, самоконтроле и саморегуляции;

· познавательного, характеризующего степень осознания и понимания боевой задачи;

· интеллектуального, отражающего умственную работоспособность, тип мышления;

· операционального (моторного), объединяющего применяемые способы и приемы деятельности.

Уровень развития выше перечисленных компонентов отражает функциональную надежность психики в сложных условиях боевой обстановки и адекватно обеспечивает выполнение поставленных боевых задач. Поэтому очень важно в ходе повседневной деятельности, заблаговременно сформулировать психологическую устойчивость в виде системы психологических качеств (знаний, навыков, умений), которые определяют потенциальную возможность преодолевать трудности и успешно выполнять поставленные задачи.

Одновременно с заблаговременной устойчивостью формируется и длительная готовность, основанная на ранее приобретенных знаниях, навыках, умениях, опыте и других профессионально-важных качествах.

Что же касается обеспечения боевых действий подразделений, частей и соединений, то как показали исследования структура коллективной психологической готовности и устойчивости включает в себя следующие компоненты:

мотивационный, включающий в себя единое общественное мнение, единство взглядов, убеждений и стремлений во что бы то ни стало выполнить боевую задачу; устремленность каждого действовать наилучшим образом, добиваться успеха и показать себя с лучшей стороны, чувство долга и ответственности экипажа за выполнение боевой задачи;

познавательный - коллективное восприятие и представление о боевой задаче; осознание и понимание способов выполнения поставленной задачи; необходимые знания по использованию оружия и техники;

эмоциональный - групповые настроения, боевое возбуждение, настроенность экипажа; уверенность в победе над врагом, в экипаже, товарищах;

волевой - коллективная воля, стойкость, выдержка; боевая слаженность и нацеленность на решительные действия, дисциплина взаимодействия;

моторный - согласованность действий и движений членов экипажа по управлению боевой техникой и оружием, их координация; высокая работоспособность и др.

коллективный боевой опыт - традиции, привычки, обычаи, опыт ведения боевых действий в составе экипажа и др.

С получением боевой задачи процесс психологического обеспечения ее выполнения по своей сущности представляет собой комплекс мероприятий по достижению высокой боевой активности личного состава, способности переносить включение нервно-психологические нагрузки и сохранить боеспособность в обстановке действия психотравмирущих факторов современного боя.

По содержанию психологическое обеспечение боевых действий составляет совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных мероприятий по решению конкретных задач на различных этапах подготовки и ведения боя.

Первый этап - аналитико-прогностический. Он имеет своей целью выявление психологических особенностей предстоящей задачи, отношения к ней личного состава, прогнозирование и организация психологически целесообразных управляющих воздействий.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

· осуществление психологической оценки условий предполагаемой боевой обстановки, осмысление действия предстоящих психогенных факторов, трудностей и требований, которые будут предъявлены к психологическим качествам воинов в ходе боя;

· выявление психологических особенностей выполнения предстоящей боевой задачи на каждом из ее этапов, уровня их психологической сложности;

· изучение и анализ морально-психологического состояния личного состава подразделения (полка) и каждого воина в отдельности, их отношения к предстоящей боевой задаче, к приказам и распоряжениям старших начальников, характера преобладающих психических состояний и эмоциональных настроений;

· определение уровня психологической готовности личного состава к выполнению боевой задачи и формулировка прогностических гипотез эффективности предстоящей деятельности с целью организации психологически целесообразных управляющих воздействий.

В качестве критериев, на которых обращается особое внимание, можно считать уровень развития:

· мотивационного компонента (наличие потребности вступить в бой, стремления победить, проявление чувства ответственности за результативность боя и др.);

· познавательного (знание своего места в бою, условий обстановки, особенностей предстоящей деятельности, опасных факторов, способов уничтожения противника и др.);

· эмоционального (доминирующие чувства, состояния тревоги, отчаяния, беспокойства, сомнения, боевого возбуждения и др.);

· волевого (наличие решительности у воина, способности преодолевать любые трудности, умения управлять собой и др.);

· моторного (сформированность навыков и умений управлять боевой техникой, вести ориентировку при сильных помехах, отказах вооружения, координация движений и их согласованность при боевом применении и др.).

В этих целях могут быть использованы: метод наблюдения, в том числе включенного, обобщения независимых характеристик, экспериментально-психологическое обследование некоторых психических процессов. Кроме того, для исследования эмоционального компонента следует использовать, например, опросник Л.Рабиновича; оценку познавательного компонента - Р.Гордона; волевого свойства личности В.Васильева.

Полученные результаты используются при принятии решения на организацию психологического обеспечения, планирование мероприятий, согласованных по целям, месту и времени, при расстановке сил и средств.

Второй этап - целевой психологической подготовки. Его цель сформировать необходимый для успешного вступления в бой уровень психологичекой готовности и необходимый уровень эмоционально волевой устойчивости в ходе его осуществления.

В последнее время, с активным вводом в обиход термина морально- психологическое обеспечения, отдельные исследователи ставят знак тождества между психологическим обеспечением и психологической подготовкой. Что касается сущности и содержания психологической подготовки, то данный вопрос рассматривается в отдельной главе. Здесь же только важно отметить очень важное методологическое положение. Оно состоит в том, что психологическое обеспечение гораздо шире, чем психологическая подготовка. В процессе психологического обеспечения решаются в большей мере задачи условной психологической подготовки, в частности: формирование доверия к командирам и отдаваемым приказам и указаниям; активизация и закрепление мотивационных установок на решительное ведение конкретного боя; накопление предстоящего об условиях представляющего боя, психологической модели ситуаций и др. то есть, обобщенно говоря, формирования специальных качеств: функциональной надежности психики воина, готовности бороться с любыми трудностями, мотивационной установки на успех в конкретном бою.

Третий этап - психологического сопровождения, охватывающий работу с момента получения боевой задачи и ее выполнения. На этом этапе решаются следующие задачи:

· анализ поведения военнослужащих в бою, оценка степени усталости, подверженности слухам и панике;

· формирование установки на успешное эффективное продолжение боевых действий;

· оперативное управление психическими состояниями, коррекция настроений, поддержка потерпевших неудачу в первых боях, потерявших друзей, технику, оружие и т.д.;

· определение преобладающих эмоциональных состояний, усталости и запаса психических сил, необходимых для выполнения последующих боев, снятия остаточных явлений, недопущение психологического перенапряжения. противодействие психологическому воздействию противника.

То есть, психологическое сопровождение - это комплекс оперативных мероприятий по отслеживанию и поддержанию способности военнослужащих, подразделений и частей противостоять устрашающим факторам боя и решительно действовать в боевой обстановке.

На этапе психологического сопровождения используются оперативные формы и методы работы: включенное наблюдение, беседы, митинги, призывы, личный пример в бою, применение приемов саморегуляции, измерение психофизиологических показателей и др.

Четвертый этап - реабилитация и восстановление военнослужащих, получивших психические травмы. Опыт ведения боевых действий показывает, что уже после первых 2-4 боев в мероприятиях по психологической реабилитации нуждается до 20-30% воинов. В зависимости от интенсивности ведении боевых действий эти цифры порой возрастают до 80-85 %.

Работа по психологической реабилитации начинается на этапе сопровождения и включает:

· психологическую диагностику, выявления отклонений и нарушений;

· организацию своевременного отдыха, психотерапевтической помощи, психологической разгрузки;

· проведение медикаменторных воздействий, а при необходимости нетрадиционных методов психокоординации (иглотерапии).

Реализация перечисленных мероприятий, как и задач связанных с целевой психологической подготовкой будут рассмотрены в специальных главах.

Таким образом, проблема психологического обеспечения, в том числе и боевой деятельности, возникла вместе с началом зарождения военной психологии. Она прошла путь от накопления и распространения эмпирических знаний, до научного осмысления структуры и организации психологического обеспечения. Необходимость эффективной подготовки к боевой деятельности в условиях вооруженных конфликтов еще больше обнажила ряд острых проблем, решение которых возможно в рамках всей системы морально-психологического обеспечения.

Процесс психологического обеспечения представляет собой ряд последовательных этапов, на каждом из которых решаются определенные задачи, В соответствии в ними подбирается содержание форм, способов и методов психологического воздействия.

Под психологическим обеспечением (ПО) боевого дежурства (БД) понимается процесс формирования и поддержания у личного состава, несущего боевое дежурство состояния психической готовности к немедленным боевым (учебно-боевым) действиям.

Таким образом, чтобы осуществлять содержание ПО БД необходимо:

Определить какие требования предъявляет этап несения БД к человеку, функционированному его психику.

Провести психологический анализ периода «немедленных боевых действий «.

На основе сопоставления результатов анализа 1 и 2 периодов определить сущность, структуру и содержание «состояния психической готовности к немедленным боевым (учебно-боевым) действиям».

После чего можно сформулировать основные направления (содержание) ПО БД.

 
 

Основу боевой готовности армии составляет ее боевой потенциал, представляющий собой единство «человеческой «и «технической «составляющей.

Если боевой потенциал определяет возможности Вооруженных Сил, то в боевой готовности проявляется их реальное состояние в данное время, в данных условиях.

Состояние боевой готовности есть реализованный боевой потенциал в конкретной ситуации.

Важнейшей составляющей «человеческого» компонента боевой готовности является состояние психической готовности к боевым действиям.

Особо жесткие требования сегодня предъявляются к состоянию психической готовности личного состава, несущего боевое дежурство, которое является ведущим видом деятельности РВСН, ВКС, Войск ПВО и т.д.

Ключевые позиции в выполнении задач дежурства занимают офицеры. Поэтому психолог части должен основное внимание по психологическому обеспечению БД обращать именно на офицеров.

I. Психологический анализ несения БД офицерами:

Боевое дежурство является объектом исследований многих гуманитарных, военных, технических наук. Что и как необходимо анализировать, на какие принципы опираться, чтобы осуществлять психологический анализ.

Сколько существует человек, столько он пытается разгадать тайны своей «души“ психики.

Однако эта тайна до конца вряд ли откроется самому человеку, (может быть в этом и счастье его).

Поэтому психология живет в мире гипотез, предложений. За каждой из них, как правило, научная школа.

Каждая научная школа опирается на свою методологию, понятийную систему, методики и технологии. Одна из важнейших методологических проблем «образ человека", на основе которого школа строит свои исследования.

Традиционным для отечественной психологии[153]. является образ «человека- деятеля"[154]. Человек порождается жизнью в человеческом обществе, стремится стать личностью и утверждает индивидуальность.

Индивидом рождается, личностью становится, индивидуальность отстаивают.

Основным способом существования человека его «очеловечевания» является деятельность..

В процессе деятельности человек «входит» в мир, а «мир входит» в человека.

В процессе деятельности сознание, психика человека формируется, развивается и проявляет себя.

В деятельности по обеспечению задач боевого дежурства формируются, развиваются и проявляют себя:

· мотивы военнослужащего, отвечающие на вопросы «зачем", «почему» необходимо боевое дежурство;

· цели, отвечающие на вопрос «что» необходимо делать на боевом дежурстве, его конечный результат;

· способы, отвечающие на вопрос «как» необходимо достигать цели боевого дежурства, какие при этом использовать средства

Выбор способов предопределяется условиями несения боевого дежурства.

Цель представленная в определенных условиях есть задача.

В деятельности человек представлен целостно, в единстве всех его свойств. Понимание этого предупреждает от ошибочного представления, что психику можно «разложить «на элементы, исследовать каждый, а потом все «сложить».

Именно поэтому отечественные психологи предложили изучать психику «не по элементам. ", а «по единицам». Если мы свойства воды (H2O) будем изучать через изучение отдельно свойств водорода и кислорода, то получим парадоксальный факт. Кислород поддерживает горение, а водород горит. Но вода (H2O) как раз используется для того, чтобы бороться с огнем. Таким образом, чтобы изучать свойства воды необходимо изучать свойства ее «единицы.» - молекул воды (H2O), а не свойства ее элементов (H,O).

Единицей анализа деятельности является действие. Действие содержит все основные свойства деятельности. Каждое действие имеет мотив, цели, способы и средства. Таким образом провести психологический анализ дежурства значит изучить мотивы, цели, условия боевой деятельности военнослужащих.

Ведущими мотивами (значений и личностного смысла) боевого дежурства являются:

· мотивы «ответственного должествования» (ответственности и долга);

· коллективистские мотивы, вызванные отношениями взаимной зависимости и ответственности между членами коллектива расчета, смены, экипажа, подразделения, части;

· мотивы, обусловленные личными служебно- бытовыми проблемами (продвижение по службе, семейные проблемы, бытовые проблемы и т.д.).

Как показывают исследования, иерархия мотивов боевого дежурства у офицеров такова, что безусловное лидерство занимает мотивы «ответственного должествования", затем коллективистские мотивы.

Мотивы «продвижения по службе «особо ярко выражены у молодых офицеров.

Данные закономерности иерархии мотивов в каждом конкретном случае могут и не проявляться.

В тоже время указанная их иерархия как возможная является и необходимой для успешного решения задач боевого дежурства.

Основные цели боевого дежурства:

· выполнение боевой задачи по экстренному анализу, время поступления которого не определено;

· обработка учебно-боевых, тренировочных задач.

Условия несения боевого дежурства, используемые способы и средства:

· выполнение государственной, боевой задачи в условиях мирного времени и военного;

· необходимость поддержания постоянной готовности к бескомпромиссным боевым действиям в любых условиях обстановки;

· условия относительной изоляции;

· организация несения дежурства;

· комфортность рабочего места, режим труда и отдыха, питание;

· преимущественно операторский характер действий;

· жесткий алгоритм проводимых действий, операций;

· фиксированная цикличность деятельности и т.д.

Экстремальный характер деятельности по выполнению задач боевого дежурства (цели в условиях) придает влияние следующих психологических факторов:

· ответственность, требующая мобилизации резервных возможностей психики;

· опасность - вызывающая к жизни инстинкт к самосохранению;

· внезапность - заставляющая действовать в непрогнозируемых условиях;

· дефицит времени - навязывающий непревычный ритм работы;

· недостаток или избыток информации создающей трудности в принятии решения из-за либо недостатка, либо избытка данных;

· новизна - ставшая новые задачи, решение которых в прошлом опыте отсутствует;

· совмещение нескольких видов действий предполагающее достижение, одновременно, разных целей и т.д.

Указанные психические факторы и их комбинации являются следствием возникновения несоответствий между:

· различными мотивами, и т.д. деятельность полимотивирована;

· мотивами и целями;

· между перспективными и текущими целями;

· между целями и способами их реализации;

· между условиями деятельности и вооруженностью способами боевой деятельности и т.д.

Таким образом, психологу части необходимо:

1. Провести психологический анализ деятельности военнослужащего на боевом дежурстве:

· изучить иерархию мотивов, мотивы- стимулы, мотивы личностного смысла;

· определить, какие цели ближайшие и перспективные ставят перед собой военнослужащий на этапе несения дежурства;

· выявить влияния условий на выбор способов и средство боевой, учебно-боевой деятельности

2. Методом опроса в ходе несения боевого дежурства выявить иерархию факторов (ответственность, опасность, новизна и т.д.), создающих психологическую нагрузку на разных этапах несения боевого дежурства.

3. В поисках причин возникшей психологической нагрузки свое внимание обратить на возможные несоответствия и конфликты в структуре боевой деятельности.

4. После чего выработать рекомендации по работе с данным специалистом как в процессе подготовки так и несения боевого дежурства.

 
 

Обобщенной реакцией человека на возникающие ситуации в процессе несения боевого дежурства являются стенические и астенические психические состояния.

Основные стенические состояния: готовности, ответственности, уверенности, решительности и т.д.

Основные астенические состояния: привычности, сомнения в возможности наступления необходимости боевой деятельности, фрустрации, усталости, монотонии и т.д.

"Состояние привычности» обусловлено двумя основными причинами.

Государственная значимость выполняемых боевых задач, объективно, повышает мобилизационные возможности военнослужащего, способствует формированию у него мотивов ответственного долженствования, что ведет к функционированию психики часто на пределе возможного. Однако так долго продолжаться не может. Через определенное время включаются защитные механизмы психики, снижается ее функциональный настрой, (очень часто происходит незаметно для человека).И если в этот период мышления функционального настроя деятельность на боевом дежурстве осуществляется усиленно (нет претензий), то очень скоро, у военнослужащего формируется «привычка» выполнять задачи боевого дежурства на пониженном (с точки зрения психической готовности к немедленным активным боевым действиям по экстренному сигналу) уровне психической активности.

С другой стороны, чем сильнее значимость события (возникновение боевых действий), тем это событие кажется человеку... маловероятным. Эмоциональность события прямо пропорционально степени его неопределенности. А что также снижает уровень психической активности. Слова о необходимости высокой боевой готовности становятся... необходимым фоном мирной жизни.

Еще одной причиной «привычности» является отсутствие элементов новизны, нестандартности в организации подготовки, заступления и несения боевого дежурства.

“Состояние фрустрации» возникает у военнослужащего тогда, когда возникает конфликт между «надо и могу”. Очень часто много говорится и делается для того, чтобы формировать и поддерживать мотивы ответственности и долга, однако наряду с этим очень мало делается для того, чтобы формировать у военнослужащего уверенность в себе.

В результате появляется и усиливается сомнение в том, «а способен ли я выполнять эту важную, ответственную, государственную задачу?».

"Состояние усталости, утомления» является результатом истощения психических и физических ресурсов человека под влиянием длительной как перегрузки так и недогрузки.

"Состояние монотонии» возникает тогда, когда объем внимания и психическое напряжение резко уменьшается. Оно есть итог «ненасыщенного интереса", однообразной деятельности, (т.к. человек, объективно, стремится к богатству ощущений, что в условиях привычной, однообразной деятельности затруднено).

Совокупным результатом, интегральным психическим состоянием военнослужащего на боевом дежурстве является состояние готовности к экстренному действию.

Состояние психической готовности - это мотивационно-волевое состояние психики, обеспечивающее актуализацию профессиональной подготовленности в процессе перехода от ожидания экстренного сигнала, время поступления которого не определено, к активным боевым действиям.

Какие выводы следует из этого определения?

Готовность- есть психическое состояние, а значит оно может быть, а может не быть. Жизнь человека есть смена состояния.

Структурными компонентами любого психического состояния являются: мотивационный, познавательный, эмоциональный и волевой.

В состоянии психической готовности верующим является мотивационно-волевой компонент.

Состояние готовности обеспечивает реализацию профессионального уровня подготовки в новых условиях с наименьшими психологическими потерями. Оно как-бы «перебрасывает» достигнутый уровень воинского мастерства от состояния ожидания в боевую деятельность. В зависимости от того, насколько состояние готовности сформировано, зависят «потери» воинского мастерства, особенно на начальном этапе боевых действий, когда счет идет на доли секунды.

Иногда состояние готовности сравнивают со «шлюзом", который «пропускает» достигнутый уровень воинского мастерства. Этот «шлюз» может «пропустить» его полностью, либо создавать ему препятствия, вплоть до «запрещения прохода».

Примером могут служить «ступарные состояния", когда человек просто «цепенеет» и не способен выполнять целесообразных действий.

Состояние готовности, его содержание во многом индивидуально. В то же время есть нечто общее, что предопределяет его.

Раз оно обеспечивает «переход» то очевидно, что данное состояние должно, в потенциале, содержать в себе то, что потребует боевых действий.

Другими словами состояние готовности» уж «не ожидание,» но еще» не боевые действия. Таким образом, для определения содержания состояния готовности необходимо провести содержательный анализ периода «боевых действий».

Сопоставив психологические требования к человеку периода ожидания к экстренным действиям и периода активных боевых действий можно определить содержание состояния психической готовности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow