Психологические механизмы восприятия людьми друг друга

Один из механизмов восприятия и понимания людьми друг друга получил название

имплицитная теория личности. Она пред­ставляет собой представление человека

о том, как в людях взаи­мосвязаны черты характера, внешний облик и поведение.

Импли­цитная теория личности складывается в индивидуальном опыте общения с

людьми и становится достаточно устойчивой структу­рой, определяющей восприятие

человека человеком. Пользуясь ею, индивид на основе внешнего облика человека

судит о его возможных чертах личности, вероятных поступках и заранее

преднастраивается на определенные формы поведения по отноше­нию к

соответствующему человеку. Имплицитная теория лично­сти формирует установку

человека по отношению к людям, име­ющим определенные особенности внешности. Она

же позволяет на основе ограниченной информации о другом судить о том, что ему

присуще. Например, если в структуру имплицитной теории личности входит знание о

том, что смелость как черта личности обычно сочетается с порядочностью, то

индивид, обладающий соответствующим знанием, будет автоматически считать

поря­дочными всех смелых людей (на самом деле связь между этими чертами

личности может оказаться случайной).

Следующим фактом, который определенно влияет на пра­вильность восприятия и

понимания людьми друг друга, являет­ся эффект первичности. Суть его

состоит в том, что первое впе­чатление о человеке, первая по порядку личностная

информация, полученная о нем воспринимающим лицом, способна оказать более

сильное и достаточно устойчивое влияние на формирова­ние его образа. Иногда

соответствующее явление, обнаружива­ющееся в сфере восприятия и оценки людьми

друг друга, назы­вают эффектом ореола.

Если, например, первое впечатление о другом человеке в си­лу сложившихся

обстоятельств оказалось положительным, то на его основе в дальнейшем

формируется положительный об­раз данного человека, который становится

своеобразным филь­тром (ореолом), пропускающим в сознание воспринимающего

только ту информацию о воспринимаемом, которая согласуется с первым

впечатлением (срабатывают законы когнитивного дис­сонанса). Если, напротив,

первое впечатление почему-то ока­залось отрицательным, то в сознание

воспринимающего попа­дает лишь та информация о воспринимаемом, которая по

пре­имуществу отрицательна. Такое происходит, по крайней мере, на первых

порах межличностного общения данных людей. По­скольку обстоятельства встречи

этих людей могут оказаться самы­ми разными, случайно зависящими от

обстановки, настроения, состояния этих людей и многого другого, их первое

впечатле­ние друг о друге может оказаться (и чаще всего оказывается)

неправильным. Но нередко эффект ореола проявляется тогда, когда первое

впечатление или первая личностная информация о человеке ока­залась

правильной. Тогда он начинает играть в межличностных отношениях положительную

роль, способствует быстрой и эф­фективной преднастройке людей в общении друг

с другом.

Кроме индивидуальных различий, определяемых названными причинами, существуют

типичные формы восприятия и пони­мания человека человеком. Среди них

выделяются следующие:

1. Аналитический. В данном случае каждый информативный элемент внешности

человека, например его руки, глаза, форма губ, подбородка, цвет и форма волос и

т.п., связывается с нали­чием определенной личностной черты. О психологических

осо­бенностях человека судят на основе предварительного разложе­ния его

внешности на элементы (анализа внешнего облика), а далее по ним судят об

отдельных присущих ему качествах лич­ности. Данный тип восприятия свойствен

художникам и врачам, которым по роду своей профессии нередко приходится

зани­маться изучением внешнего облика человека (художникам — для его

воссоздания на полотне, врачам — с целью более точ­ной медицинской

диагностики).

2. Эмоциональный. Здесь человеку приписываются те или иные качества

личности на основе эмоционального отношения к не­му, причем личностная оценка

воспринимаемого определяется рассмотренными ранее механизмами эффекта

первичности, эф­фекта новизны. Такой тип межличностного восприятия неред­ко

встречается у детей, особенно у подростков, а также у лиц женского пола,

эмоционально возбудимых лиц и у части людей с образным типом памяти и мышления.

3. Перцептивно-ассоциативный. Он характеризуется исполь­зованием

суждений по аналогии при восприятии человека. При­знаки его внешнего облика и

поведенческие реакции вызывают в памяти воспринимающего образ другого человека,

внешне чем-то похожего на воспринимаемого. Благодаря имплицитной тео­рии

личности гипотетически достраивается и формируется об­раз воспринимаемого и ему

приписываются те черты, которые характерны для имплицитной теории личности

воспринимаю­щего. Этот тип межличностного восприятия нередко можно встретить у

людей пожилого возраста, у тех, кто располагает достаточно большим и богатым

профессиональным и жизнен­ным опытом общения с разными людьми, например у

актеров, которым часто приходится воспроизводить психологию и пове­дение

различных людей. Аналогичным образом, воспринимая и оценивая других людей,

действуют те, кому нередко приходит­ся оценивать другого человека как личность

в условиях дефи­цита информации и времени: педагоги, врачи, руководители.

4. Социально-ассоциативный. В этом случае восприятие и оцен­ка

осуществляются на основе сложившихся социальных стерео­типов, т.е. на базе

отнесения воспринимаемого лица к опреде­ленному социальному типу. В итоге

воспринимаемому человеку приписываются качества того типа, к которому он был

отнесен. Как базовые социальные типы могут выступить люди разных профессий,

социального положения, мировоззрения и т.п. Этот тип восприятия свойствен,

например, руководителям и поли­тикам, философам и социологам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: