Формы обучения. Актуальные проблемы современного урока

В современной педагогике различают общие формы обучения (коллективная, групповая, индивидуальная), формы организации учебно-воспитательного процесса (урок, кружки предметные, технического творчества, ученические научные общества, экскурсии и пр.). Форма организации обучения - это ”исторически сложившаяся, устойчивая и логически завершенная организация педагогического процесса, которой свойственны систематичность и целостность, саморазвитие, личностно-деятельностный характер, постоянство состава участников, наличие определенного режима проведения”. Поскольку в школе 85-95% учебного времени учащиеся проводят на уроке, он считается основной формой организации учебного процесса. Классно-урочная система выдержала испытание жизнью в течение нескольких столетий и, несмотря на постоянную острую критику, сохраняется до настоящего времени почти во всем мире. Она имеет несомненные положительные качества, такие как простая организационная структура, экономичность, простота управления. Но одновременно у нее имеется немало негативных моментов: недостаточный учет индивидуальных различий, строгая организационная структура, создающая зачастую формальный подход к уроку.

Наиболее встречающаяся ошибка – отсутствие взаимосвязи между уроками. Увлечение подготовкой отдельного урока без достаточной связи другими, слабое знание типологии уроков, а поэтому их однообразие. Каждый урок имеет свою законченную тему и содержание, в то же время он является логическим продолжением предыдущих и основой для последующих уроков. Также ошибкой является то, что придается слабое значение личности учащегося и коллектива в общем. Как следствие этого, возникают уроки- близнецы в разных классах, невозможность опираться на особенности учащихся, необоснованность дифференциации в обучении, отсутствие направленности работы по ликвидации пробелов в знаниях. Третьим недостатком является недооценка продумывания задач урока, неполнота их планирования, некомплексное продумывание, без выделения доминирующих для данного урока задач. К каждому уроку должны быть сформулированы образовательные задачи в целом и их составные элементы, а также их связь с развивающимися и воспитательными задачами, что создаст условия успешного учения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: