Шпоночные соединения состоят из вала, шпонки и ступицы колеса.
Шпонка служит для передачи вращательного момента между валом и ступицей. Она стандартизирована.
Шпонки бывают:
- ненапряженные,
- напряженные,
- призматические и сегментные,
- клиновые и тангенциальные.
Критерием работоспособности является расчет шпоночных соединений на прочность.
Призматические шпонки проверяют − по условию прочности на смятие
, (10.15)
или , (10.16)
где - Ft – окружная сила, равная
, (10.17)
- d – диаметр вала;
- Асм = (0,94h – t1) lp - площадь смятия;
- - рабочая длина шпонки;
- l и b –длина и ширина шпонки.
Сегментные шпонки проверяют:
- на смятие
, (10.18)
где d –диаметр вала;
(h-t) – рабочая глубина паза в ступице.
- на срез
, (10.19)
где l и b –длина и ширина шпонки.
Контрольные вопросы
1. Из каких материалов изготавливают заклепки?
2. Как классифицируются заклепочные швы?
3. Какие расчеты выполняют для определения прочности заклепочных швов?
4. Какие виды сварки и типы швов используют в машиностроении?
|
|
5. Какие достоинства и недостатки имеют сварные соединения?
6. Как проверяются сварные швы на прочность и срез?
7. Какие типы резьб используются в машиностроении?
8. Какие средства применяют для стопорения резьбовых соединений?
9. Как определяют диаметр резьбы в болтовых соединениях?
10. В каких случаях применяется крупная та мелкая метрическая резьба?
11. Как рассчитывается класс и предел прочности резьбовых деталей?