План
1. Виды валов и осей, их конструктивные элементы.
2. Расчет валов на прочность и жесткость.
3. Подшипники скольжения, назначение, конструкция, материалы.
4. Условный расчет подшипников скольжения.
5. Подшипники качения, классификация, устройство, маркировка и расчет.
1. Виды валов и осей, их конструктивные элементы
Детали, на которые насажены вращающиеся части (шкивы, зубчатые колеса, звездочки и т. д.) называются валами или осями.
Вал предназначен для поддержания сидящих на нем деталей и передачи вращающегося момента. Следовательно, они работают не только на изгиб, но и на кручение.
Ось служит только для поддержания сидящих на ней деталей. Вращающего момента она не передает, хотя может быть и вращающейся и, следовательно, работает только на изгиб.
По конструкции валы бывают сплошными и полыми, гибкими, с прямой осью и коленчатыми.
Оси делятся на две группы:
- оси, вращающиеся в опорах вместе с насаженными на них деталями;
- неподвижные оси, являющиеся опорой для вращающихся на них деталей.
Прямые валы и оси могут быть гладкими или ступенчатыми.
Соединение осей или валов с деталями передач, насаженными на них, производится при помощи шпонок, шлицев и т.д. Насаживаемые на вал детали удерживаются от сдвига в осевом направлении с помощью специальных установочных колец, клиновых шпонок, распорных втулок, а также буртиков и уступов.
Конструктивные элементы валов и осей. Поддерживая детали передач, оси и валы, в свою очередь, сами опираются на неподвижные опорные части подшипников и подпятники. Участки осей и валов, лежащие в опорах, носят названия цапф. Концевые цапфы именуются шипами, а промежуточные – шейками (рисунок 9.1).

Рисунок 9.1 –Конструктивные элементы вала
Торцевые части (или уступы) вала или оси, упирающиеся в неподвижную опору и препятствующие осевому смещению, называются пятами. Они могут иметь плоскую, шаровую или коническую форму. Опорами служат подпятники.
Переходные участки между двумя ступенями выполняют:
а) с канавкой с округлением для выхода шлифовального круга. Эти канавки повышают концентрацию напряжений.
б) с галтелью постоянного радиуса (галтель – поверхность плавного перехода от меньшего сечения к большему).
в) с галтелью переменного радиуса – способствует снижению концентрации напряжений. Применяют на сильно нагруженных валах.






