Схема кредитно-денежной политики Центрального банка

Центральный банк, регулируя деятельность коммерческих банков, прежде всего воздействует на величину их обязательных резервов Это приводит пятиступенчатую систему в движение, итоговым результатом которого являются изменения уровня совокупного спроса на товары и услуги, ВВП, занятости и общего уровня цен

Глава 16


I Как будет поступать Центральный банк в этих условиях? Прав-нение банка может принять решение о снижении норм резервных |ребований. Если норма резервов ранее была установлена на уровне 15%, то теперь она снижается, скажем, до 20%. Таким образом, если •аньше отношение суммы вкладов в коммерческие банки к резервам было 4: 1, то теперь оно равно 5:1. Заметим, что это измене-§ие норм резервов является обязательным для всех банков и реак-Ция коммерческих банков на это решение будет немедленной. Каким Йбразом банки отреагируют на изменение нормы резервов? Во-пер-H>ix, сумма их резервов окажется больше, чем сумма обязатель-Ёых резервов. Допустим, при норме резервов 25% и сумме вкладов 'i млрд р. коммерческий банк был обязан держать резервы в Центральном банке на сумму 250 млн р. Теперь при норме резервов 20% 9Н обязан иметь резервы на сумму 200 млн р., т. е. у банка образова-Яись избыточные резервы на сумму 50 млн р., которые целесообразно не держать в Центральном банке, а использовать для предоставления кредитов частным фирмам под высокий процент.

Во-вторых, банк вправе сохранить прежнюю сумму резерва, йо расширить как пассивные, так и активные операции с 1 млрд р. fto 1,25 млрд р. Иными словами, банк теперь может увеличить текущие счета своих клиентов и предоставить новые кредиты фирмам на сумму 250 млн р.

Так как нормы резервов едины для всех коммерческих банков, to их изменение распространяется на все банки, поэтому подобным образом на снижение нормы резервов отреагируют все без исключения коммерческие банки. Следовательно, снижение нормы резервов приводит в действие денежный мультипликатор, и денежная масса при понизившейся норме резервов будет превосходить сумму резервов не в четыре, а в пять раз. j Увеличение денежной массы позволит банкам расширить свои активные операции: приобрести на фондовой бирже новые пакеты ценных бумаг, открыть новые кредитные линии промышленным, торговым и прочим фирмам, предоставить ссуды домашним 1озяйствам для приобретения домов и автомобилей и т. д. Чтобы расширить кредит, банкам придется снизить процентные ставки ро ссудам, сделав тем самым деньги более дешевыми.

Теперь фирмы и домашние хозяйства, получившие дополни-Игльные кредитные вливания, предъявят возросший спрос на рынке товаров и услуг в связи с инвестициями капитала в новые здания

16 3 Кредитно-денежная_______________________________________________

политика 179


и сооружения, машины и оборудование, новые запасы сырья и материалов и в связи с увеличением потребительских расходов. Все это будет способствовать преодолению рецессии, росту выпуска ВВП, повышению занятости и снижению безработицы. Но одновременно расширение спроса на товары и услуги и удешевление денег приведут к повышению общего уровня цен, т. е. нормы инфляции.

Рассмотрим теперь случай, когда экономика находится в фазе циклического подъема, достигнута полная занятость, а производственные мощности фирм используются с оптимальной загрузкой Дальнейшее увеличение спроса на товарном рынке и повышение темпа роста ВВП в этих условиях приведут к «перегреву» экономики, к возникновению значительного избыточного спроса, который не может быть покрыт за счет дальнейшего ускорения темпов роста ВВП, к обострению инфляции. В этих условиях Центральный банк может повысить норму обязательных резервов. Эффект будет, естественно, противоположным тому, который был после снижения нормы резервов. Теперь банки должны будут или увеличить сумму резервов за счет перевода части своих активов на счет Центрального банка, или, сохраняя прежнюю сумму резервов, сократить сумму депозитов фирм и домашних хозяйств, с одной стороны, и объем активных операций — с другой, т. е. отказаться от предоставления новых кредитов, от покупки акций и облигации. При этом неудовлетворенность спроса на деньги со стороны фирм и домашних хозяйств позволит коммерческим банкам повысить процентные ставки по ссудам, что сделает деньги более дорогими.

Эта политика Центрального банка будет тормозить рост инвестиций и расходов потребителей, расширение выпуска товаров и услуг замедлится, занятость будет увеличиваться медленно, а возможно, и начнет снижаться. В то же время увеличение нормы резервов породит и антиинфляционный эффект: повышение цен замедлится, а возможно, и прекратится.

Изменение норм резервов — это сильнодействующее средство Его применение может вызвать небезопасное развитие инфляции в одном случае или острую и глубокую рецессию — в другом. Когда Центральный банк вводит повышенные нормы резервов, он в каком-то смысле изменяет «правила игры» в невыгодную для коммерческих банков сторону. Многие банки могут оказаться в весьма тяжелом положении и даже обанкротиться, что, в свою очередь,

Глава 16


приведет к тяжелым потерям для связанных с банками фирм
• домашних хозяйств. Поэтому этот способ воздействия на эко
•омику используется редко и его следует рассматривать как край-
рою меру.
f
** Операции на открытом рынке

Несравненно более гибким и регулярно применяемым Цент-ррльным банком инструментом воздействия На экономику явля-щгся операции по покупке и продаже ценных бумаг на фондовом ш,шке. Хотя коммерческие банки совершают операции со всеми Модами ценных бумаг, но в данном случае речь идет о покупке ^.дродаже государственных ценных бумаг, т. е. государственных об-рдаций и краткосрочных обязательств. Под выражением «откры-щй рынок» подразумевается свободная их продажа любому поку-дателю: фирме, физическому лицу, иностранцу. ч, В данном случае Центральный банк непосредственно не предписывает коммерческим банкам увеличить или не дает им воз-Иожности уменьшить размер обязательных резервов. Но, увеличив дродажи государственных бумаг или, напротив, уменьшив их, он |Юсвенным путем воздействует на сумму резервов. Рассмотрим, каким образом достигается эта цель.

*» Предположим вновь, что экономика переживает интенсивный циклический подъем, сопровождающийся экономическим «пере-Еревом» и усиливающейся инфляцией. В портфеле Центрального банка имеются государственные ценные бумаги, которые в сложив-щейся ситуации он начнет продавать в больших количествах на фон-ррвом рынке. Скажем, фирма «Лимон» приобрела пакет государ-ршенных краткосрочных обязательств (ГКО) на сумму 100 млн долл. РЫея депозит в банке «Орел», она оплатила ГКО чеками или век-релями, которые обязан оплатить банк «Орел». Получив векселя •Орла», Центральный банк предъявит их банку «Орел» к оплате. |еперь мы должны принять во внимание, что ГКО будут приобре-(йть многие фирмы и отдельные физические лица. Поэтому и бан-|у «Орел», и другим коммерческим банкам придется оплачивать Шачительные суммы своих долговых обязательств Центральному |анку. Откуда все эти коммерческие банки могут взять деньги для Йплаты всех предъявляемых им векселей? Во-первых, они будут ВЬшуждены израсходовать часть своих резервов в Центральном

__ 16.3 Кредитно-денежная________________________________________

политика 181


банке А во-вторых, по мере возврата ссуд, которые они ранее выдали своим клиентам, коммерческие банки откажутся от предоставления новых кредитов и возвращенные им деньги израсходуют на оплату векселей, предъявленных Центральным банком.

Таким образом, мы опять можем установить наличие той же цепи, состоящей из пяти звеньев: продажи государственных ценных бумаг на открытом рынке приведут к сокращению резервов коммерческих банков, что в конечном счете будет тормозить рост инвестиций и ВВП и задержит рост спроса на труд.

Если же Центральный банк будет скупать государственные ценные бумаги, то результат будет противоположным Прежде всего Центральный банк может купить государственные ценные бумаги непосредственно у коммерческих банков, оплатив их в виде увеличения резервов коммерческих банков. Например, коммерческий банк продал Центральному банку государственные облигации на сумму 100 млн долл. Центральный же банк в виде оплаты увеличил резервы коммерческого банка с 1 млрд долл. до 1100 млн долл

Кроме того, Центральный банк может скупать государственные ценные бумаги у населения. В этом случае человек или фирма, продав ценные бумаги, переведет деньги на свой счет в коммерческом банке, который, в свою очередь, за счет этих денег сможет увеличить свои резервы в Центральном банке и расширить благодаря этому свои пассивные и активные операции. Рост кредитов коммерческих банков будет содействовать новым инвестициям, росту ВВП, занятости и потребления.

Следовательно, Центральный банк будет скупать ценные бумаги в том случае, когда экономика переживает рецессию, уровень ВВП снижается, а безработица растет. Вместе с тем руководители Центрального банка не забывают, что скупка государственных ценных бумаг стимулирует расширение спроса и рост денежной массы, а значит, и инфляцию; и в условиях, когда цены начинают повышаться ускоряющимся темпом, дальнейшая скупка государственных ценных бумаг должна быть сокращена или полностью прекращена.

Операции на открытом рынке являются весьма гибким стабилизирующим средством. В любой момент Центральный банк имеет возможность расширить или сократить продажи государственных бумаг, совершать эти операции в любом объеме, который он сочтет целесообразным Он, следовательно, может быстро

Глава 16


^агировать на изменения конъюнктуры. В странах с развитой ры-рчной системой этот инструмент политики Центрального банка Попользуется регулярно.

f Рассматривая операции с ценными бумагами, поставим такой |Kipoc: почему население готово покупать большие пакеты этих pwar у Центрального банка и почему оно с готовностью их про-1ЮТ, когда Центральный банк проводит скупку государственных рнных бумаг? Объясняется это тем, что государственные ценные умаги продаются по цене ниже номинала, а скупаются по цене Ише номинала. Но эти изменения цен, по которым продаются (•докупаются ценные бумаги, означают соответствующие измене-ця процентных ставок по этим бумагам. Предположим, что нормальная цена ГКО (государственного краткосрочного обязатель-|ва) равна 100 долл. и что процентная ставка по ГКО установлена ^размере 6%. Тогда по каждой 100-долларовой бумаге Централь-|ш банк будет выплачивать 6 долл. Допустим далее, что правле-ве Центрального банка приняло решение продавать ГКО и с этой ряью установило цену продажи 96 долл. Тогда лицо, купившее КО, будет получать доход 6 долл. на капитал 96 долл., т. е. про-

** 6 долл.

Йггная ставка будет повышена до ^7------ = 6,25%. Если же бу-

е

р1 принято решение скупать ГКО, то цена ГКО будет повышена,

|ажем, до 108 долл., а это означает, что процентная ставка сни-

6 долл. |гся: ing лолл = 5,56%. Из всего сказанного следует, что, совер-

и

|1Я операции с ценными бумагами на открытом рынке, Централь-

|}й банк производит определенные манипуляции с процентными Ивками.

ь

Политика регулирования учетной ставки

I Однако Центральный банк может регулировать деятельность &ммерческих банков путем непосредственного изменения процент-|й ставки по ссудам, которые он предоставляет коммерческим 1нкам, т. е. путем изменений своей учетной ставки. Эти ссуды Митральный банк предоставляет коммерческим банкам с единствен-эй целью — помочь им увеличить свои резервы или, по крайней ере, не допустить их сокращения. Или, напротив, Центральный

163 Кредитно-денежная________________________________________________

политика 183


банк может проводить политику, направленную на ограничение и даже сокращение резервов коммерческих банков.

Если Центральный банк снижает свою учетную ставку, то он поощряет коммерческие банки увеличивать свои резервы и на этой основе расширять свои пассивные и активные операции Повышение учетной ставки имеет, естественно, противоположный эффект: увеличение резервов становится невыгодным и расширение пассивных и активных операций коммерческих банков приостанавливается. Поэтому повышение учетной ставки имеет антиинфляционное действие, но оно недопустимо в условиях застоя и рецессии. Снижение учетной ставки, напротив, содействует преодолению застоя и рецессии, но оно способно усилить инфляцию

Политика «дешевых» и «дорогих» денег

Рассмотрение проводимых Центральным банком мероприятии в отношении норм обязательных резервов, операций на открытом рынке с государственными ценными бумагами и учетной ставки показало, что он по существу проводит кредитно-денежную политику в двух направлениях.

Первое направление сводится к тому, что Центральный банк содействует росту денежной массы в обращении, стимулирует расширение кредитов, снижает процентные ставки. Все это влечет за собой рост цен, усиление инфляции и, следовательно, снижение покупательной способности денег, их обесценение. Такая политика получила название политики «дешевых денег» («cheap money»)

Второе направление кредитно-денежной политики Центрального банка предполагает, что он ограничивает рост денежной массы в обращении, препятствует расширению кредита, повышает процентные ставки. Такая политика приводит к тому, что рост цен замедляется и может смениться их понижением. Происходит дез- инфляция, т е. постепенное понижение нормы инфляции, которая может перейти в дефляцию. В этом случае обесценение денег замедляется и перерастает в процесс повышения их покупательной способности Из-за высоких процентных ставок кредит становится дорогим и малодоступным В то же время вложения денег в сберегательные депозиты и в ценные бумаги приносят большие доходы. Такая политика получила название политики «дорогих денег» («dear money», «tight money»).

Глава 16


|.4. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В СТИМУЛИРОВАНИИ 1 ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

|f Мы выяснили, каким образом государство содействует эко-|0мическои стабилизации, т е стремится добиться полной занято-|и, уменьшить амплитуду циклических колебаний и не допустить Ильной инфляции. В конечном счете одной из задач государства, Втравленных на стабилизацию экономики, является достижение Втойчивых и достаточно высоких темпов экономического роста ШП Темпы роста ВВП должны превышать темпы роста населения, чтобы обеспечить повышение благосостояния людей Но вме-ре с тем эти темпы ограничены ресурсами, которыми располагает кономика. Есть все основания предполагать, что имеется опреде-^нный среднегодовой темп экономического роста, который являйся оптимальным. Критерием оптимальности темпов роста ВВП рлжна служить максимизация полезности производимых в стране рнечных товаров и услуг, как это отметил голландский экономист ^Тинберген Вместе с тем приходится признать, что в настоящее |>емя проблема оптимальности темпов экономического роста пока

стается нерешенной к

Задачи политики стимулирования экономического роста

ы Тем не менее, проводя политику стабилизации экономического

Нюта, государство должно решить, по крайней мере, следующие

адачи

d 1) обеспечить полную занятость и не допускать повышения без-

аботицы сверх ее естественной нормы,

&) 2) добиваться того, чтобы фактический уровень ВВП равнялся

рю потенциальному уровню или, по крайней мере, был близок

|Яему,

1< 3) не допускать или свести к минимуму циклические колеба-

|Ия уровня ВВП, инвестиций и занятости

| В свою очередь, для решения этого комплекса задач государ-

(рвенная экономическая политика должна быть направлена на то,

рюбы создать необходимые условия для равномерного и устойчи-

8>го уровня инвестиций, с одной стороны, и соответствующего им

Йвномерного и устойчивого роста сбережений — с другой. Это не

вначает, что государство в своем воздействии на экономический

^164 Роль государства е стимулировании__________________________

экономического роста 185


рост должно уподобляться шоферу и постоянно переключать двигатель с одной скорости на другую. Это сравнение больше подходит для регулирования краткосрочных процессов (инфляции, среднесрочных циклов, валютных курсов). Что же касается экономического роста, то здесь должна проводиться долгосрочная экономическая политика. В нашем случае она должна быть направлена на создание благоприятного инвестиционного климата, который следует сохранять на всем протяжении развития экономики.

Какими путями государство может решать задачи поддержания оптимальных и стабильных темпов экономического роста?

Бюджетно-финансовое стимулирование

Большую (возможно, даже главную) роль в создании и поддержании благоприятного инвестиционного климата в экономике играет бюджетно-финансовое стимулирование.

Бюджетно-финансовые мероприятия по воздействию на экономический рост включают три составные части:

— налоговую политику;

— бюджетное финансирование мероприятий по стимулиро
ванию экономического роста;

— политику в отношении бюджетного дефицита.
Налоговая политика, способствующая экономическому росту,

может проводиться в следующих направлениях:

1) от подоходного налога может быть освобождена сберегае
мая часть доходов, или, по крайней мере, налоговая ставка на эту
часть доходов могла бы быть существенно уменьшена;

2) целесообразно снизить налог на инвестиции, особенно
в наукоемкие отрасли, связанные с финансированием научно-ис
следовательских и опытно-конструкторских работ;

3) значительную роль способно сыграть введение налоговых
льгот для научно-исследовательских организаций и учебных заве
дений.

Наряду с налоговой политикой не меньшую, а возможно, и большую роль играет государственное финансирование развития фундаментальных и прикладных научных исследований, опытно-конструкторских работ, общего и специального образования.

Нам хорошо известно, что имеется немало прекрасных учебных заведений, в которых взимается плата за обучение, которые

Глава 16


учше, чем аналогичные государственные школы и университеты, рнащены современным учебным оборудованием и в которых их уч-рдители и преподаватели получают доходы выше, чем в сфере ^разования в целом. Подобные частные учебные заведения дела-)Т большой и полезный вклад в развитие образования и подготовку Высококвалифицированных специалистов.

t, Но большая часть семей не только в России, но и в странах; гораздо более высокими доходами в среднем на душу населе-В1Я не может дать своим детям образование в такого рода сред-шх и высших учебных заведениях. Поэтому основную часть рас-;одов на финансирование образования должно принять на себя рсударство. То же самое относится и к финансированию фунда-(ентальных, общетеоретических исследований. Фундаментальная, Йщетеоретическая наука не приносит непосредственной отдачи ^Ьиде тех или иных форм дохода. Наука и образование расширяет наши знания, которые будут реализовываться в неопределен-§5м будущем, причем не отдельными конкретными фирмами. Эти Мания становятся всеобщим достоянием и могут быть реализо-1йны, использованы любой фирмой. Поэтому большинство науч-Й»гх и учебных заведений не могут служить сферой приложения апитала. Во всех этих случаях государственный бюджет должен»ыть главным источником финансирования школьного и вузов-&ого строительства, строительства научных комплексов; из средств осударственного бюджета должны оплачиваться услуги сотруд-fmkob академических институтов, школьных учителей и профес-Ьров университетов. Успехи развития науки и образования в зна-[ительной мере зависят от того, какие суммы парламент данной траны выделяет для финансирования научных исследований, Ия повышения уровня образованности своего народа и для под-отовки специалистов, требующихся для экономики, науки и грьтуры.

На протяжении нескольких десятилетий господства плано-ю-административной системы в нашей стране в распределении редств государственного бюджета доминировал остаточный прин-1Ип. Он состоял в том, что в первую очередь удовлетворялись ютребности военно-промышленного комплекса (ВПК), затем — вграслей материального производства, непосредственно не связан-[ых с ВПК, и лишь в последнюю очередь — нужды образования,

164. Роль государства в стимулировании________________________________

экономического роста 1 87


медицины и культуры. Хотя этот принцип нигде и никогда не декларировался, а формально он даже осуждался, но объективно, вопреки пропаганде, он существовал. Фактически он продолжает доминировать в распределении средств государственного бюджета и в настоящее время. Чем объясняется его жизнеспособность? Остаточный принцип живуч в силу нескольких причин.

Государственные и партийные лидеры в целях чисто политического выигрыша руководствуются эффектом немедленной отдачи; например, инвестиции во внешнюю торговлю имеют высокий коэффициент отдачи и приносят доход немедленно благодаря значительной разности между мировыми ценами на сырье, экспортируемое Россией, и относительно невысокими издержками на его добычу. Затраты на образование приносят отдачу только через полтора-два десятилетия. Например, чтобы подготовить квалифицированного рабочего, требуется 10—11 лет учебы в средней школе, 1—2 года обучения той или иной специальности и еще несколько лет работы на производстве для приобретения навыков и опыта, прежде чем данный работник сможет реализовать на практике те знания, которые он получил в процессе учебы. Отдача от средств, вложенных в образование, едва заметна.

Образование наряду с медициной, фундаментальной наукой и культурой считалось непроизводственной отраслью, т. е. сферой деятельности хотя и небесполезной, но не создающей национального дохода. Поэтому учителя и врачи, ученые и деятели культуры относились к разряду работников, потребляющих, но ничего не создающих. Из этого, естественно, возникал риторический вопрос нужно ли множить число этих своеобразных нахлебников, выделяя на их оплату все новые и новые средства, когда, по мнению правителей нашей страны, есть более важные объекты, имеющие первостепенное народнохозяйственное значение?

Поскольку результаты производства таких отраслей, как энергетика, транспорт, металлургия, оказывают прямое и почти мгновенное воздействие на общее состояние экономики, постольку остановка производства в этих отраслях, скажем вследствие забастовки, вызовет катастрофические последствия — экономика может оказаться попросту парализованной. Поэтому одна лишь угроза забастовки шахтеров или транспортников заставляет правительство идти им на уступки. Забастовки учителей и работников вузов члены правительства обычно не замечают. Что касается министров,


правляющих высшим и средним образованием, то их влияние >а решение вопросов налоговой и финансовой политики намного лабее, чем влияние руководителей военно-промышленного или нергетического комплекса

Политика в отношении бюджетного дефицита

На экономический рост определенное влияние оказывает!€ только размер налоговых вычетов из доходов фирм и домашних озяйств, не только объем государственного финансирования на-ки и образования, но и разность между доходами и расходами го-ударственного бюджета, т. е. величина бюджетного дефицита.

Из рассмотренного нами в главе 9 уравнения И.Фишера сле-ует, что с ростом ВВП и повышением общего уровня цен про-£ходит увеличение потребности экономики в денежной массе, {реобразовав это уравнение, мы можем выразить потребность в де-йжной массе следующим образом:

Из уравнения (16.1) следует, что потребность в денежной мас-£, циркулирующей в экономике, пропорциональна объему ВВП (Переменной Q) и общему уровню цен (переменной Р). Нужно, Увечно, принять во внимание, что с развитием экономики ско-|есть обращения денег (v) повышается, но повышается она мед-кнно, поэтому произведение Q х Р увеличивается быстрее, чем v. •» Каким образом может быть удовлетворена растущая потреб-(Юсть экономики в денежной массе? Эта проблема решается путем Й>разования небольшого бюджетного дефицита. Если расходы го-|щарства превысили его доходы, то превышение расходов над до-Юдами, т. е. бюджетный дефицит, может быть покрыто или путем НИиссии денег, или путем продажи фирмам и домашним хозяйствам Ьсударственных долговых обязательств. Фирмы и домашние хо-Вйства, в свою очередь, могут получить кредит под залог государ-|гвенных долговых обязательств, что приведет к эмиссии банкнот Центральным банком. И в том и в другом случае денежная масса ^обращении вырастет, что будет способствовать общему экономи-(бскому росту.

В Здесь необходимо подчеркнуть, что государство не должно зло-йотреблять бюджетным дефицитом. Значительные его размеры,


как мы уже видели, способны обострить инфляцию, привести к таким ее тяжелым формам, как галопирующая инфляция или даже гиперинфляция. Обе формы инфляции, негативно и даже разрушающе действуя на экономику, будут уже не способствовать ее росту, а снижать темпы ее развития.

Кривая Лаффера

Уже сама постановка вопроса о бюджетно-финансовой политике в отношении стимулирования экономического роста содержит в себе противоречие. Чтобы стимулировать экономический рост, с одной стороны, надо для целого комплекса отраслей экономики делать те или иные налоговые скидки, с другой — надо эти же отрасли регулярно и в достаточно крупных размерах финансировать. Все это относится не только к отдельным отраслям экономики, но и ко всему народному хозяйству. Снижая налоги до какого-то минимума, государство создает благоприятный инвестиционный климат для промышленности, торговли, сельского хозяйства, образования, науки и т. д. Но снижение налогов делает скудным тот источник, за счет которого финансируются наука и образование, оказывается финансовая помощь наукоемким отраслям, выделяются дотации в случае необходимости таким отраслям, как, например, сельское хозяйство. Наконец, если государство будет расходовать свой бюджет, не считаясь с его доходами, и допускать большой бюджетный дефицит, то усилится инфляция, что, как мы видели, окажет негативное влияние на экономический рост.

Таким образом, в своей налоговой политике государственные лидеры должны найти некую «золотую середину», оптимальный уровень налоговых ставок, который приносил бы государственному бюджету максимально возможный доход и вместе с тем обеспечивал бы экономике наилучшие условия для ее роста. Как определить этот уровень налоговых ставок? На этот вопрос нам помогает ответить кривая Лаффера.

Чтобы построить кривую Лаффера, представим себе две крайние ситуации.

Сначала допустим, что государство установило чрезвычайно высокие налоги, которые поглощают все заработанное фирмами. Казалось бы, в этом случае государственный бюджет будет получать максимально возможные доходы. Однако это далеко не так

Глава 16.


эзможно, в течение первых одного-двух месяцев поступления госбюджет и вырастут. Но в дальнейшем они будут резко падать сведутся к нулю. Почему? Ответ на этот вопрос прост: никто; будет работать ради того, чтобы выплачивать весь свой доход сударству. Если фирмы не будут получать прибыль, а наемные йотники — заработную плату, то ни у тех ни у других не будет имула работать. Последствия для любой страны будут катаст->фичны. Естественно, ни один разумный государственный ру-шодитель, даже плохо разбирающийся в вопросах экономики финансов, не будет проводить подобного рода «налоговую по-ггику».

Теперь допустим другую крайнюю ситуацию: отменяются все ты налогов. В этом случае для фирм будут созданы наиболее (агоприятные условия для процветания; значительно вырастут ^полагаемые доходы, особенно у высокооплачиваемых категорий [селения. Но и в этом случае радость предпринимателей и на-гных работников будет недолгой. Государство лишится средств, счет которых оно содержит армию, правоохранительные орга- л, аппарат управления, учебные заведения, научно-исследователь-:ие институты и т. д. Не говоря уже о том, что страна окажется ззащитной и неспособной бороться с преступностью, экономика танется без той поддержки, которая ей необходима для осуще-вления экономического роста: прекратится приток новых моло-IX специалистов, ученые эмигрируют в другие страны, останемся накопление знаний.

Таким образом, налоговые отчисления в государственный эджет являются неизбежным злом для отдельных частных фирм естественной потребностью для экономики в целом; они сокра-ают располагаемый доход, но обеспечивают нормальные условия «зни всех граждан любого государства. Весь вопрос в том, какую Сть прибыли фирм и какую часть личного дохода граждан долж-• забирать государство в форме налогов.

Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим на примере, как дут вести себя фирмы в зависимости от изменений налоговых авок на прибыль и как это будет сказываться на доходе государ-венного бюджета.

Обратимся к рис. 16-3. Допустим, что в стране вводится %-ный налог на прибыль. Это принесет государству 200 млн р. >хода. Но столь низкая налоговая ставка почти не скажется


на деятельности фирм они будут по-прежнему производить дан ное количество продукции, несмотря на некоторое уменьшение чистой прибыли Если будет введен 20%-ныи налог то какая-го незначительная часть фирм вынуждена будет сократить выпуск своей продукции, так как наименее эффективная часть факторов производства этих фирм теперь окажется нерентабельной Но об щий объем выпуска продукции в экономике не сократится, сум ма прибылей всех фирм не уменьшится и доходы в бюджет вы растут Введение 30%-ного налога усилит давление на фирмы

Рис. 16-3. А Кривая Лаффера.

Представленный на рисунке график показывает зависимость величины паю говых поступлении (7) в государственный бюджет от сивки нало)а на при быль (Т*) Если Т" 0 то вея прибыль остается фирмам а в бюджет госуир ства ничего не поступает Ее ш ставка налои» на прибыть бу ict например W\ то в бюджет поступит 200 м ш р дохода Дальнейший рост ставки налои на прибыль будет сопровождаться увеличением дохода государственного бкм жета, пока налоговая ставка не достигнет своею <критического уровня> В <п шем примере он равен 50% При налоговой ставке 50% доход бюджета достш нет своего максимума — 600 мчн р Датьнеишии poei налога на прибыль при ведет к тому что фирмы намнут сокращать выпуск про!укиии а их прибьпи будут уменьшаться Теперь (ем больше будет повышаться налоговая етавм тем меньше продукции будут выпускам фирмы тем меньше будут их прибп ли и тем меньше будет получать государственный бюджет отчислении от при были Есчи недомыслие финансовых руководители государства доведет ет ib ку налога на прибыть чо 100% то фирмы прекратят выпуск товаров и устм их прибьпи упадут до нуля и эта статья доходов бюджета тоже будет paBin нулю


жоторые из них прекратят свою производственную деятельность, шако поступления в бюджет будут по-прежнему возрастать)%-ная налоговая ставка на прибыль окажется критической, ибо шьнейшее ее повышение приведет к тому, что большинство ирм вынуждены будут сокращать производство, многие вообще эекратят выпуск своей продукции Сумма создаваемой в стране эибыли уменьшится настолько значительно, что повышение на->говои ставки уже не компенсирует ее В нашем примере рост шоговых ставок за пределы 50% приведет к сужению налоговой 1зы, к истощению одного из важнейших источников доходов го-дарственного бюджета Вместе с тем мы вправе констатировать, ч> при ставке налога, равной 50%, доход бюджета окажется мак-шальным

КРИВАЯ ЛАФФЕРА показывает функциональную зависимость величины налоговых поступлений в государственный бюджет от уровня налоговых ставок, экстремальное значение функции, которая выражена в кривой Лаффера, показывает максимальную сумму налоговых поступлений в государ-ственный бюджет

Зависимость между налоговыми ставками и доходами бюджета (язана с многими конкретными условиями той или иной стра->] Поэтому нельзя дать какого-то единого рецепта для опреде-:ния налоговых ставок независимо от места и времени Но прин-ш налоговой политики государства сводится к тому, что она >лжна обеспечить оптимальные условия для экономического >ста, т е

— фирмы должны получать чистую прибыль, достаточную
для их развития в условиях конкуренции,

— домашние хозяйства должны иметь располагаемый доход,
соответствующий уровню экономического развития дан
ной страны,

— в государственный бюджет должны поступать доходы,
за счет которых правительство было бы в состоянии
обеспечить благоприятные условия для экономического
роста


16.5. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ

Почему образуется государственный долг

Непосредственной причиной возникновения государственного долга является дефицит государственного бюджета. Если расходы государственного бюджета превосходят его доходы, то образуется бюджетный дефицит, т е. нехватка денежных средств для оплаты закупаемых юсударством товаров и услуг и для выплаты предусмотренных в бюджете трансфертных платежей. Каким образом государство может получить деньги, необходимые для покрытия бюджетного дефицита9 Существует два способа решения этой проблемы

Первый способ сводится к печатанию бумажных денег, которые используются для оплаты, например, поставляемых военному ведомству вооружений и боеприпасов или для выплаты заработной платы и жалованья чиновникам, военнослужащим и другим лицам, состоящим на государственной службе. Этот способ предполагает, что в экономику накачивается дополнительная денежная масса.

Если этот способ рассмотреть с точки зрения возникновения и роста государственного долга, то он выглядит весьма благоприятно. Поскольку государство решает проблемы покрытия бюджетного дефицита при помощи печатного станка, постольку ему не приходится прибегать к займам у банков, страховых компании или других фирм, располагающих значительными финансовыми ресурсами. Эмиссия денег не влечет за собой возникновение и рост государственного долга. Поэтому неудивительно, что государства нередко прибегали к этому способу покрытия своих расходов. Так, во время войны с Наполеоном правительство Великобритании использовало денежную эмиссию для покрытия своих расходов. Весьма интенсивно работал печатный станок во Франции — количество выпущенных в обращение денег, называвшихся ассигнатами, возросло с 400 млн ливров в 1790 г. до 46 млрд в 1796 г. В России в 1769 г. были выпущены в обращение так называемые ассигнации на сумму 1 млн р. Эмиссия ассигнаций продолжалась вплоть до 1775 г в связи с ростом расходов, вызванных войной с Турцией Позднее в связи с войной против Наполеона эмиссия ассигнации достигла громадной по тем временам суммы — 836 млн р. (1817 г) За счет денежной эмиссии покрывалась подавляющая часть расхо-

Глава 16


job воюющих держав во время Первой и Второй мировых войн Гак, в Германии денежная масса выросла с 6,6 млрд марок в 1913 i |р 496 квинтильонов в 1923 i. В Японии в 1937 г денежная масса Iобращении (агрегат Ml) равнялась 6,7 млрд иен, а в 1945 г. — 12,7 млрд.

| Покрытие бюджетного дефицита за счет эмиссии денег позво-Вяет правительству избежать роста государственного долга, что вырядит весьма привлекательным способом получения недостающих денег. Однако этот прием противоречит законам рыночной системы, и в первую очередь — законам денежного обращения. Как мы рке видели, избыточная денежная эмиссия становится причиной Инфляции, в том числе таких ее острых форм, как галопирующая ц гиперинфляция. Поэтому правительство той или иной страны Прибегало к использованию печатного станка, как правило, в слу-чЙе чрезвычайных ситуаций, например войны. * В условиях, когда рыночная система приобрела развитые формы и положение в экономике более или менее стабильно, денежная Аиссия как средство покрытия дефицита государственного бюджета не применяется. В настоящее время бюджетный дефицит покры-Ается за счет эмиссии государственных облигаций, государствен-tflix краткосрочных долговых обязательств и других государственных Йённых бумаг. В этом случае население часть своих сбережений ин-йстирует не в акции и облигации частных фирм, не в сберегатель-ше вклады в коммерческих банках, а в государственные бумаги. Шкого рода инвестирование сбережений не образует избыточного §1роса и не порождает инфляцию. Зато оно приводит к тому, что

^населения накапливаются государственные долговые обязательства.

&*

Общая сумма имеющихся у домашних хозяйств,
т банков и частных фирм государственных ценных

1^ бумаг составляет ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ ^

t

Я Так как в течение многих лет правительствам всех стран при-Лдилось, как правило, прибегать к продажам своих долговых обя-ЙГгельств, чтобы покрыть бюджетный дефицит, то происходило (^происходит увеличение государственного долга. Диаграмма, пред-Йавленная на рис. 16-4, показывает, что в США за период с 1929 иЬ 1997 г. он вырос с 16,9 млрд долл. до 4515,3 млрд долл., т.е. Г237 раз.

__ 16 5 Государственный долг____________________________________________

~~ ^gg





Рис. 16-4. [>


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: