| №1 (Балл 1) | ||
| С греческого языка слово «философия» переводится как: | ||
| любовь к истине | |
| любовь к мудрости | |
| учение о мире | |
| божественная мудрость |
| №2 (1) | ||
| Впервые употребил слово «философия» и назвал себя «философом»: | ||
| Сократ | |
| Аристотель | |
| Пифагор | |
| Цицерон |
| №3 (1) | ||
| Определите время возникновения философии: | ||
| середина III тысячелетия до н.э. | |
| VII-VI в.в. до н.э. | |
| XVII-ХVIII в.в. | |
| V-XV в.в. |
| №4 (1) | ||
| Основы бытия, проблемы познания, назначение человека и его положение в мире изучает: | ||
| философия | |
| онтология | |
| гносеология | |
| этика |
| №5 (1) | ||
| Мировоззренческая форма общественного сознания, рационально обосновывающая предельные основания бытия, включая общество и право: | ||
| история | |
| философия | |
| социология | |
| культурология |
| №6 (1) | ||
| Мировоззренческая функция философии состоит в том, что: | ||
| философия осуществляет рефлексию современной ей культуры | |
| философия направляет деятельность людей на борьбу с недостатками существующего строя | |
| философия способствует улучшению характеров людей | |
| философия помогает человеку понять самого себя, своё место в мире |
| №7 (1) | ||
| Мировоззрение – это: | ||
| совокупность знаний, которыми обладает человек | |
| совокупность взглядов, оценок, эмоций, характеризующих отношение человека к миру и к самому себе | |
| отражение человеческим сознанием тех общественных отношений, которые объективно существуют в обществе | |
| система адекватных предпочтений зрелой личности |
| №8 (1) | ||
| Какой смысл вкладывал Г. Гегель в утверждение о том, что «философия есть эпоха, схваченная мыслью»? | ||
| Ход истории зависит от направленности мышления философов | |
| Философия должна решать конкретные задачи, стоящие пред обществом в данное время | |
| Философия призвана отражать особенности эпохи, выражать дух времени | |
| Мышление философов определяется социально-экономическими условиями того общества, в котором они живут |
| №9 (1) | ||
| Определяющим признаком религиозного мировоззрения является: | ||
| вера в единого бога-творца | |
| отрицание человеческой свободы, вера в то, что все поступки изначально определены богом | |
| презрительное отношение к достижениям науки, отрицание их достоверности | |
| вера в сверхъестественные, потусторонние силы, обладающие возможностью влиять на ход событий в мире |
| №10 (1) | ||
| Направление, отрицающее существование Бога, называется: | ||
| атеизм | |
| скептицизм | |
| агностицизм | |
| неотомизм |
| №11 (1) | ||
| Что характерно для эпистемной линии в философии? | ||
| понимание философии в качестве высшей науки | |
| отождествление философии с теологией | |
| утверждение в качестве субстанции только одного начала | |
| рассмотрение действительности как постоянно развивающейся |
| №12 (1) | ||
| Онтология – это: | ||
| учение о всеобщей обусловленности явлений | |
| учение о сущности и природе науки | |
| учение о бытии, о его фундаментальных принципах | |
| учение о правильных формах мышления |
| №13 (1) | ||
| Гносеология – это: | ||
| учение о развитии и функционировании науки | |
| учение о природе, сущности познания | |
| учение о логических формах и законах мышления | |
| учение о сущности мира, его устройстве |
| №14 (1) | ||
| Антропология – это: | ||
| учение о развитии и всеобщей взаимосвязи | |
| учение о человеке | |
| наука о поведении животных в естественных условиях | |
| философское учение об обществе |
| №15 (1) | ||
| Аксиология – это: | ||
| учение о ценностях | |
| учение о развитии | |
| теория справедливости | |
| теория о превосходстве одних групп людей над другими |
| №16 (1) | ||
| Этика – это: | ||
| учение о развитии | |
| учение о бытии | |
| теория о нравственном превосходстве одних людей над другими | |
| учение о морали и нравственных ценностях |
| №17 (1) | ||
| Раздел философии, в котором разрабатываются проблемы познания | ||
| Эстетика | |
| Этика | |
| Онтология | |
| Гносеология |
| №18 (1) | ||
| Согласно марксистской философии, суть основного вопроса философии состоит в: | ||
| отношении сознания к материи | |
| смысле жизни | |
| соотношении природного и социального миров | |
| движущих силах развития общества |
| №19 (1) | ||
| Для идеализма характерно утверждение: | ||
| первично сознание, материя независимо от сознания не существует | |
| материя и сознание – два первоначала, существующие независимо друг от друга | |
| это строгая непротиворечивая система суждений о природе | |
| первично сознание, материя не существует |
| №20 (1) | ||
| Для дуализма характерен тезис: | ||
| первично сознание, материя независимо от сознания не существует | |
| материя и сознание – два первоначала, существующие независимо друг от друга | |
| это строгая непротиворечивая система суждений о природе | |
| первично сознание, материя не существует |
| №21 (1) | ||
| Кому принадлежит данное высказывание: «Я утверждаю, что никаких вещей нет. Мы просто привыкли говорить о вещах; на самом деле есть только мое мышление, | ||
| есть только мое «Я» с присущими ему ощущениями. Материальный мир нам лишь кажется, это лишь определенный способ говорить о наших ощущениях»? | |
| Материалисту | |
| Объективному идеалисту | |
| Дуалисту | |
| Субъективному идеалисту |
| №22 (1) | ||
| О каком историческом типе мировоззрения идет здесь речь: «Это -- целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную | ||
| картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазию, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции»? | |
| Мифологии | |
| Религии | |
| Философии | |
| Науке |
| №23 (1) | ||
| Некоторые христианские богословы утверждают, что весь мир. Вся Вселенная были созданы Богом за шесть дней, | ||
| а сам Бог представляет собой бестелесный интеллект, всесовершеннейшую Личность. Какому философскому направлению соответствует такой взгляд на мир? | |
| Пантеизму | |
| Субъективному идеализму | |
| Объективному идеализму | |
| Вульгарному материализму |
| №24 (1) | ||
| С утверждением: «Мышление является таким же продуктом деятельности мозга, как желчь – продуктом деятельности печени» согласился бы представитель: | ||
| метафизического материализма | |
| диалектического материализма | |
| вульгарного материализма | |
| естественнонаучного материализма |
| №25 (1) | ||
| Агностицизм – это: | ||
| учение, отрицающее познаваемость сущности объективного мира | |
| учение, постулирующее наличие потусторонних сил | |
| учение о развитии философских знаний | |
| учение о ценностях |
| №26 (1) | ||
| Агностицизм – это: | ||
| направление в теории познания, полагающее, что адекватное познание мира невозможно | |
| недоверие чувственному опыту | |
| философская позиция, рассматривающая все явления мира в их взаимной связи и развитии | |
| отрицание рациональных путей познания мира |
| №27 (1) | ||
| Отрицают возможность познания мира: | ||
| материалисты | |
| агностики | |
| догматики | |
| позитивисты |
| №28 (1) | ||
| Направление западноевропейской философии, отрицающее познавательную ценность философии, наличие у неё собственного, самобытного предмета: | ||
| философия жизни | |
| прагматизм | |
| неотомизм | |
| позитивизм |
| №29 (1) | ||
| Закон воздаяния в индийской религии и религиозной философии, определяющий характер нового рождения перевоплощения: | ||
| карма | |
| сансара | |
| жэнь | |
| мокша |
| №30 (1) | ||
| Имя основателя буддизма, означающее пробужденный, просветленный: | ||
| Будда | |
| Лао-цзы | |
| Конфуций | |
| Нагарджуна |
| №31 (1) | ||
| Имя основателя буддизма | ||
| Бадараяна | |
| Патанджали | |
| Махавира | |
| Сидхартха |
| №32 (1) | ||
| Центральное понятие буддизма и джайнизма, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений: | ||
| нирвана | |
| сансара | |
| жэнь | |
| дао |
| №33 (1) | ||
| Понятие древнекитайской философии, обозначающее мужское, светлое и активное начало: | ||
| Янь | |
| Карма | |
| Жэнь | |
| Дао |
| №34 (1) | ||
| Понятие древнекитайской философии, обозначающее женское, темное и пассивное начало: | ||
| Инь | |
| Жэнь | |
| Прана | |
| Пуруша |
| №35 (1) | ||
| Представление о «благородном муже» как идеальной личности разработал: | ||
| Конфуций | |
| Лао-Цзы | |
| Сидхартха Гаутама Будда | |
| Сократ |
| №36 (1) | ||
| Что обозначают понятия Брахман в веданте и апейрон в философии Анаксимандра: | ||
| Закон, управляющий миром | |
| Высший Разум | |
| Субстанцию всех вещей | |
| Мировую гармонию |
| №37 (1) | ||
| В философии Гераклита слово Логос обозначает мировой закон, мировой порядок, которому подчинено все существующее. | ||
| Какое понятие китайской философии имеет тот же смысл: | |
| Жэнь | |
| Инь | |
| Дао | |
| Ли |
| №38 (1) | ||
| Что обозначает понятие «дхармы» в традиционной индийской философии: | ||
| Сумму совершённых человеком поступков, влияющую на характер его будущего рождения | |
| Подлинное достоверное знание Абсолюта | |
| Человека, достигшего нирваны, но добровольно отказывающегося от неё ради спасения других людей | |
| Вечный моральный закон, предписывающий свыше каждому определённый образ жизни |
| №39 (1) | ||
| К древнеиндийским философским текстам относятся | ||
| Упанишады | |
| Дао-дэ-цзин | |
| Лунь-Юй | |
| Книга перемен |
| №40 (1) | ||
| К древнекитайским философским текстам относится | ||
| Махабхарата | |
| Ригведа | |
| Дао-дэ-цзин | |
| Чхандогья-упанишада |
| №41 (1) | ||
| В индийской философии -- общая сумма совершенных поступков и их последствий, определяющая характер нового рождения | ||
| Сансара | |
| Карма | |
| Нирвана | |
| Дхарма |
| №42 (1) | ||
| Китайский философ, основатель даосизма | ||
| Лао-цзы | |
| Конфуций | |
| Сюнь-цзы | |
| Мэн-цзы |
| №43 (1) | ||
| Золотое правило нравственности: «Чего себе не пожелаешь, того не делай и другим» было впервые сформулировано: | ||
| Сократом | |
| Конфуцием | |
| Протагором | |
| Буддой |
| №44 (1) | ||
| Хронологические рамки развития античной философии: | ||
| 28 - 18 вв. до н.э. | |
| VI в. до н.э – VI в. н.э. | |
| VI в. - XVI в. | |
| VI в. до н.э. – II в. до н.э. |
| №45 (1) | ||
| Основным принципом античной философии был: | ||
| космоцентризм | |
| теоцентризм | |
| антропоцентризм | |
| сциентизм |
| №46 (1) | ||
| Основная проблема, решавшаяся философами милетской школы: | ||
| проблема познаваемости мира | |
| проблема первичности материи или духа | |
| проблема первоначала | |
| проблема природы человеческой души |
| №47 (1) | ||
| Тезис, принадлежащий мыслителю Фалесу: | ||
| «Познай себя» | |
| «Первооснова мира – огонь» | |
| «Все течет» | |
| «В одну реку нельзя войти дважды» |
| №48 (1) | ||
| Тезис, принадлежащий мыслителю Фалесу | ||
| «Все течет» | |
| «В одну реку нельзя войти дважды» | |
| «Первооснова мира – огонь» | |
| «Начало всех вещей -- вода» |
| №49 (1) | ||
| Анаксимен за первооснову всех вещей принимал | ||
| Воздух | |
| Огонь | |
| Число | |
| Воду |
| №50 (1) | ||
| Положение: «Число есть сущность и смысл всего, что есть в мире», принадлежит: | ||
| Пифагору | |
| Протагору | |
| Евклиду |
| №51 (1) | ||
| Последователь Пифагора, первый начертивший систему мира и поместивший в центр мироздания Центральный Огонь | ||
| Филолай | |
| Лукреций Кар | |
| Н. Коперник | |
| Парменид |
| №52 (1) | ||
| Впервые понятие бытия в философии употребил | ||
| Боэций | |
| Плотин | |
| Парменид | |
| Г.В.Ф.Гегель |
| №53 (1) | ||
| Представители какой философской школы поставили проблему бытия, противопоставили мир чувств миру разума и доказывали, что движение, | ||
| любое изменение лишь иллюзия чувственного иллюзорного мира: | |
| Пифагорейской | |
| Элейской | |
| Милетской | |
| Эпикурейской |
| №54 (1) | ||
| Античный философ считавший, что в одну и ту же реку нельзя войти дважды: | ||
| Фалес | |
| Гераклит | |
| Платон | |
| Демокрит |
| №55 (1) | ||
| Кто из античных философов учил, что всё развивается, что первопричина мира и его первооснова – это огонь, что в одну и ту же реку нельзя войти дважды? | ||
| Фалес | |
| Гераклит | |
| Платон | |
| Демокрит |
| №56 (1) | ||
| Понятие «Логос» в философском учении Гераклита означает: | ||
| Всеобщий закон, действию которого подчинено все в мире | |
| Всеобщая изменчивость вещей | |
| Божественное Слово | |
| Один из первоэлементов |
| №57 (1) | ||
| Впервые выразил идею атомистического строения материи: | ||
| Гераклит | |
| Демокрит | |
| Платон | |
| Диоген Синопский |
| №58 (1) | ||
| Высказывание: «Человек – мера всех вещей» принадлежит: | ||
| И.Канту | |
| К.Марксу | |
| Аристотелю | |
| Протагору |
| №59 (1) | ||
| «Я знаю, что ничего не знаю...». Автор афоризма: | ||
| Фалес | |
| Платон | |
| Сократ | |
| Эпикур |
| №60 (1) | ||
| Знание по Сократу тождественно: | ||
| чувствам | |
| мудрости | |
| моральным законам | |
| добродетели |
| №61 (1) | ||
| Суть «этического рационализма» Сократа: | ||
| относиться к другому как к самому себе | |
| добродетель есть результат знания того, что есть добро, тогда как отсутствие добродетели является результатом незнания | |
| относиться к другому человеку как к цели и никогда как к средству | |
| возлюбить ближнего как самого себя |
| №62 (1) | ||
| Объективно-идеалистическая философия была основана: | ||
| Демокритом | |
| Парменидом | |
| Платоном | |
| Пифагором |
| №63 (1) | ||
| В античности заслуга открытия сверхчувственного мира идей принадлежит: | ||
| Пифагору | |
| Сократу | |
| Платону | |
| Аристотелю |
| №64 (1) | ||
| Чем в философии Платона идея «лошади» отличается от реальной, живой, настоящей лошади? Укажите неправильный ответ. | ||
| Идея идеальна, настоящая лошадь -- материальна | |
| Идея содержательно богаче, чем живая лошадь | |
| Идея первична, настоящая лошадь вторична | |
| Идея бессмертна, вечна, настоящая лошадь смертна |
| №65 (1) | ||
| Высказывание о том, что душа до рождения человека пребывала в мире идей, поэтому в процессе познания она способна припоминать их, принадлежит: | ||
| Диогену | |
| Сократу | |
| Платону | |
| Демокриту |
| №66 (1) | ||
| Источник познания – это воспоминание души о мире идей, полагал: | ||
| И.Кант | |
| Аристотель | |
| Платон | |
| Демокрит |
| №67 (1) | ||
| Философ, считавший логику главным орудием познания: | ||
| Платон | |
| Аристотель | |
| Демокрит | |
| Пифагор |
| №68 (1) | ||
| Философ, ученик Платона: | ||
| Эпикур | |
| Зенон | |
| Парменид | |
| Аристотель |
| №69 (1) | ||
| Философ, ученик Платона, автор книг «Метафизика», «Поэтика», «Политика» | ||
| Парменид | |
| Зенон | |
| Аристотель | |
| Эпикур |
| №70 (1) | ||
| Согласно Аристотелю, в человеческую душу не входит | ||
| Животная душа | |
| Растительная душа | |
| Минеральная душа | |
| Разумная душа |
| №71 (1) | ||
| Сущность этического учения Эпикура состоит в том, что: | ||
| надо во всём себе отказывать | |
| надо жить для блага других | |
| надо наслаждаться жизнью | |
| надо служить богам и делать добро |
| №72 (1) | ||
| Утверждение: «Важно не то, что с нами происходит, а то, как мы к этому относимся» соответствует мировоззрению: | ||
| киников | |
| неоплатоников | |
| стоиков | |
| эпикурейцев |
| №73 (1) | ||
| Философ, который жил в бочке, считал себя «гражданином мира» и призывал к бедности, невежеству | ||
| Эпикур | |
| Диоген Синопский | |
| Аристарх Самосский | |
| Ксенофан |
| №74 (1) | ||
| Характерной чертой средневековой философии является: | ||
| космоцентризм | |
| антропоцентризм | |
| теоцентризм | |
| скептицизм |
| №75 (1) | ||
| Теоцентризм – мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о главенстве: | ||
| Бога | |
| человека | |
| природы | |
| космоса |
| №76 (1) | ||
| Философия в Средние века занимала подчиненное положение по отношению к: | ||
| богословию | |
| науке | |
| психологии | |
| этике |
| №77 (1) | ||
| Совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога: | ||
| теология | |
| монадология | |
| антропоцентризм | |
Подборка статей по вашей теме:
|