double arrow

Древнегреческая философия


1. Становление древнегреческой философии. Ранние философские школы.

2. Философия Сократа. Платон.

3. Учение Аристотеля в истории философии и науки.

4. Особенности культуры эллинистического и римского периодов. Физика

и этика Эпикура, фатализм стоиков, рационализм скептиков.

5. Философские идеи в древнегреческом естествознании и медицине.

Литература:

1. Введение в философию. ч.1, под ред. И.Т. Фролова, М.,1989.

2. Ю.М.Хрусталёв - Общий курс философии т.1, гл, 1. * 4-6. М. 2003.- учебник для студентов медицинских и фармацевтических вузов.

3. А.С.Богомолов - Античная философия. М. 1985.

4. А.И.Чанышев - Курс лекций по древней и средневековой философии, М. 1991.

5. В.Ф. Асмус - Античная философия. ч.2, М., 1989.

6. История философии в кратком изложении. М. 1991.

7.Гиппократ. Избранные книги. М. 1994.

Темы докладов и рефератов.

1. Милетская школа. Фалес, Анаксимен, Анаксимандр.

2. Сократовский метод мышления.

3. Атомистическое учение Демокрита.

4.Объективный идеализм Платона.

5. Учение Аристотеля в истории философии и науки.

6. Гиппократ - отец медицины, один из первых разработчиков теоретических основ медицины.

7. Гиппократ о морально-этическом облике врача.

8. Физика и этика Эпикура.

9. Фатализм стоиков, рационализм скептиков.

10. Философские идеи в древнегреческом естествознании и медицине.

Древнегреческая философия имеет богатую, насыщенную замечательными идеями и новаторскими мыслями, историю. Формируясь в период VII- VI вв. до н.э., она проходит ряд примечательных этапов развития, начиная со стадии возникновения, включая периоды развития и процветания и, наконец, упадка и угасания в эпоху 1-5 вв. н. э.

Ей принадлежит по - праву особое место в мировой духовной культуре, поскольку вклад этой философии в копилку общечеловеческих ценностей поистине огромен и неоценим.

Именно древнегреческая философия явилась колыбелью создания многих разнообразных школ и течений, давших в последующем толчок развитию всего многообразия и многоцветья мировой философии и человеческой цивилизации.

Конечно, философия древних греков зарождалась в особых исторических, социально - экономических и культурных условиях. Она изначально испытывала на себе огромное влияние господствовавших тогда многочисленных мифов и религиозных воззрений.




Но по мере того, как древнегреческие мудрецы пытались осмыслить действительную сущность мира, природы, космоса, найти некое земное первоначало в основе возникновения всех вещей и явлений, в их взглядах всё большее место занимают разумно - логические, философские представления, нередко подпитываемые уже фактами естественнонаучного познания.

Первой крупной школой, положившей начало наивно-материалистическому направлению в философии того времени, явилась милетская, возникшая во второй половине 6 в. в крупнейшем ионийском центре Малой Азии в г. Милете. Это родина Фалеса, основателя школы, последователями и учениками которого были Анаксимен и Анаксимандр.

Фалес утверждал в противовес мифам и религиозным представлениям, что всё многообразие вещей и предметов берёт своё происхождение от одного, единого первоначала - воды. У Анаксимена таковым первоисточником выступает воздух, а у Анаксимандра - «апейрон» («бесконечное») - вечное и неопределённое начало, находящееся в постоянном и бесконечном развитии.

Важно и ценно в их взглядах то, что эти мыслители попытались впервые бесконечное космическое многообразие свести к единому первоначалу и вывести затем это многообразие из него.

Во - вторых, это первоначало они усматривали в конкретно -чувственных, чаще всего наглядных явлениях, имеющих природно-земное, а не сверхъестественное происхождение.



И, наконец, в - третьих - основным объектом познания у них выступала сама природа, космос, под которым они понимали весь окружающий их мир, в том числе и самого человека.

Человек выступает частицей космоса, Он - «микрокосм».

На поприще познания природы милетцами были сделаны ряд великих открытий. В частности, Фалес впервые предсказывает наступление солнечного затмения 25 мая 585г., обосновывает некоторые математические теории.

Он изучал метеорологию, астрономию, географию, обладал техническими знаниями и т.д.

Анаксимен разрабатывает космогоническую гипотезу, а Анаксимандр при помощи математических и геометрических доказательств пытался вывести свою структурную и объёмную систему и порядок Вселенной. Ему приписывают изобретение первых солнечных часов и первую попытку схематического изображения контуров Земли на медной доске.

В другом ионийском городе Эфесе жил и творил великий Гераклит (544 г. до н. э.), которого считают родоначальником стихийной диалектики.

Он воспринимал мир вечным, никем не сотворимым. Его первоначалом Гераклит считал огонь. Именно постоянно движущийся и • живой огонь выступает причиной изменчивости - зарождения и исчезновения мира, в котором всё течёт и всё изменяется.

Раскрывая сущность движения, он обращает внимание на его противоречивый характер. Прозорливо выдвигает идею единства и борьбы противоположностей, лежащих в основе всех вещей и всего мира в целом.

Всё на самом деле едино, и в то же время - противоположно. Между противоположностями складываются противоречивые отношения, могущие переходить в борьбу. Более того, утверждает Гераклит -противоположности переливаются друг в друга. «Смерть одного состояния предполагает рождение другого», «холодное теплеет, а тёплое охлаждается», «влажное высыхает, а сухое - увлажняется» и т.д. В этих мыслях Гераклита - гениальные догадки, послужившие отправной точкой для создания в последующем целостных систем и диалектических концепций Гегеля и Маркса.

Особое место в древнегреческой философии принадлежит Сократу и Платону. Учитель и ученик - оба стоят у истоков формирования объективно - идеалистической философии. Сократ не оставил письменных работ, поскольку написание трудов считал ненужным и бесполезным занятием. Он отдавал предпочтение живым диалогам -беседам со своими учениками. При этом, ведя дискуссии, он опирался на метод майевтики, т, е. постижения истины посредством обнаружения противоречий в суждениях оппонента.

Центральное место в его дискуссиях с учениками отводилось человеку и его самопознанию. «Познай самого себя», - призывал Сократ и за этим призывом прослеживалась необходимость осознания каждым человеком самого себя как социального и нравственного существа, как личность.

Рассуждение о добре и зле, жизни и смерти, гражданских правах и обязанностях, свободе человека, государстве, формах его правления и др. - вот далеко неполный перечень проблем, волновавших древнегреческого философа.

Дело Сократа продолжил Платон (427 - 347 гг. до н. э). Но в отличие от своего учителя он открывает для учеников школу -Академию, которая становится центром древнегреческой мысли и местом издания многочисленных философских трудов.

Круг интересов Платона исключительно широк. Он выдвигает свою философскую трактовку бытия, происхождения мира, государства, его политического устройства и структуры. Его внимание привлечено к изучению физического и духовного, эстетического и этического, процесса познания. Много интересных мыслей высказано им и в адрес медицины, определения причин заболеваний, здорового образа жизни и т.д.

Платон явился первым философом древнегреческого мира, создавшим концепцию объективного идеализма. Первопричиной мира и его истинным бытиём у Платона выступает объективно существующая, вечная и бессмертная душа или же мир идей. Мир же вещей представляется вторичным. Он есть отблеск и тень объективной первопричины.

Сами же вещи являются временными и преходящими. Процесс познания сводится у философа к процессу воспоминания души своего доземного существования. Для того, чтобы верно познать, полагает он, необходимо «закрыть глаза -и заткнуть уши». В этом случае душа сможет воспроизвести в памяти не только своё прошлое, но и дать неискажённые истинные знания о настоящем.

Платон - идеолог и защитник рабовладельческого государства. Для него наилучшей формой государственного устройства выступает монархия, хотя он не исключает демократию и аристократию. Идеальными правителями в государствах, по его убеждению, могут быть в первую очередь - философы, как наиболее зрелые, мудрые и подготовленные к этой деятельности люди.

Человека Платон воспринимает как органическое единство его души и тела при основополагающей роли души. Тело - потёмки, тюрьма для души. Платон в своих медицинских воззрениях исходил из ведущей роли этой души или же жизненного духа. Причины болезни он ставил в прямую зависимость от нарушения взаимоотношения между душой и телом. Сильная душа в слабом теле или же наоборот вызывают всегда болезнь в человеческом организме.

Интересны его рассуждения о соотношении внутреннего и внешнего, части и целого в патологии.

Платоновский принцип: «нельзя лечить часть без целого, тело без души» - является диалектическим по своей форме и идеалистическим по содержанию.

Мудрец убеждён, что здоровье человека находится в прямой зависимости и от его образа жизни. «Если не изменить образа жизни, то человеку не помогут ни лекарства, ни прижигания, не нашёптывания, ни амулеты», - говорил он. Более того, - отмечал Платон, - чрезмерное лечение и злоупотребление лекарствами может лишь только осложнить и отяготить болезнь».

Вершиной духовной и философской мысли древнегреческого мира выступает Аристотель (384-322 г. до н.э.).

Его по праву называют энциклопедистом своей эпохи. Не было ни одной науки того времени, к становлению которой он не приложил бы свой ум и не внёс огромного вклада в её развитие.

Даже не будучи медиком, по образованию, но будучи сыном и внуком профессиональных врачей, он через них блестяще усвоил медицинские знания и с успехом практиковался на протяжении ряда лет как лечащий врач.

Являясь учеником Платона и отдавая ему дань уважения как своему учителю, Аристотель с годами критически переоценил его взгляды, что позволило ему в конечном итоге заявить: «Платон мне друг, но истина дороже».

Среди большого числа произведений, принадлежащих перу Аристотеля, особое место занимает «Метафизика», в которой он излагает основные принципы своего учения.

Свою философию он подчиняет прежде всего решению проблемы сущего, выделению в нём главного и определения его структуры. Таковым главным и основным в сущем для него выступают законы мышления, которые предстают одновременно и законами самого бытия. В основу бытия Аристотель кладёт понятие формы. Именно форма у него составляет суть бытия. В то же время она соотносительна с понятием материи, которое он впервые вводит в словарно - философский оборот.

Однако сама по себе материя у Аристотеля бесформенна. Она — абстрактна в том смысле, что ничего не создаёт и не творит. Ей отводится роль материала из которого форма создаёт реально существующие предметы и вещи.

Следовательно, форма выполняет активную и конструктивную роль. Она - творец, тогда, как материи предоставлена роль исходного материала и она - пассивна.

Не обходит своим вниманием Аристотель и проблему человека, которая занимает у него важное место.

Он предпринимает впервые попытку оценить человека через призму существующей в обществе социальной среды и в связи с имеющей в ней место определённой политической организации.

Аристотель видит в человеке «политическое животное», которому изначально свойственно стремление жить совместно с другими людьми. В трудах великого греческого мыслителя высказываются многочисленные ценные мысли о медицине и её профессиональном предназначении.

Так он считает, что человеческое сердце представляет собой исходный пункт всей кровеносной системы. Утверждая подобное, он делает первый шаг к открытию кровообращения. Он предпринимает попытку применить сформулированные им логические категории к анализу некоторых медицинских процессов. И, в частности, выясняет взаимоотношение опыта и искусства во врачебной деятельности. По его мнению, если известное лекарство произвело одинаковое воздействие на многих и излечило от данной известной болезни, то это есть опыт. Но знание того, что известное лекарство исцелит все лица, страдающие той же болезнью, есть искусство. «Опыт есть знание отдельного, искусство - знание общности», - говорит Аристотель.

Творчество Аристотеля подвело черту под классической античной философией.

Своими идеями он обогатил философскую и естественнонаучную мысль на века. Его труды вошли навечно в сокровищницу мировой философской и духовной культуры.

Кризис греческой рабовладельческой демократии в конце 4 в. до н. э. наряду с распадом империи Александра Македонского оказал глубокое влияние на дальнейшую судьбу философии и культуры, продолживших развитие уже в пределах возникшей к тому времени римской империи. На первый план философских интересов выходят проблемы морально -этического и социального плана.

Среди школ, получивших известность и оставивших после себя заметный след в истории философии, следует выделить эпикуреизм-учение Эпикура (342 - 270 гг. до н. э.), а также скептицизм (Пиррон из Эллады 360-270 гг. до н.э.), стоицизм (Сенека ок 5г. до н.э.- 65 н.э., Порфирий – 232-304 гг. н.э., Прокл-412-485 гг. н.э.).

При всём отличии их друг от друга, общим для них выступало стремление понять и объяснить наиболее актуальные и значимые в жизни общества этические и социально - политические проблемы. Философия становится у них не столько областью разумно-теоретических рассуждений, сколько своеобразным руководством к действию. Она впервые приобретает определённую практическую направленность и значимость, становится «правилом жизни», руководством к тому или иному человеческому поступку и поведению.

Уже в период накопления первых медицинских знаний и формирования медицинских теорий благодаря усилиям Гиппократа, Галена, Алкмеона, Эмпедокла и других врачей, становится очевидной прямая связь философии и медицины на вполне осознанной основе. Эти великие медики подорвали монополию жрецов в области медицины и вывели её из под мрака суеверий.

Предпринимаются реальные шаги по формированию опытной основы создаваемой материалистической медицины, опирающейся на тот или иной концептуальный философский фундамент.

Подобно Фалесу, считавшему первоначалом природы воду, «отец» медицины Гиппократ первоосновой живых организмов считал жидкое начало. Вода, как первоисточник природы и мира проявляется у него в человеческом организме в четырёх жидкостных видах: крови, слизи, чёрной (венозной) крови и жёлтой желчи.

От количественного и качественного соотношения этих жидкостных начал зависит здоровье и болезни человеческого организма. При нормальном («краза») соотношении жидкостей, считал Гиппократ, организм здоров. При нарушении пропорции и соотношения («дискразия»), - наступает болезнь.

Эта концепция получила название гуморального направления в древнегреческой медицины.

Но существовала и другая точка зрения, оформившаяся в солидарную теорию. Она считала, что в основе человеческого организма находятся четыре плотных вещества, которым приписывалась атомистическая структура. Отношение и пропорциональность этих плотных веществ, состоящих из атомов и принимающих вид пор в организме человека, также обуславливают состояние здоровья. Здесь прослеживается явное влияние атомистической теории Демокрита.

И гуморальное и солидарное направления имели в своё время большое положительное значение. Их влияние прослеживается в последующем на протяжении многих столетий и в соответствии с уровнем развития общества, естествознания и самой медицины они воплощались в различные теории и концепции медицинских заболеваний.

Таким образом, древнегреческие медики, опирающиеся на учения философов и собственные представления о природе мира и человека, заложили основы теоретических и практических систем, ставших в последующем исходной точкой в развитии научно - практической медицины и здравоохранения.


Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: