Концепции стандартизации услуг в России

В рамках отдельного государства проводится определенная линия в области стандартизации и сертификации, которая отражает приоритеты государственных органов и правящих кругов этой страны. Эта линия в какой-либо отрасли экономики (или в экономике в целом) выражается в формулировании идеологической составляющей. Идеология, которая необходима для управления какой-либо сферой деятельности оформляется в виде концепции. Концепция (от лат. «conceptio») – это система взглядов на те или иные явления, содержащая цели, принципы и задачи для осуществления какой-либо идеи [168, с. 16].

В 1990-е гг. в рамках национального органа России по стандартизации был сформулирован ряд идей, вошедших в концепции по реформированию системы стандартизации в России.

В 1994 г. Госстандартом России была принята Концепция стандартизации и сертификации услуг. В ней раскрывались основные подходы к стандартизации услуг (определены объекты государственной стандартизации, состав и содержание стандартов на услуги, особенности установления в них обязательных требований к услугам). Также в этом документе были установлены основные принципы организации и проведения работ по сертификации услуг, в том числе и схемы сертификации [Там же].

В дальнейшем, как в России, так и за рубежом произошли существенные законодательные и социально-экономические изменения, которые вызвали необходимость актуализации Концепции. Так, в 1995 г. Всемирной торговой организацией (ВТО) было введено Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС), которое предусматривало, что услуги и их исполнители могут стать объектами сертификации. Сертификация предусматривалась в целях подтвердить соответствие услуг и их исполнителей определениям или классификационным требованиям [78 с. 33].

В 1998 г. была принята Концепция национальной системы стандартизации, содержание которой состоит в следующем.

Во-первых, в ней был сделан упор на следующие моменты: а) государственное регулирование экономики; б) самостоятельность субъектов хозяйственной деятельности; в) приоритет партнерства со странами СНГ; г) отражение в стандартах интересов государства; д) снижение импортной зависимости продукции и услуг; е) опережающий и добровольный характер стандартизации.

Во-вторых, были предложены новые приоритеты государственной стандартизации: а) безопасность и экология; б) информационные технологии; в) ресурсосбережение; г) социальная сфера (стандартизация здравоохранения, санитарии и гигиены, экологии и утилизации).

В-третьих, к традиционным целям стандартизации (по Закону РФ «О стандартизации») были добавлены: а) устранение технических барьеров в производстве и торговле; б) достижение конкурентоспособности России на мировом рынке и международное разделение труда.

В-четвертых, были обновлены принципы стандартизации: а) законодательное регулирование вопросов безопасности и качества; б) добровольность применения стандартов; в) гармонизация (активное участие России в разработке международных и региональных стандартов); г) управление качеством и номенклатурой услуг (продукции) путем каталогизации и сертификации [2; 168, с. 17].

В 1997–1998 гг. Госстандартом России была разработана Концепция совершенствования действующей в стране сертификации и перехода к механизму подтверждения соответствия. В ней были сформулированы основные проблемы и способы их решения в области подтверждения соответствия, в том числе и услуг [78, с. 33]. В этом документе впервые было предусмотрено широкое применение Декларации о соответствии, принимаемой изготовителем (продавцом, исполнителем). Сама же Декларация о соответствии как форма обязательного подтверждения соответствия была законодательно установлена в 1998 г. Так, в 1998 г. был принят Федеральный Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О сертификации продукции и услуг». В п. 4 ст. 7 было установлено следующее положение: «Подтверждение соответствия может также проводиться посредством принятия изготовителем (продавцом, исполнителем) декларации о соответствии». Декларация о соответствии – это документ, в котором изготовитель (продавец, исполнитель) удостоверяет, что поставляемая (продаваемая) им продукция соответствует установленным требованиям. Декларация о соответствии принимается в установленном порядке, регистрируется в органе по сертификации и имеет юридическую силу наравне с сертификатом. Законодательная норма подтверждения соответствия путем декларирования была внесена и в Федерального закона РФ «О защите прав потребителей» (от 17 декабря 1999 г. № 212-ФЗ) [1, с. 8].

В 2001 г. в Минэкономразвития России был разработан проект Федерального закона РФ «О стандартизации и подтверждении соответствия», который вызвал отрицательную реакцию специалистов Госстандарта России, поскольку, по их мнению, документ содержал ряд недостатков:

а) в предложенном проекте была сделана попытка объединить в одном законе два хотя и взаимосвязанных, но вполне самостоятельных вида деятельности – стандартизацию и подтверждение соответствия, поскольку «каждый их них имеет собственные правовые основы, правила и процедуры»;

б) Минэкономразвития предложил придать государственным стандартам статус добровольных, а обязательные требования по безопасности перенести в технические регламенты, но, как указывали специалисты Госстандарта России, на то, чтобы выработать механизм принятия технических регламентов и перевода в них обязательных требований, содержащихся в стандартах, нужно от 5 до 7 лет;

в) законопроект, по мнению специалистов Госстандарта России, фактически исключал защиту потребителя методом обязательной сертификации, тогда как в мировой практике обязательная сертификация направлена в основном именно на защиту потребителей;

г) Минэкономразвития России предлагал ввести норму об обязательной сертификации только той продукции, которая предназначена для государственных нужд. По мнению его оппонентов, эта мера противоречит следующей логике: такая продукция жестко контролируется заказчиком и не требует сертификации;

д) из сферы обязательной сертификации предлагалось полностью исключить работы и услуги, хотя результаты некоторых из них опасны для потребителя (ремонт и техобслуживание автотранспортных средств и др.), что снижает степень его защиты [10, с. 5].

В 2001 г. на расширенном заседании коллегии Госстандарта России обсуждался проект Концепции развития стандартизации и подтверждения соответствия услуг нормативным требованиям. Эта концепция была разработана в соответствии с принятой Госстандартом России Программой работ по развитию сертификации услуг на 2000–2005 гг. Было принято решение доработать проект с учетом состоявшегося обсуждения [78, с. 30].

В начале 2000-х гг. дискуссии о путях совершенствования стандартизации и сертификации услуг в России увенчались принятием Федерального закона РФ «О техническом регулировании», в котором, как нам представляется, были реализованы установки российских властей 1990-х гг. [См. напр.: 83].

Резюме

Изложенный материал позволяет остановиться на нескольких моментах:

– стандартизация услуг поставила некоторые проблемы, которые связаны как с внутренними, так и внешними особенностями самой услуги;

– в 1990-е гг. в России были сформулированы концепции стандартизации и сертификации услуг, которые учитывали как отечественный, так и международный опыт, а также опыт межгосударственного сотрудничества;

– новый взгляд на стандартизацию и сертификацию был реализован в Федеральном законе РФ «О техническом регулировании».

Таким образом, практическая реализация новых идей в области стандартизации и сертификации приходится в России на конец 1990-х–начало 2000-х гг.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Дайте определение услуги в соответствии с ГОСТ Р 50646–94.

2. Дайте определение социально-культурной услуги.

3. Что такое концепция?

4. Какие концепции национальной системы стандартизации Вам известны?

5. В чём состояли главные идеи законопроекта Минэкономразвития России о стандартизации и сертификации?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: