Весной 2004 г. в России изменилась структура управления органами исполнительной власти, которая непосредственно затронула и систему стандартизации.
9 марта 2004 г. издан Указ Президента России № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Согласно Указу Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии (Госстандарт России) был преобразован в Федеральную службу по техническому регулированию и метрологии с передачей его функций по принятию нормативно-правовых актов в установленной сфере деятельности Министерству промышленности и энергетики РФ. Само это министерство было отнесено в ведение Правительства РФ [110].
20 мая 2004 г. издан новый Указ Президента России № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти». В соответствии с данным Указом, Федеральная служба по техническому регулированию и метрологии (бывший Госстандарт России) была преобразована в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, подведомственное Министерству промышленности и энергетики РФ (которое, как и ранее, было подчинено Правительству РФ) [11]. Министром промышленности и энергетики России был назначен В. Христенко [95; 96].
|
|
17 июня 2004 г. издано Постановление Правительства РФ № 294 «О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии». Постановлением было установлено, что до утверждения Правительством РФ перечня подведомственных организаций федеральных органов исполнительной власти в ведении указанного агентства находятся организации, подчинявшиеся ранее Государственному комитету РФ по стандартизации и метрологии (Госстандарт России) [116].
Этим же Постановлением Правительство РФ утвердило «Положение о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии» [151]. Согласно утвержденному документу данное агентство осуществляет функции национального органа России по стандартизации. В частности, к полномочиям данного федерального агентства были отнесены:
а) организация экспертизы проектов национальных стандартов;
б) опубликование уведомлений о разработке, завершении публичного обсуждения и утверждения национального стандарта, перечня национальных стандартов, которые могут на добровольной основе применяться для соблюдения требований технических регламентов, официальное опубликование национальных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации и их распространение;
в) создание технических комитетов по стандартизации и координация их деятельности;
г) принятие программы разработки национальных стандартов;
|
|
д) утверждение национальных стандартов;
е) учет национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечение их доступности заинтересованным лицам;
ж) ведение федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов и единой информационной системы по техническому по техническому регулированию, единого реестра зарегистрированных систем добровольной сертификации и др. [ Подробнее о полномочиях Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии см.: 151 ].
Указанное Федеральное агентство возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Правительством РФ по представлению Министра промышленности и энергетики Российской Федерации [ Прил. 4 ].
Деятельность Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии финансируется за счет федерального бюджета. Само Агентство располагается в столице России.
29 июля 2004 г. издан Приказ № 8 Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, которым была утверждена структура центрального аппарата этого агентства. В данную структуру входят следующие подразделения:
1. Руководство (4 человека);
2. Управление метрологии и надзора (25 человек);
3. Управление технического регулирования и стандартизации (25 человек);
4. Управление развития, информационного обеспечения и аккредитации (20 человек);
5. Управление экономики, бюджетного планирования и государственной собственности (15 человек);
6. Управление делами (31 человек);
7. Управление международного и регионального сотрудничества (10 человек) [137, с. 3–4].
6 августа 2004 г. специальным распоряжением Администрации Президента РФ и Аппарата Правительства РФ № 1363/1001 утверждены сокращенные наименования федеральных органов исполнительной власти, в том числе для Министерства промышленности и энергетики РФ – «Минпромэнерго России», для Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии – «Ростехрегулирование» [160, с. 10–16]*.
12 августа 2004 г. издан Приказ № 21 Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии «О создании территориальных органов Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии». Согласно данному Приказу, выделено 7 территориальных органов указанного агентства:
1. Центральное межрегиональное территориальное управление (место расположения центрального аппарата территориального органа – г. Москва);
2. Северо-западное межрегиональное территориальное управление (г. Санкт-Петербург);
3. Южное межрегиональное территориальное управление (г. Ростов-на-Дону);
4. Приволжское межрегиональное территориальное управление (г. Нижний Новгород);
5. Уральское межрегиональное территориальное управление (г. Екатеринбург);
6. Сибирское межрегиональное территориальное управление (г. Новосибирск);
7. Дальневосточное межрегиональное территориальное управление (г. Хабаровск).
Этим же приказом заместителю Руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии В. Н. Крутикову было предписано разработать и в срок до 18 августа 2004 г. представить на утверждение в Минпромэнерго России проект Положения о территориальном органе Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии [112, с. 82–84].
13 января 2005 г. Правительство России специальным распоряжением [161; см. также: 125] утвердило «Перечень федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Ростехрегулирования». В данный Перечень вошли 20 федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП) и 92 федеральных государственных учреждения (ФГУ), в том числе федеральные государственные учреждения – центры стандартизации, метрологии и сертификации (ЦСМ), упомянутые в рассмотренном выше Приказе № 1119 Госстандарта России от 17 ноября 2003 г. [104; 147; прил. 5 ].
|
|
С принятием Федерального закона РФ «О техническом регулировании» началось реформирование Государственной системы стандартизации (ГСС) России. Возникла необходимость пересмотра стандартов Государственной системы стандартов России. Предполагалось, что к 2010 г. произойдет преобразование Государственной системы стандартизации (ГСС) в национальную систему стандартизации (НСС) с изменением правового статуса системы с государственного на добровольный. Затем произойдет окончание формирования национальной системы стандартизации. Будет создана система, возглавляемая негосударственной организацией базирующейся на национальных стандартах только добровольного применения [163; 164; и др.].
В настоящее время национальный орган России по стандартизации принимает активное участие в деятельности многих международных организаций. Например, в 2002 г. в России было принято 485 государственных и межгосударственных стандартов, 160 из которых гармонизированы с международными стандартами ИСО/МЭК (Международная организация по стандартизации/Международная электротехническая комиссия). Еще в 2002 г. Всероссийский научно-исследовательский институт технической информации, классификации и кодирования (ВНИИКИ) и Консультационно-внедренческая фирма (КВФ) «Интерстандарт» заключили договор с Международной организацией по стандартизации (ИСО) на право распространения всех публикаций ИСО в России [76].
Федеральное государственное учреждение «КВФ «Интерстандарт» было создано при Государственном комитете РФ по стандартизации и метрологии (Госстандарт России) в 1995 г. Это учреждение стало официальным дистрибьютором стандартов Британского института стандартов (BSI) (помимо стандартов ИСО) и эксклюзивным дистрибьютором стандартов Американского общества по материалам и их испытаниям (ASTM) на территории России. КВФ «Интерстандарт» активно сотрудничает с национальными организациями по стандартизации Германии, Франции и других стран. Осуществляет перевод национальных стандартов России на английский язык и зарубежных стандартов на русский язык [75].
|
|
В практической деятельности национальный орган России по стандартизации исходит и из рекомендаций Всемирной туристской организации (ВТО). Так, система добровольной сертификации гостиниц и других средств размещения, введённая в России в действие 1 октября 2001 г., была разработана Всероссийским научно-исследовательским институтом сертификации Госстандарта России и гармонизирована с рекомендациями ВТО 1989 г., которые касаются гармонизации критериев гостиничной классификации.
Национальный орган России по стандартизации сотрудничает с национальными организациями по стандартизации стран Азии. Так, в отчете о работе Госстандарта России за 2002 г. отмечалось, в указанном году проводилась работа по развитию связей с такими странами, как Китай, Северная Корея, Южная Корея, Вьетнам и Турция [76].
Таким образом, существующая в настоящее время в России структура управления системой стандартизации сформировалась к началу 2005 г. и создана на базе, существовавшей ранее.
9 июня 2010 г. Постановлением Правительства России сокращённое официальное наименование Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии было изменено с «Ростехрегулирования» на «Росстандарт» [89].