В современном мире практически не существует этнически гомогенных государств. К таковым можно условно отнести только 12 стран, (9% всех государств мира). В 25 государствах (18,9%) основная этническая общность составляет 90% населения, еще в 25 странах этот показатель колеблется от 75 до 89 %. В 31 государстве (23,5 %) национальное большинство составляет от 50 до 70 %, и в 39 странах (29,5%) едва ли половине населения является этнически однородной группой.
Национально-этнические отношения представляют собой все многообразие связей, взаимодействий и обменов, возникающих между этническими группами по поводу насущных проблем их выживания и развития.
Подобные отношения существуют на трех уровнях:
1) межличностном – отношения между представителями тех или иных этнических групп, совместно проживающих в одной и той же местности (город, село, улица, дом);
2) межгрупповом – отношения между этническими группами, объединенными в границах одного многонационального государства;
3) международном – отношения между нациями-государствами. Первый уровень отношений изучается в рамках социальной психологии, второй – объект изучения социологии, третий – политологии.
Рассмотрим межгрупповые национально-этнические отношения. Субъектами этих отношений выступают этнические группы: 1) большие и малые;
2) более и менее развитые с точки зрения достигнутого ими уровня развития экономики, государственности, культуры;
3) коренные и некоренные (по критерию первоначального заселения данной территории);
4) титульные и нетитульные.
Объект – все многообразие проявлений жизни общества: политика, экономика, культура, социум и т.д. Таким образом, национально-этнические отношения имеют всеобщий и универсальный характер.
Обострение национально-этнических отношений приводит к возникновению национального вопроса, связанного с проблемами свободного и всестороннего развития всех народов, расширения межэтнического сотрудничества и гармоничного сочетания национальных интересов. В различных сферах общественной жизни национальный вопрос имеет свою специфику.
В политической сфере – это вопрос равноправия этнических групп и их равного (пропорционального) представительства во всех ветвях и структурах власти.
В экономической сфере – вопрос межнационального разделения труда, перспектив экономического роста, участия в государственном и мировом рынках.
В социальной сфере – вопрос статусов и привилегий, объективного и субъективно оцениваемого места каждой этнической группы в социальной иерархии общества.
В сфере культуры – вопрос сохранения и развития самобытной национальной культуры, преодоления ассимиляционных процессов и одновременно – стремления к равноправному и полноценному вхождению в мировую культуру.
Решению национального вопроса служит национальная политика – деятельность государства, политических партий и общественных движений, направленная на урегулирование и оптимизацию национальных отношений, создание условий для равноправного и полноценного сосуществования всех этнических групп, независимо от их численности, культурных и иных особенностей.
Данная в определении национальная политика характерна для государств с демократическими режимами. Однако в мире существуют и иные модели (способы) решения национального вопроса.
Их социально-исторические типы можно представить следующим образом:
1) политика подавления и вытеснения нежелательных этнических групп (прежде всего меньшинств) (в форме геноцида или этноцида);
2) политика экономической и культурной изоляции народов с целью искусственной задержки их социально-политического развития (например, в колониальных странах в XV – начале XX в.);
3) политика воздействия на народы с целью выравнивания их социально-экономического потенциала, повышении я культурного уровня, создания равных возможностей для активного участия в жизни государства;
4)политика невмешательства в социально-экономическое и социокультурное развитие этнических групп